Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Українська обрядовість зимового циклу.




Как известно, основой народного календаря, в отличие от астрономического, или элитарного, был вегетационный год. Итак, среди современных церковных дат нетрудно найти точку отсчета зимнего цикла. Ею является день Введения во храм Пресвятой Богородици, то есть 4 декабря. С этого дня в хлебопашеском смысле начинает почивать земля, которую нельзя копать лопатой до Благовещения

По всей Украине от Введение начинали разучивать колядкы, изготавливать»наряд»для колядовщиков и переряджених. Почти повсеместно верили в полаз: кто утром первым придет в дом, тот полазником, от него будет зависеть счастья, здоровья или бедствие. Обилие предвещал молодой посетитель, и еще когда был с деньгами ; несчастье - старый, немощный, особенно старуха или то, что приходил что-то занимать. Чтобы уберечь себя от таких случайных посетителей, хозяева иногда старались пораньше ввести в дом своего»полазника»: вола телку, овцу - своеобразное воплощение крестьянского благосостояния.

К Введение девушки и женщины должны были закончить трепать или тереть лен и конопля. Кто не справится вовремя с этой работой, навлечет летом бурю на поля», а на себя - пренебрежение людей. К тому же существовало поверье, что в этот день чрезвычайно активна разная»нечистая сила», особенно ведьмы, которые могут колдовскими действиями отобрать молоко у коров.

Вот почему почти по всей Украине люди прибегали к различным оберегов:

осыпали двор и конюшни маком - самосевом (видюком), окуривали зельем скот, смазывали вымя маслом, чесноком, а на дверях конюшен дегтем рисовали крестики. Скот в этот день щедро кормили.

Древними в этом празднике есть и свадебные мотивы. Лучше вырые они девичьими гаданиями на счастливое замужество.

Различными обрядовыми действами отмечали в народе цер - ковни праздника пророка Наума (14 декабря), мученицы Варвары (17 декабря), преподобного Саввы (18 декабря), Николая Чудотворэта (19 декабря), святой Анны (22 декабря).

Но то, что во Введении или следующих праздниках зимнего цикла выражено лишь в зародыше, наиболее полно раскрывается в обрядовых действах, связанных с Рождественскими праздниками. Недаромно в Украине их отмечали чрезвычайно торжественно.

Утром 6 января хозяин или хозяйка (в зависимости от местности) раскладывали в печи огонь дровами, которые откладывали по одному полену ежедневно, начиная со дня Спиридона. На Гуцульщине еще ​​недавно сохранялся обычай зажигать»живую костер»(трением), на которой варили святвечирни блюда. зависимости

от местных традиций и достатка семьи каждая хозяйка старалась приготовить от 7 до 14 блюд. Из них по всей Украине обязательными были узвар и кутья. Семейной трапезе, на которую должны были сойтись все члены семьи, предшествовал обход. Хозяин с новоиспеченным хлебом, медом и маком, а сын (или кто-то другой)

с зажженной свечой трижды по солнцу обходили дом и весь двор. Не обходили и конюшни, где скот осыпали диким маком, окуривали зельем - чтобы ведьмы к ней приступили. А в порог конюшни еще затиналы топор. Везде в Украине в этот

вечер чествовали скот: ее кормили до ужина святвечирний блюдами. На Гуцульщине, Волыни и других местностях для этого заводили в дом, как на Введение по полазника, теленка или овцу, которых угощали. Распространенным было поверье, что скот в этот вечер разговаривает между собой: может пожаловаться Богу на своего хозяина.

 После обхода торжественно заносили в дом необмолочениЙИ

пшеничный или ржаной сноп, специально хранили от времени!

жатвы. Его ставили на почетное в доме место - под !

образами.

Кое-где на сочельник зажигали свечи и на могилах своих родственников. Эта традиция пришла к нам вместе с христианством. Хотя в древности делали еще иначе - сжигали ип дворе связку соломы.

Как известно, дети и взрослые отдельно колядовали. Если дети начинали обходить дома с колядой иже от Святой вечер, то старшие колядники - только на следующий день. Мальчишники ватаги колядовщиков ходили с большой»звездой», девичьи - с фонарем, напоминавший месяц. Группы колядовщиков сопровождали переряджени:»коза»,»дед»,»баба»,»цыган»идр. Подростки ходили с вертепом, отдельно, особенно в западных реГион Украины, ходили с колядой и степенные хозяева - собирать на церковь. Итак, в разных местностях это действо состолось по-разному.

Имели свои особенности колядки, которые отличались по походженням. Условно их можно разделить на две группы - народные и церковные. Для первой группы наиболее характерные земледельческие мотивы. В них воспевается заботливый и умный хозяин, у которого бесчисленные стада коров или овец.

К числу древнейших относятся украинские колядки, в которых существовали сказочно -фантастические мотивы.

В колядках, которые исполнялись во время Рождественских непосредственно в церквях, преобладали библейско- религиозные мотиве с воспеванием рождении Божьего ребенка, страдания и муЩ Богородицы т.п.. В Карпатах первую группу называли старой светскими колядками, вторую - христосанкамы.

Вечер под Новый год (13 января) называли»второй колядой», или»щедрым вечером», или»щедрухою». Очевидно,»щедрым»его считали из-за того, что к ужину под Новый год подавали больше мясных блюд, которых не употребляли на Святой нечир. Во многих местностях в этот вечер молодежь ходила»Малан - ковать»(день в церковном календаре был посвящен преподобных Мелани). Один из парней перебирался на Меланку.

В группе переряджених были»князь»,»княгиня»,»дед»,»баба»,»коза»,»цыган»и другие персонажи. Под окнами щедровальники приветствовали хозяев с Новым годом, желали им благополучия. Если их пускали в дом, гости разыгрывали шутливые сценки. За эти поздравления щедрувальникив щедро одаривали.

Утром на Новый год (день, посвященный Василию Великому) ходили по домам»Посевальщик». Ребята -подростки, зайдя в дом, засевали зерном

Важным был и вечер под Крещение. В восточных районам его называли»голодной кутьей», в Галиции -»вторым Свят вечером»,»щедрым вечером». С появлением вечерней звезды, как и вд сочельник, садились к семейной трапезе. На ужин подавались такие же постные блюда, как и на»первую коляду». Опять главное место в ужине занимали традиционная кутья и взвар. В некоторых набирали, как и на Рождество, в миску по ложке всех блюд и ставили на подоконнике - для душ умерших.

После ужина, как и в рождественские дни, ходили по домам щедру1 вальники.

В зимнем цикле прослеживается двухчастная структура древней обрядности: встреча - проводы. Встречей предков начинались важнейшие зимние праздники (сочельник), а заканчивались проводами (Крещения). Недаром все вечера между этими двумя датами считались в народе и святыми и страшными.

Условно завершал зимний цикл праздничных дат, по соврним церковному календарю, день Петра Вериги. С ним народное поверье связывало приметы, по которым определяли наступление уснут, предполагали, какое будет лето:»На Петра Вериги трутся льда», - говорят в народе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...