![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Естествознание и его место в современной системе знаний. Студент должен знать: 1. Понятие естествознания. Система наук о природе. 2. Эволюция естественнонаучной картины мира. 3. Сущность научного мировоззрения и метода. 4. Общественные, гуманитарные и естественные науки. уметь давать определение понятиям:естествознание, наука, эволюция. Содержание учебного материала (дидактические единицы): определение естествознания как науки, естественнонаучные признаки взаимосвязи наук о природе, комплексность современного естествознания. Тема 2. Критерии научного знания. Студент должен знать: 1. Системность. Теоретичность. Рациональность. 2. Псевдонауки. уметь давать определение понятиям:система, псевдонаука, рациональное знание. Содержание учебного материала (дидактические единицы): научная картина мира. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки. Тема 3. Уровни и методы научного познания. Студент должен знать: 1. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель. Теория. 2. Принципы научных исследований. 3.Характеристика общих, частных и особенных методов научного познания. уметь давать определение понятиям:метод познания, эксперимент, гипотеза, модель. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основные методы научного исследования. Эмпирический и теоретический уровни знания. Эмпирические и теоретические методы науки. Определение основных эмпирических методов: Наблюдение. Описание. Сравнение. Определение основных эмпирических методов: Моделирование. Измерение. Эксперимент. Определение основных теоретических методов: Аксиоматизация. Аналогия. Анализ. Синтез. Определение основных теоретических методов: Индукция. Дедукция. Математизация. Определение основных теоретических методов: Абстрагирование. Классификация. Тема 4. Системный подход в естествознании. Студент должен знать: 1. Горизонтальные и вертикальные связи. Виды систем. 2. Эволюция синергетики. уметь давать определение понятиям:система, синергетика. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основы научной деятельности. Главные компоненты естественнонаучных исследований. Наука - сфера человеческой деятельности. Основные критерии (показателями, характеристиками) научной деятельности. Завершающий этап любой научной деятельности. Тема 5. Исторические этапы развития естествознания. Студент должен знать: 1. Доклассический период развития естествознания. 2. Классический этап. 3. Современность. уметь давать определение понятиям:история, историческое развитие. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Объективные законы природы – основа естествознания. Естественнонаучная картина мира. Системность. Самоорганизация. Эволюционизм. Историчность. Тема 6. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире. Студент должен знать: 1. Развитие естествознания в эпоху классической античности. 2. Познание природы в эпоху Средневековья. Создание классической механики Ньютона – первой естественнонаучной фундаментальной теории. Теория Эйнштейна. 3. Квантово-полевая картина мира. уметь давать определение понятиям:механика, картина мира. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки. Физика – объединяющее понятие наук о природе. Двойственность термина «Естествознание». Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Естествознание – система наук о природе. Тема 7. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир и их пространственно-временные характеристики. Студент должен знать: 1. Развитие представлений о пространстве и времени. 2. Характеристика объектов микромира, макромира, мегамира. уметь давать определение понятиям:микромир, макромир, мегамир, пространство, время. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Объективные законы природы, как основа естественнонаучной картины мира. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон сохранения энергии, как объективный закон природы. Закон (явление) резонанса. Закон причинно - следственных связей. Закон (состояние) неравновесного равновесия. Закон (принцип) действия и противодействия. Закон (принцип) обратной связи. Закон корпускулярно-волнового дуализма. Тема 8. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы). Студент должен знать: 1. Физика как наука о материи. Развитие представлений о строении материи. Опыты, подтверждающие дискретность. 2. Структурные уровни материи. 3. Классификация элементарных частиц. уметь давать определение понятиям:материя, опыт, дискретность, частица Содержание учебного материала (дидактические единицы): Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ. Ведущая идея атомно-молекулярного учения современного естествознания. Молекула. Определение молекулы. Современная модель атома. Понятие электронного облака вокруг атомного ядра. Основные понятия идеи дискретной основы движения и взаимодействия тел и веществ. Атом. Химические свойства элемента и строением его атомов. Протоны, нейтроны и нуклоны. 3 признака дискретной (атомно-молекулярной) основы движения и взаимодействия тел и веществ. Зависимость молекулярного движения от температуры. Тема 9. Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света. Студент должен знать: 1. Виды взаимодействий в природе. 2. Свет. 3. Дуализм волн и частиц. уметь давать определение понятиям:природа, частица. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Сущность корпускулярного водного дуализма?- Было доказано, что свет может вести себя и как частица, и как волна, т.е. обладает дуализмом. Интерференция света- это физическое явление, при котором два луча света накладываются друг на друга. При этом на экране возникает картина чередующихся темных и светлых полос. Интерференционную картину можно рассчитывать на основе как волновых свойств света, так и рассматривая свет как фотоны т.е. как частицы. Из квантового описания следует, что в одних частях экрана вероятность найти фотоны больше, а в других частях - меньше. Тема 10. Кванты; поглощение и испускание света атомом. Студент должен знать: 1. Понятие кванта. 2. Суть опытов по поглощению и испусканию света атомом. уметь давать определение понятиям:квант, опыт, атом. Содержание учебного материала (дидактические единицы): дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация. Опыт Юнга. Квантовые свойства света: фотоэффект, эффект Комптона. Закономерности теплового излучения тел, фотоэлектрического эффекта. Тема 11. Связь массы и энергии. Студент должен знать: 1. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике. 2. Случайные процессы и вероятностные закономерности. уметь давать определение понятиям:энергия, преобразование, закономерности. Содержание учебного материала (дидактические единицы): Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики. Маятник Максвелла. Закон сохранения механической энергии. Действие Закона сохранения энергии в двигателе внутреннего сгорания. Джеймс Джоуль и значение его открытий. Два способа изменения внутренней энергии тела.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |