Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сухопутні шляхи сполучення і транспорт українців.
Дороги. С хозяйственно - производственной деятельностью населения и природными условиями данного региона органично связаны сухопутные пути и средства передвижения. Выгодное географическое расположение Украины способствовало тому, что по ее территории уже в древнерусский период проходили важные транзитные торговые тракты. Среди них самым известным был Соляной путь, по которому возили соль в Киев и другие города Киевской Руси с крымского побережья Черного моря. Караваны волынских и галицких купцов добирались до рынков Востока и Юга Татарским путем. В это время Украина пересекали другие важные пути, которыми воинственный южный сосед - Крымское ханство - совершал нападения на ее территорию. В частности, по Левобережной и Слободской Украине проходил Муравский шлях. По Правобережной Украины, в бассейне Днепра, лежал Черный путь. Одна из его ветвей была направлена на запад - через Житомир, Константинов, Збараж, Кременец и Сокаль - во Львов. Между реками Днестром и Прутом проходил Молдавииский, или так называемый Золотой путь. Последнее название возникло вследствие того, что по этой дороге татары перегоняли наибольшее количество захваченных на украинских землях пленников. С середины XVIII в. все названные пути превратились в важные торговые тракты. Особенно активно ими пользовались украинские чумаки, которые доставляли в черноморско - азовские порты хлеб и изделия промыслов, а оттуда развозили в разные уголки страны соль и рыбу. Почтовые тракты имели регулярную пассажирское сообщение и специальную почтовую службу, почтовые станции, комплексы хозяйственных и промышленных зданий. Сельскохозяйственные товары, строительные материалы, изделия ремесленников и промышленности перевозили торговыми дорогами, одними - на местные ярмарки и торги, другим - аж за границу. Мелкие вещи, ягоды, фрукты, овощи и т.п. жители Украины часто переносили вручную. Для этого, например, полищуки использовали глиняный («кувшины»,»гладишки»,»гляделки») и деревянный («кружки»,»близнецы») посуду, различные корзины («ве - рельсы»,»Сапета»), лубяные корзинки («Кузенька»), кожаные и полотняные сумки («тайстры»,»Шабетя»), из домотканого полотна скатерти и меха и др.. Снопы, сено, солому транспортировали на двух шестах (3-4 м), в плахтах, а также в специальных опал - ках, состоявшие из двух полуовальный подвижных облукив, между которыми натягивалась сетка из шнурков. Воду переносили коромыслом, навоз и строительные материалы - носилками, другими простыми приспособлениями. Гужевой сухопутный транспорт делится на три основные группы: вьючно - верховой, полозний и колесный. Вьючно верховой транспорт был широко распространен до 30- х годов XX в. в украинском Карпат. Навьюченными животными (лошадьми) доставляли молочные продукты с высокогорныхдолин, одежда, ткани, деревянная посуда и другие изделия на ярмарки, различные товары в своих усадеб. Древним по происхождению является полозний транспорт. По мнению известных знатоков, в древности славяне пользовались только санями. Еще в средневековье почетным считалась езда на санях, чем на колесных средствах передвижения. Прототипом санного транспорта были волокуши, которые отмечались примитивностью конструкции и узким функциональным назначением. Ими чаще переправляли из труднодоступных мест сено, камни, дрова, доставляли в поле орудия обработки: плуги, сохи, бороны. Среди колесных средств передвижения простым был четырехколесный двоосьовий виз. Его две деревянные оси перпендикулярно соединялись между собой с помощью так называемой»подток»- натуральной или искусственной тройни длиной 2-2,5 м с развилкой на заднем конце. На каждую ось накладывали деревянный брус («оплин»). Кроме того, на передке пристраивали подвижную деревянную»подушку». В задке телеги»оплин»и задние концы»подток»крепились неподвижно. Передний конец продольной соединительной тройни закладывали в широкийотверстие между осью и»оплином»и закрепляли вертикальным деревянным (преимущественно дубовым) или металлическим стержнем - («шкворнем»). Для его защиты от перегрузок во время езды монтировался специальное устройство -»пидгейстер». Тягловая сила и упряжь. Традиционной тягловой силой в хозяйстве украинского были волы. Приучать волов к работе начинали в трехлетнем возрасте. Сначала молодого вола водили на длинной веревке («Воловод»). Потом учеба продолжалось уже в паре, притом один из стада обязательно имел значительный опыт упряжки. Обучать двух молодых волов было сложно, поскольку это требовало больших усилий и значительного времени. Для упряжки волов использовалось иго - один из древнейших видов упряжи. На территории Украины существовали три типа нашейного ига: обычное парное, Сошное четное и одинарное - для так называемого»Бовкуна», одного вола.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |