Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зустріч весни. Українська обрядовість весняного циклу.




Весенний цикл календарных обрядов украинского несколько зде - формируемый христианскому календарю. Начинается он со дня Евдокии и продолжается вплоть до Вознесения.

Своеобразным переходным мостиком от зимнего к весеннему обрядового цикла является день Сретения (15 февраля). По сей день хранились в церквях рождественские елки. Кое-где в Украине на Сретение еще ​​ходили вечером переряджени с колядой. Утром того дня с украсил свечами спешили в церковь, чтобы освятить. Затем теми свечами подкуривали больных людей, скот. Летом эти свечи зажигали перед образами во время грозы - на его предотвращение

В обрядовых действах, гаданиях, народных приметах, приуроченных к Сретения, уже отчетливо прослеживаются ! близкие крестьянину весенние заботы. Вечером на Сретение выставляли улицу миски с хлебом. Какое из выставленного семян | | будет больше покрыто утром росой, то лучше и сеять: даст больший урожай.

Еще ощутимее весенние мотивы в день Обнаружение головы Иоанна Крестителя, Обретение (9 марта). По народным поверьям, с этого для перелетные птицы начинают»возвращать голо -1 вы домой». Недаром говорили:»Дети - от хлеба, птицы - к гнезду, а крестьяне - к плугу». Поскольку первыми прилетали жаворонки, время и до дня Обретение, по их полетом определяли

урожай: если этот день жаворонки летели высоко над землей - на урожай, низко - на неурожай.

Но по народному календарю весна начиналась со дня преподобной мученицы Евдокии (14 марта), или Евдокии. Этот день почитали в народе: не стирали, не работали лошадьми и волами. На него приходилось много примет о предстоящем изобилие: теплый солнечный день предвещал урожай на пшеницу, лен и конопля, мрачный - на гречку и просо. Настоящие весенние мотивы, наиболее полно выражены в обрядах, приуроченных к Благовещения, Пасхи, Юрия, звучали со дня Сорока мучеников (22 марта).

. Но не важнейшим обрядовым действом в этот день была торжественная встреча птиц, которые возвращали с юга. В этот день пекли до сорока лепешек -»жаворонков». их раздавали не только детям («чтобы птица велась»), но и всем членам семьи.

В такой торжественной встречи птиц важным в дав- нину, очевидно, был мотив почитания предков. А позже на него наложились другие - то, что мы называем»проводамизимы»,»встречей весны»или»призванием весны». В этом может убедиться на примере обрядовых действ в весеннем цикле, которые не имеют точно определенной по современным календарю даты. Это прежде всего касается воскресенья, которое называли мясопустную. Она зависела от того, сколько недель мясоеда - время зимних свадеб - приходилось того или иного года. После нее наступал неделю, по которым начинался Великий пост, который длился семь недель - до Пасхи. На первый день этой недели почти везде в Украине устраивали»яижкови», или»Гыжко», заговины (запусти), обязательным блюдом них должен быть холодец из свиных ног.

Со следующего дня начинался сырная неделя, или Масленица. Каждый день этой недели был заполнен разнообразными ! обычаями, которые сейчас уже несколько призабылись. Утром первого дня Масленицы замужние женщины собирались или в чьей-то комнате, или в корчме. Одна из них вынимала полено и клала на стол, другие женщины пеленали полено, как куклу. Это означало - родился»Колодий». После хорошего угощения, оставив»Колодия»в кабаке, женщины ходили от дома к дому, где были неженатые парни или девушки, и привязывали им или их родителям»колодки». Это могла быть обрубки, цветная лента, платок - своеобразное наказание за то, что не женились течение не дал»НИП мясоеда. Ту отличие никто не смел с себя снять, пока не даст выкупа - угостит водкой в ​​последний день Масленицы или подарит писанку на Пасху. Девушки также ходили цеплять парням»колодку»- цветную ленту или платок на рукав. Парни давали выкуп деньгами, которые использовали для устройства гости на запусти («пущане») в последнее воскресенье перед Великим постом. На следующий день женщины»Колодия»крестили - снова обходили дома с холостой молодежью, чтобы случайно кто не отцепил»колодки».

В среду, производя с шутками и смехом»​​Колодий похрестини», вместе обходили дома, где гостилися варениками с сыром и водкой. В четверг - день»Колодиевои смерти»- женщины собирались в группы, забавлялись и угощались - чтобы»телята водились»и»масло не гиркло». В пятницу женщины устраивали»Колодий похороны», а в субботу -»оплакивали Колодия», хотя и в эти дни, как и в предыдущие, проходили веселые сельские гости, главным блюдом которых были вареники с творогом и сметаной.

Каждый из этих семи недель имел свое название и свои обычаи.

Так, гуцулы первую неделю Великого поста называли Федоровицею или Федоровым неделей. За него категорическииаборонялося прясть или выполнять другие традиционные женскиеработы.

Первая суббота Великого поста посвящена церковной поминовения усопших. На Слобожанщине хозяйки, собираясьв церковь, брали с собой»мисочки»- хлеб, кутью (кутью) Я мед, заказывали большую панихиду по умершим. В западных об»ластях Украины священнику в этот день давали»помьянику»-»листья с указанными именами усопших родственников, которых спомы»1 нали при специальных служб в течение Великого поста.

Первое воскресенье Великого поста называли Сборной. От этогодень молодежь начинала»собираться на улице». Первая такая сборкасопровождалась интересным обычаем: девушки варили кашу Смаком в скорлупе из яйца закапывали ее на место, где происходитлось весеннее досуга, - чтобы»судьба пропала», чтобы»улицакрутилась».

Четвертая неделя Великого поста называли хрестопощщЛинней. Интересный обычай закрепился за средой этой неделе,нищ называли середопистям или крестца. По народному поверью,ночью со среды на четверг»преломлялся»пост на две половины.

Пятая неделя Великого поста называли похвальным.

Если он приходился после Благовещения, то, по народному поверью, на этой неделе хорошо засевать ниву - все будет расти»Похвалы».

Шестая неделя - вербный, Шутков, цвету. В течение этой недели избегали сеять лен, конопля, овощи, потому что все»будет ликовате, как ива». В воскресенье, которую называли»Вербным»«апреля»,»Бечковою»,»Шутков», в церквях святили ветки вербы -»шутку»,»вербу»,»Бяшку».

Освященные ветки хранили за образами в следующего Вербного воскресенья, а иногда - и по несколько лет. их никогда не выбрасываетли, а сжигали в печи, когда пекли пасхальные куличи.

Седьмая неделя, которым заканчивался Великий пост, назы - нали в народе чистым, белым, страстным или подпиточной. Так же называли и четверг на этой неделе, с которым связано больше обычаев, характерных для весенней обрядности украинского. Ли - (итий четверг был своеобразным прологом к Пасхальным праздникам, которые вместе с Благовещением является кульминацией весеннего праздничного цикла.

Большое значение придавали и страстным свечам, которые во время службы Страстеп в церкви держали в течение этого богослужения.

Известно, что зажженная свеча за христианских времен заме - нила древнее ритуальное очаг. Рудименты этого мы частично наблюдали в зимнем обрядовой цикле. Сохранились они и в весенних обрядах, связанных с подпиточной четвергом. Еще до восхода солнца, убирая двор, люди сгребали в кучу различный мусор и отходы -»чтобы очистить землю от всякой зимней нечисти». Ритуальный огонь при сжигании мусора напоминал костер, с субботы горел возле церкви до самого Благовеста - пасхальной утренней службы.

Кроме огня, важное значение в Чистый четверг придавалось и воде. Готовясь к празднику, по обычаю, купали детей, умывались сами.

На Пасху рано, заключенным еще в субботу в корзины припасами, спешили в церковь. После»благовестия»происходило торжественное посвящение пояс. Поэтому все едва не бежали домой. Гуцулы, например, заходили и в конюшню, где заклинали скот, чтобы он так быстро и щедро давала молоко, как быстро хозяин вернулся домой со всем освященным.

Распространенными забавами в пасхальные дни были девичьи хороводы в сопровождении весенних обрядовых песен.

Наиболее распространенными в веснушках считались свадебные мотивы. Главный их смысл - ухаживания, сватовства, счастливое или несчастливое бракосочетания, противопоставление милого нелюбви т.п..

Очевидно, весенний период, полный повседневными земледельческими заботами, легче предоставлялся до христианизации. Привел к этому и узаконен церковью Великий пост, который как пересек пополам древнем праздничное круг напиток предков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...