Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Українській осінній цикл народного календаря.




Главными моментами осеннего цикла были обычаи, приуроченные к завершению сбора урожая или возврата скота с летних пастбищ - полонин

В них, как и в предыдущих циклах, фрагментарно отражена главная крестьянская забота - обеспечение плодородия полей, плодовитости скота, продолжение человеческого рода. А это и является основной идеей осеннего обрядового цикла. Его рамки в современной интерпретации охватывают период от первых дней августа (день пророка Ильи) до дня святого Филиппа (27 ноября), после которого наступает зимоный пост - Филиппов, продолжающийся до Рождества. Уже первый день августа, посвященный преподобной Мокрине (в народе - Мокрине), определяет погоду на грядущую осень.

Одним из важных осенних праздников день памяти мучеников Маккавеев - в народе его называли Маковея, Первого Спаса, Спаса на воде (14 августа). Еще накануне, в день праведного Евдокима, женщины и дети шли в лес, на луга собирать цветы и травы. Перевязывали их ржаным или пшеничным венком, встре - ляли головки мака и восковую свечу. Этот своеобразный букет перевьязувалы цветными нитками или лентами. Утром следующего дня с теми»Маковейчик»шли в церковь. Кроме посвящения»маковейчики», во многих местностях происходило освящение колодцев. От Маковея начинался Пост - Спасовка, который продолжался до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Вторым важным праздником был день Преображения Господня. Его называли Спасом (19 августа). В этот день святили яблоки и груши, которые запрещалось есть, пока они не будут освящены. Выходя из церкви, люди обменивались посвященными осенними дарами. Ими этого дня одаривали также бедных. Гуцулы, кроме фруктов, приносили с собой в церковь воду в кувшинах и герани, которыми наделяли нищих, обменивались между собой»по умершие души». Каждый одаренный должен был съесть хотя кусочек освященного яблока, закусить калачиком и запросы святой водой. На Слобожанщине для этого пекли пироги с яблоками и смазывали их медом.

Хлебный. К ним приурочены в народе обжиночные обычаи и обрядовые действа этих праздников - своеобразные отдельные моменты дохристианских торжеств, которые приходились на время сбора меда, фруктов, зерна. Свидетельствуют об этом и соответствующие народные названия

Спасов: первый - Медовый, второй - Яблочный, третий - хлебный. К ним приурочены в народе обжиночные обычаи и обряды - своеобразный апофеоз летнего календарного круга. Жатки обрядность начиналась зажинками - обрядами, сопровождавшими начало уборочной поры. Приходились они уже на время празднования дня апостолов Петра и Павла.

Завершающим актом были обжинки. Они воспринимались более торжественно: жницы вязали последнего снопа и плели из колосьев обжиночные венки, их украшали цветами и лентами. Красивая и трудолюбивая девушка несла такой сноп и венок в село в сопровождении всех жнецов. Эта жатки процессия обходила сельские дворы, приветствуя хозяев с окончанием жатвы. Как сопровождение - звучали обжиночные песни.

Важным был день преподобного Симеона Столпника, или Семена, на который приходится начало церковного года (14 сентября). В этот день считали присвятком. Но к нему были приурочены древние обычаи ремесленников, посвященные чествованию огня, при котором работали на протяжении долгих осенних вечеров.

На»Михайлово чудо»- день чуда архангела Михаила (19 сентября) празднований не устраивали, но пытались все же избегать тяжелых работ или в поле, или дома. Нельзя было пахать, сеять, обмолачивать снопы, складывать сено, вырубкивать капусту и т.д.. Гуцулы верили, что в этот день не надо ни с кем ссориться, а тем более - проклинать, потому проклятия тут же могут сбыться.

Большим праздником был день Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября). В народе его называли Второй Пречистой, или Второй матки. К нему когда-то пекли калачи, готовили различные блюда, устраивали пиршества, о которых упоминалось и в древних памятниках наших предков. Девушки в этот день до восхода солнца молились к Богородице с просьбой предоставить им добрых и богатых женихов.

В день Воздвижения Честного Креста (27 сентября) повсюду лишь постились. На Бойковщине тот день варили постную картофельную похлебку -»сапорок»и пекли пироги из яблок -»ябчаникы». Согласно народным поверьям, в этот день земля»сдвигается»к зиме. Когда зазвонят церковные колокола, в определенных местах земля»раздвигается», и пресмыкающиеся (змеи, змеи, ящерицы) в те отверстия прячутся на зиму - до Благовещения. На земле остаются лишь те, которые»согрешили»за лето - укусили кого-то. Поэтому в этот день категорически запрещалось идти в лес или в поле.

С Покровом Пречистой Богородицы (14 октября) тесно соединены свадебные мотивы. С этого дня начиналась пора осенних свадеб. На Покров девушки на выданье молили Богородицу быстрее послать им счастливую пару.

Поминальные мотивы характерны для дня памяти апостола и евангелиста Луки (31 октября). Они четко выражены в праздновании субботы, которая предшествовала этому дню. На Слобожанщине когда-то в такую ​​субботу специально устраивали поминовения предков. К ней готовились, как к важному празднику. В церкви, где совершались панихиды, несли хлеб, яйца, мед, бублики. После службы устраивали дома торжественные пиршества, на которые приглашали родственников, соседей, знакомых.

Эти поминовения приурочивались к суббот, предшествующих дню великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября) и Собора архангела Михаила (21 ноября). Празднование начиналось службами в церкви, а завершалось праздничной трапезой дома. Местами по окончании панихиды устраивали совместные обеды у церквей. Впоследствии в церкви ели по очереди коливо (кутью), а обеды устраивали дома.

За обедом с каждого блюда по ложке откладывали в отдельную посудину и ставили на ночь на окно. Здесь же выставляли кувшин с водой, вывешивали полотенце - чтобы души умерших могли помыться и пообедать.

Завершалось осеннее обрядовое круг предрождественским постом, называемым Филипповым. В день смерти апостола Филиппа (27 ноября) устраивали заговенье, или, как говорили в Галичине,»запусти». Ходили в гости к родственникам, кумовьев, соседей.

На следующий день те, совместно устраивали»Филипповский заговины», приходили, как и в первый день Великого поста,»полоскать зубы». А в восточных районах Украины, как и во время Масленицы, распространенный когда-то обычай»вязать колодку». ее вязали отцу за то, что сына не женил, а матери - что дочь замуж не выдала течение осенней поры. В осеннем цикле, который завершал годовой календарно - обрядовое круг, снова повторяются все мотивы, характерные для других циклов. Так формировалось непрерывное циклическое обрядовое круг праздничных дат с разными атрибутами и символами, но одними и теми же мотивами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...