Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Літні звичаї та обряди українців.




Летний цикл, как и весенний, заполнен земледельческими заботами, прежде уходом за посевами, не имел четко очерченных границ. По народным приметам, его начало определяли последние дни мая. Первой такой датой был день Иоанна Богослова, который приходился на 21 мая. По народному календарю, это был рубеж для весеннего сева яровых.

Из торжеств летнего обрядового цикла важными были Троицу. Они не имеют точно определенной даты, а выпадают через семь недель после Пасхи. В церковных календарях они ограничены двумя днями - воскресеньем и следующим понедельником. Сначала шла Праздники воскресенье, или Сошествие Святого Духа. Еще называли ее Пятидесятницей - пятидесятый день после Пасхи. После нее - понедельник, присвященный Пресвятой Троицы. Но в народе рамки этого праздника несколько шире. Они охватывают период между седьмым и восьмым четвергам после Пасхи. Собственно седьмую неделю называли Зеленым, Клечальное или Русальной. Отсюда и четверг на этой неделе имел такое же название. Русские называли его Семиком - седьмым четвергом по Пасхе. По восьмым неделей и его четвертым днем закрепилось название Троицкий.

Период от Зеленого до Троицкого четверга называли в народе Зелеными праздниками. Ко всем его дней приурочено много различных обрядовых действ, которые имеют очень древнее похо -ния. Напоминает об этом и название седьмой недели - Русалии.

К утверждению христианства на территории Украины Русалии, очевидно, имели четко определенную дату.

По народным поверьям, в Зеленый четверг»пробрасываемся»мертвецы. Они»гостят»до Троицкого четверга. На время их пребывания налагался запрет на целый ряд работ.

Поминовение предков предназначался и следующий день - Зеленая суббота, которую в разных местностях Украины называли по - разному:

Обычай поминать усопших на Троицу одновременно связан с верованиями в русалок.

«Встреча русалок»начиналась в Зеленый четверг. На Черниговщине и в других районах Полесья женщины вывешивали в этот день на деревьях полотно, на окна преподавали свежеиспеченный хлеб. Вместе хозяйки поливали молоком тропы, которыми ходила скот на пастбище, а своих посевов клали по куску хлеба -»чтобы рожь родило». Никто в этот день работал в поле. А девушки в лесу производили еще и»русалок».

В Троицкий четверг, или, как его называли на Полесье, кривой день или сухой четверг, происходили»проводы русалок».

Все участники»проводов»(преимущественно девушки и женщины) впитывали на головы венки и шли с песнями в поле, к реке или на кладбище. Дойдя до назначенного места, сбрасывали с себя венки и разбегались.

Древним и наиболее эмоциональным летним торжеством является купальский праздник, или Ивана Купала. В древности купальские развлечения занимали во времени длительный период. Об этом свидетельствуют купальские песни, которых пели с первых дней Петровки до празднования дня апостолов Петра и Павла (12 июля). Но кульминационная точка этого празднования приходилась на период летнего солнцестояния.

Отсюда и узнаем, что в этот вечер собираются девушки и парни, плетут себе венки из зелья и подпоясываются зелеными ветками, зажигают огонь и, взявшись за руки, ведут вокруг него хороводы, поют песни, в которых часто вспоминают Купала. Затем через огонь перепрыгивают. Литопысець, подавая свое описание, уже не понимал сути купальского торжества.

Леся Украинский так описала это действо:»Вечером ребята воруют где-нибудь соломьяника, старого, - собственно воруют, потому просить не годится. Соломьяника того называют»лукошком». Тот лукошка ребята тянут по селу, бежит быстрее и поет, а навстречу им выходят люди и делают перейму: есть стекладают на улице щепки, поленья, старые копейки и т.д.. - Все то понадобилось в купальского костра. Все тее ребята собирают и упаковывают в корзину. Таких схваток бывает несколько, и ребята едва могут собрать это топливо...». Кроме того, люди, которые приходят на место празднования, тоже должны принести с собой дрова для очага, свидетельствует о древнем общинно - родовое значение купальской костра, как и огней зимнего и весеннего циклов.

После начиналось шутливое соревнование девушек Парубий - ками: ребята пытаются ухватить купальский деревце, девушки защищают его. Тогда дерево разрывают на части, ломают, выщипывают веточки. Каждый, кто схватил ветку купальского деревца, быстрее бег с ней домой. Ветви разбрасывали по грядкам, чтобы овощи лучше росла, а девушки прятали под подушки, чтобы суженый приснился.

Когда молодежь возвращалась из домов на место торжеств, то, что осталось от деревца или чучела, сжигали или топили в реке. Бросая деревце в воду, пытались быстрее убежать от реки, чтобы черт не хватил

Как только ребята устанавливали купальский деревце, девушки украшали его цветами и цветными лентами. Его называли»Купайлиця»,»Купайлом»,»веточки»,»свободныхцем». Известны также названия»марена»,»марина».

Основная торжественность начиналась чествования деревца, на котором зажигали берестяные или восковые свечи. В этот момент девушки водили вокруг»Купайлиця»хоровод. Пока девушки торжественно пели купальские песни, парни разжигали мнони, которое поддерживали в течение всей купальской ночи. Затем устраивали у огня общественную ужин.

он вылезает из воды». Затем перепрыгивали через огонь - в одиночку или парами.

Финалом праздника было гадание на венках. Там, где был пруд или река, девушки пускали на воду по два венка. Один венок загадывали на себя, второй - на парня. Если венки сходились вместе, то девушке суждено быть в паре со своим женихом.

В день святого Прокопия (21 июля) избегали тяжелых работ, особенно в поле. В Карпатах считали: того, кто в этот день работать, может убить гром. Таким же»громовым днем»был и день святого Кирилла, или князя Владимира (28 июля).

Заканчивался летний цикл днем пророка Илии, в народе - Ильи, который, согласно поверьям, ведал громами и молниями. Хотя в народе день 2 августа считали присвятком, все же старались не работать, особенно в поле, чтобы не навлечь на себя беды. Несмотря на то, что гром имеет»свое право»в Честного Креста, но после Ильи уже запрещалось купаться в реках и прудах, так как»святой Илья лето кончает»

Заключительными аккордами летнего обрядового цикла были обычаи, приуроченные к церковным святых Петра и Павла (12 июля), Прокопия (21 июля), Кирилла (28 июля) и др.. Среди них важным в народной и церковной интерпретации был праздник апостолов Петра и Павла. По сей день когда-то почти по всей Украине начинали зажинать рожь - производить»зажинки». Порой к Петру уже пекли первый хлеб нового урожая. В большинстве случаев с этим днем ​​связывали окончания летнего времени. Недаром в народе говорили:»Как по Петри, то и по тепле».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...