Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Етапи формування календарно-побутової обрядності українців.
Сложный и длительный путь развития прошли украинские календарно -бытовые обычаи и обряды. Такое название они полуимели из-за связи с календарными циклами (зимой, весной, летом, осенью), от которых напрямую зависел быт наших предков. Порой их называют аграрными, то есть связанными в определенными видами хозяйственных работ (севом, созданием посевов, сбором урожая). Но это верно лишь до определенной степени, поскольку значительная часть обычаев и обрядов возникла задолго до того, как наши предки узнали земледелие. Древнейшим у многих народов был лунный каЛендар. И это вполне естественно, ведь движение Луны очень легко наблюдать даже невооруженным глазом. Люди заметили, что возвращение Луны в небесном пространстве в одну и ту же точку относительно Солнца происходит примерно через 30 суток, это хорошо прослеживается по лунным фазам - различными формами видымои части Луны. Отсчет времени по Солнцу послужил основой солнечных календарей. Некоторое время обе эти системы сосуществовали. На территории Украины уже в IV тыс. до н. есть. пользовались лунно- солнечным календарем, по которому рассчитывали периоды наступления весенних и летних праздников. Из более поздних времен дошли до нас календарей, которые называют аграрныммы. На них обычными засечками обозначали будни ; косыми крестами, фигурками лошадей или всадников - праздничные дни ; косыми и волнистыми линиями - периоды дождей ; стилизованными знаками орала, серна - периоды полевых работ. Для большинства населения ближе был календарь, в основу которого положено вегетационный период, то есть период активной жизни растительного мира. В наших условиях вегетационный год длится от последних весенних заморозков до первых осенних. С ним была связана трудовая деятельность подавляющего большинства людей, поскольку знание начала или конца земледельческих работ имело практическое значение. Вместе с другими системами учета времени вегетационным годом начали пользоваться наши предки, когда их основным занятием стало земледелие. Признаки такого учета сохранились и до наших дней. Но такими календарями пользовались далеко не все. Астрономические подсчеты наступления того или иного сезона осуществленияменялись элитарной частью населения. До принятия хри - стиянства на территории Украины это были жрецы, служители язичческих храмов - так называемые»волхвы»,»ведуны», то есть лица, владевшие определенными знаниями, но держали их в тайне. На обе системы учета времени - элитарную и народную, что взаимодействовали и взаемодоповнювалы друг друга, существенно повлияла христианизация наших предков - язычников. С принятием хри - стиянства на Руси складывается новый календарь, внедряются новые праздничные даты. Частично они совпадали со старыми язичкий праздниками, частично вытесняли их. Отходили в небытие прежние служители языческих храмов и культов, против которых, в первую очередь, была направлена борьба христианской церкви. Забывались названия божеств, в честь которых устраивали праздники наши предки. Но оставалась народная обрядовая основа, которая на протяжении последующих веков взаимодействовала с христианской обрядностью. Так складывался современный народный календарь с христианскими датами и обрядами, дополненными древними обрядовыми элементами. Такое сочетание называют двоеверия, но в мировоззренческой системе это высшая степень человеческого раз развития. Сочетание разновидовых обрядовых компонентов вошло в плоть и кровь украинского. Каждое время имела свою важную дату - кульминационную точку, к которой были приурочены народные обычаи и обряды летнего календарного круга. Основные их фрагменты в определенной мере сохранились в календарных циклах зимы, весны, лета и осени.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |