Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народження дитини та обряди перших років життя.




Роды принимали старшие женщины, которые знали по народной медицине и необходимые навыки. Так называемая баба -повитуха принимала роды у всех женщин села и была почитаема среди односельчан.

Родильные обычаи характеризовались в прошлом многими магическими действиями, мерами, которые должны были принести здоровье и силу роженицы и ребенка.

У многих народов существует предубеждение в завязанных узлов в особо ответственные моменты в жизни человека: рождение, свадьба и похороны. Украинская также имели поверье, что на одежде роженицы необходимо решить все узлы, ей расплетали косы и водили по двору, чтобы она наступила на счастливое место, которое должно способствовать родам и грудному.

Баба -повитуха (локальные названия: повитуха, бабка, бабка пленница, бабка пупоризка и др.). Широко использовала знания народной медицины, заваривала травы, поднимали общий тонус роженицы, в частности напиток из цветков ржи, корни аира, листьев крапивы, пырея. Давала мед с маслом.

Святым долгом бабы - пленницы было соблюсти обычая и перевязать пупа ребенку пряжей - матерной (по женскому стебли конопли), чтобы обеспечить плодовитость следующих поколений. Невыполнение этого обычая (скажем, использование посконные пеньки) накладывало на нее большой грех. Перевязку пуповины, баба благословляла новорожденного такими словами:»Пусть Бог дает тебе счастья, здоровья и многая лета».

Было важно, на каком предмете отсечь пуп новорожденному, чтобы будущие занятия отвечали определенному распределения работ между полами. Девочке - на гребне, чтобы пряла, мальчику - на топоре, в более поздние времена - в книге, чтобы был грамотным.

Отрезав пуповину и запеленавшы ребенок, повитуха принимала его и подносила к всех родных, начиная с родителей, и к каждому говорила:»На потеху, мама (папа, дедушка, бабушка), чтобы счастливо вскормили, дождались от него помощи, дождались подружить, а на старые лета имели при ком голову прислонить».

После такого поздравления родных с новорожденным угощали медом полижницю (роженицу), чтобы молоко прибывало.

Отрубленную пуповину подсушивали и хранили в прискриньку, чтобы ребенок, как подрастет до семи лет, сама решила, что символизировало умственные способности, сообразительность в дальнейшем.

После завязывания пупа ребенка клали на минутку к ногам матери,»чтобы было покорное родителям». А когда ее впервые клали в колыбель, то перед этим насыпали туда немного ржи, чтобы речь шла на жизнь новорожденному. Эта магическая действие с той же целью повторялась еще раз при первом одевании рубашки ребенка. В рукавчики сначала насыпали ржи, а уже надевали рубашку на младенца.

Чтобы обеспечить счастливую судьбу ребенку, в купель клали любисток, мяту и другие травы, которые имели успокаивающее, противовоспалительное действие и способствовали здоровью младенца. В частности, на Подолье в купель девочки бросали лепестки с первой цветка ранней пиона. ее при расцветания стерегли, чтобы никто чужой (у кого есть девушки) не сорвал, потому что может»видикрасты»счастье.

Во всех регионах Украины купель для ребенка имела чрезвычайно важное магическое значение. Сохранялись и локальные особенности обычая первой купели. Так, в частности, на Гуцульщине в купели лили святую воду, клали хлеб, а для девушки лили еще немного меда. Если бы кто-то вошел в дом во время купания младенца, должен бросить в воду монету»на счастье". Чтобы ребенок потом было не ленивая, то купали ее в прохладной воде.

Скупану ребенка доторкалы к печи, клали на шесток, чтобы был здоров. В этом действии видим символическое присоединение нового члена семьи к домашнему очагу. С этой же целью ребенок трогали ножками потолку, клали на кожух в углу.

В Украине повсеместно бытовали обычаи почитания матери и новорожденного, назывались семьи, одвидки, радосник.

Шли на семьи только женщины. Обязательно приносили какие-то подарки роженицы и ребенка, преимущественно продукты - пирожки, калачи, мед, крупы, а также полотно.

Непременным элементом обычая семей было угощение посетителей. Кроме традиционных блюд (капусты, каши, пирожки и пирожков), их обязательно угощали водкой и медом. Угощение медом имело определенную цель - обеспечить сладкую жизнь новорожденному.

На древние обычаи украинского напластовувалися христианские обряды, связанные с рождением ребенка. Важнейшим среди них стал обряд церковного крещения.

Предшествовало обряда крестин выбора крестных родителей - кумовьев. Кое-где отец новорожденного сам шел приглашать кумовьев, а чаще посылали повитуху.

Кумовьев выбирали среди родственников, соседей, знакомых. Кумовство имело большоеморальное и правовое значение, приравнивалось к кровного родства.

Кум шел на крестины с хлебом, кума - с куском полотна, называлось»крижмо». На нем держали ребенка в церкви во время крещения. Кумы, идя на крестины, обязательно надевали чистые рубашки. Перед крещением повивальная бабка купала ребенка в»непочатый»воде и затем заворачивала мальчика в отца, а девочку - в материнскую рубашку и передавала мальчика через порог, а девочку через гребень - куму. Перед тем, как идти в церковь, младенец в доме клали на кожух, и присутствующие бросали на кожух деньги, чтобы оно было здоровое и богатое.

После крещения в доме новорожденного производили крестины, на которых важное значение имеласемейная трапеза.

Еще одним важным компонентом родильной обрядности украинского был магический обряд очищения рук матери и бабки -повитухи, который имеет очень древнее происхождение. Без осуществления этого обряда баба не могла принимать роды у другой женщины. Обряд, который чаще всего использовался под названием»слитки», имел ли -ма локальных различий в разных етнорегионах Украины. В частности, на Волыни бабка пленница сливал на руки роженицы и приговаривала:»Вода, водице, водице Улянице, ты очищаешь горы, камни, корни, очисти и роженицу Марию». На Каменеччине полижниця лила воду на руки бабы -повитухи, а после того клала ей на руки полотно, и садились все угощаться.

Баба -повитуха принимала большой горшок, клала туда ветки вербы, зерно овса и заливала водой. Роженица становилась правой ногой на топор, если был мальчик, или на гребень, если девочка. На полу рядом клали иголку.»Баба поливает на руки роженицы из горшка, а затем примет иву и со всех сторон женщины обходит и цюкае накрест топором по иве. Вытирая руки молодой матери, баба приговаривает:»Как ива растет быстро, чтобы так и ребенок рос быстро ! Как железа никто не укусит, чтобы так и роженицы никто не спидкусив, и ребенка - ни с ветра, ни из-под зор, ни с приговору ! Чтобы не боялась никакого сглаза ! Не мой дух Божий дух ! Баба с вещью, Бег с помощью».

К важным мер, связанных со здоровьем и развитием младенца, относятся заговоры. Стоит сказать, что заговоры - издавна практикуемый метод народной украинской медицины. Один момент - один из древнейших фольклорных жанров. Заказывали от различных болезней, страха, наврочування, недобрых глаз, злых внушений.

ребенку считалось в народе невозможным.

Важное значение для физического и духовного роста ребенка имели колыбельные песни, ласки, забавы, игры и т.д.. Колыбельные пели детям с первых дней их рождения. Истоки этого древнего жанра фольклору достигают далеких времен. По мнению ученых, форма и содержание колыбельных мают общение с народными заговорами, которые имели предохранить ребенка от злых сил. Интересно, что, по народным поверьям, грех было петь в пост, пятницу, потому постная пятницу за всех Бога просит в прощении грехов. Исключение делалось только для колыбельных песен. Мать просила Святой пьятинкы прощения, чтобы петь ребенку колыбельную, но не петь было нельзя.

После крестин, на первые Рождественские праздники, родители новорожденного посылали девочкой или мальчиком (своими или соседскими) ужин в кумовьев, которая состояла из лепешки, углу, конфет, яблок. Кума благодарила и посылала ужин посланником для своего крестника. Когда крестник подрастал, то сам носил праздничный ужин в крестных родителей.

Ребенку исполнялся год и происходил обряд пострижин. Малыша сажали на подушку или кожух и кум, трижды перекрестив его выстригал накрест волос, отдавал на хранение матери. Следили, чтобы волосики не было кем-то выброшены и не попало птицам на гнездо, так как это предвещалопостоянные головные боли у ребенка. На Ровенщине, в частности, ребенка для пост - рябь сажали на повисмо конопли. Волосики из головки мальчика закономпувалы под грушу, чтобы был кудрявым, а девичье - под иву, чтобы длинные волосы росли. Существуют упоминания о том, что в древности на пострижины баба варила кашу для поклонения Рожаницы и Рода.

Когда малышу проходило три (в отдельных районах четыре) года, выполнялся обряд одевания пояса мальчика. Непременно родители ткали покупали для этого события новый пояс. Стоит заметить, что в народных обрядах украинцив пояс имел силу оберега и широко использовался в родильных и других семейных обрядах.

Утром, после восхода солнца, родители произносили молитву, которую мальчик повторял за ними. После молитвы опоясывали мальчик и выражали родительские пожелания:»Даруй тебе, Боже, счастья, здоровья и многая лета. Дай Бог, чтобы ты тот сходил и на лучший заработал".

Еще чуть позже, когда надевали на мальчика первые штанишки, то существовало поверье, что мать должна непременно сшить эти штанишки за один раз, не откладывая шитья. Это мероприятие способствовало ребенку в дальнейшей жизни во всех ее добрых начинаниях, а самое главное, при выборе суженой не знал отказа. Неудачи при сватовстве парня всегда объясняли тем, что мать откладывала шитье и сшила первые штаны не по одной мерой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...