Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дівування й парубкування. Дошлюбне спілкування української молоді.
Украина дети с семи - девяти лет приучались к посильной трудовой деятельности. Мальчики, как правило, становились пастушками. Меньшая пасли гусей, уток. Большие - шли в подпаском (помощниками пастухов), затем - в пастухи. Парня уже так и звали - пастушок, пастух, что означало определенную градацию возраста. При исполнению мальчик семи лет в древности совершался обряд»сажать на лошадь», или»княжить». На праздник Семена (1 сентября) семилетка подстригали как взрослого, надевали новые штаны и пояс, сажали на коня и трижды обвозилы по кругу по восходом солнца. Вероятно, что такой обычай»княжение»парня происходил весной. Мальчики с детства помогали также у лошадей, волов, при вспашке становились погонщиками. А»погонщик»уже звучало как настоящий рабочий. Девочек приучали преимущественно в домашней женской работы. Семилетняя девочка уже нянчила меньших братьев или сестер и величалася в семье»нянькой». В жатву девочки помогали носить обед косарям в поле. С мабедствий лет девочку учили прясть. Почти по всей Украине существовал обычай, по которому девочка, напрявшы первой повисмо, имела бросить его в горящую печь, а сама обежать трижды вокруг дома. Считалось, что тогда быстро прясть научится. Молодежь взрослой становилась рано. Девушки преимущественно в 15-16 лет, юноши - в 16-17. Издавна в Украине существовали своеобразные общественные организации молодежи - так называемые девичьи и холостяцкие общества. Совершеннолетие для девушки или парня наступало тогда, когда они могли поступить в этой общины. Бывало, что мальчики и меншего возраста (14-15 лет) хотели пристать к мальчишника общества. Да нет же, старше этого не допускали и публично насмехались из таких скороспелых:»Еще молоко на губах не обсохло, а он к девушкам бежит». Или поймают и перерижуть очкур (веревку) в штанах. Тогда парень штаны в руки и айда домой, посрамлен. Принятие к обществу регламентировалось определенными обычаями и выполнением обрядовых действий. Характер этих действий должен в разных регионах Украины свою локальную специфику. Основном новичков в группы принимали на первых осенних вечеринках. Известно, что эти своеобразные клубы досуга сельской молодежи с наступлением уборочной поры переставали функционировать, а с приходом осени восстанавливались. Девушка, которая вступала И девичьей общины, имела И первые вечерницы сварить кашу. Горшок с кашей вона приносила в платке и так ставила на столе. Сходились ребята начинали торГувати кашу. Кто давал больше денег, тот бил кашу, а деньги отдавали девушке. Она угощала всех кашей и становилась членом группы, могла уже ходить на вечерницы. В древние времена парня принимали в мальчишника общины тогда, как он овладеет Косарский технику. Косарь - это уже парень. Чтобы вступить в Мальчишник общество, парень должен был поставить товары - шам магарыч, а девушкам - нанять музыки. В полесских, центральных и восточных ра - районах Украины до 30 - х годов XX в. сохраняется - лись формы вечеринок, на которых девочки и мальчики оставались ночевать вместе, придерживаетсяясь хорошего поведения. Х Интересный обычай вступления в совершеннолетие распространенный на Подолье. Здесь происходил обряд»коронования»(«коринування»- местное название на Виннитчине) юноши на парня. Его сажали на стул, покрытый кожухом (или подушку), давали в руки хлеб и бутылку и трижды поднимали высоко вверх, распевая при этом величальных песен в его честь. За»коронования»парень ставил магарыч и угощал всю общину. Молодежные организации выбирали среды старших, которые отвечали за культуру досуга, свой неписаный устав. Старшего мальчишника общины звали атаманом, в некоторых районах - Березой. Девичьи общины были менее организованы, но в центральных районах и девушки выбирали Березу, что, очевидно, отнести к более позднему времени. Березу выбирали ежегодно нового. Изредка наиболее искусные были старше несколько лет подряд. Делали такие выборы чаще перед Рождеством. Выбирали по старших знавших больше колядок, щедривок, поздравлений и умел повести отряд колядовщиков и щедривникив по всему селу. Девушки и ребята имели отряды отдельно. С наколядованные гостинцев девушки делали складчину отдельно, а парни - отдельно. А уже в завершение зимовых праздников делали общее складчину, большие вечерницы. Мальчишник община имела свой устав, и Береза зачитывал его на вечеринках. Вот примерный текст:»Будем же, братья, гулять честно, тихо и смирно, как и следует честному и уважаемому парнем, так, как гуляли наши деды и отцы. Хозяйку на вечеринках уважать и уважать как мать, с девушками обращаться с уважением: не забыл, братцы, что честная девушка - то есть странса и честь всего села». Интересным элементом мальчишника и девичьей жизни были гадания и заговоры. Мальчишники и девичьи общины имели большое влияние на нравственное воспитание молодежи, развивали искусство оптового пения и народной хореографии, почетвали традиции предков.
Шлюбні звичаї українців. Брак - это разрешенная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Он осуществляется через обряд венчания или общественную регистрации. В Украине традиционно был распространен моногамный брак. Моногамия (от греческих слов топоз - один и датоз - брак) - это форма брака, при которой мужчина женится только с одной женщиной, а женщина - только с одним человеком. Заключению брака всегда придавалось большое значение. По обычному праву (неписаными законами, которые регулировали жизнь в общине и семье) в Украине человека счижали за самостоятельную только после замужества холост мужчина, какого бы возраста он ни был, считался молодым. Женатый человек всегда пользовалась большим авторитетом в обществе, чем старый парень или девушка. Неодобрительно относились к людям, которые вовремя не создали семью. В XIX в. в Украине парни чаще женились после службы в армии. Если по какой-то причине парень не шел в армию, до достижения 21 года он, как правило, не женился. Девушки выходили замуж преимущественно в 16-48 роков. Действующее законодательство запрещало церкви венчать неполнолетних (девушек - до 16 лет, мужчин - до 20 лет). Для более раннего заключения брака нужен был отдельный разрешение врача и местной власти. Народ приветствовал ранние браки среди молодежи. Возрастная разница между невестами, по народным представлениям, должна быть небольшой. Невест, как правило, выбирали из своей деревни и довольно редко - из соседних. До брака парня с девушкой из другого села относились с опаской. Особенно недоброжелательно воспринимали в своей среде женщину: она фактически всю жизнь была в селе мужа чужой. Более терпеливо относились к приемного из другого села - его через некоторое время община принимала и признавала своим. В основу этого обычая было положено желание лучше узнать ту семью, с которой должны породниться. Репутация семьи невест имела очень большое значение при их выборе. В Украине также существовал принцип социальной эндогамии (от греческого слова епсиоп - внутри), т.е. избранника чаще всего искали равного по происхождению и богатству. делалось для того, чтобы в будущей семье супруги были равноправными и никто не имел оснований для упрека. Это Старшие люди всегда напоминали молодым, что жить с человеком, а не с богатством. Среди украинского в XIX - начале XX в. был также распространен принцип национальной эндогамии, Украинская женились на украинском и чрезвычайно редко - с русскими, поляками, евреями или представителями других национальных меньшинств. Еврей, чтобы жениться на украинском, должен принять христианство - вихреститися. Если поляк принимал брак с украинским, то это происходило в церкви, а не в костеле. Важную роль в выборе невест играли родители. Народ считал, что без родительского благословения невозможно создать счастливую семью. Правда, последнее слово -согласие во время сватовства и венчания в церкви всегда было за молодыми. Девушку или парня редко заставляли до женитьбы. В украинских семьях во все исторические периоды основном пытались уважать желания или действия всех членов, независимо от возраста и пола. Если между родителями и молодыми не было достигнуто соглашение, то отец мог не дать приданого непослушной дочери или лишал непокорный права на наследство его части имущества. В таких случаях молодым приходилось бежать накануне бракосочетания. В Украине такие браки называли»вводом», или»уходом», и они случались крайне редко. В украинском протяжении веков сформировались два основных мотива выбора невест: любовь и экономическая выгода. Молодежь преимущественно руководствовалась чувствами. Родители часто учитывали материальная сторона заключения брака. Поскольку в Украине выбор брачного партнера по взаимному любовью имеет традиционную основу, то браки по расчету заключались реже. Обязательным условием возможности брака было отсутствие родственных связей между молодыми. Церковные каноны запрещали также браки между кумовьями и их детьми. В работах современных украинских этнографов случается утверждение, что церковное венчание в Украине к концу XIX в. не было разрешением на совместное семейное сожительство. Если брак в церкви и свадьбы происходили не в один день, то обвенчаны молодые жили отдельно - каждый у своих родителей - к свадьбе. Только после выполнения свадебных обычаев и обрядов, в которых участвовали почти все члены деревенской общины, молодые считались мужем и женой. Чтобы избежать определенного конфликта и противоречий, в XIX в. церковное венчание основном происходило в один день со свадьбой и даже было его составной частью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |