Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художня обробка шкіри, деревообробництво, гончарство, гутництво, художній метал.




Обработка животных материалов относится к древнейшим трудовых процессов, предшествовавших плетению, ткачеству и другим занятиям. Кожа и мех животных с незапамятных времен служили человеку для утепления и украшения тела, а также использовались для бытовых нужд.

Обработка кож и изготовления из них необходимых в быту изделий, которые на протяжении веков существовали в форме домашнего ремесла и промысла, сопровождались постоянным совершенствованием опыта и приумножением арсенала художественных средств. Материалом для всех видов изделий служила натуральная кожа, а с XX в. - Искусственная.

Натуральную кожу классифицируют по видам сырья, технологии дубления и отделки. Распространенными сортами кож являются:

• сыромять (имитация, но недубленой кожа крупного рогатого скота);

• пергамент (выделанная, недубленой, тонкая кожа буйволов

и свиней);

• шевро (тонкая, мягкая, плотная, выделанная и дубленая кожа молодых коз или козлят);

• сафьян (тонкая, мягкая, дубленая кожа коз, овец, телят самых разнообразных цветов);

• замша (мягкая, гибкая, бархатная кожа серн, лосей, диких коз, овец, телят)

• Юхт (мягкая, тонкая, дубленая кожа лошадей и свиней) и др..

Основными техниками художественной обработки кожи являются:

• шитья (сшивание однотонными или цветными нитками)

• вышивания (отделка кожаных изделий цветными шерстяными, льняными, хлопчатобумажными и шелковыми нитями стебнивка, гладью, крестиком)

аппликация (декорирования поверхности изделий кусочками сафьяна, шерстяными и шелковыми шнурками, тороками, кистями и кожаными вытынанками)

• набивка металла (соединения и отделки деталей изделий капелями, пуговицами, большими плоскими металлическими кружочками)

• тиснение (холодное - пресс-форме, контурное - ручное и горячее - разогретой металлической форме);

• ажурное вырезание (выбивание прорезных геометрическихэлементов орнамента металлическими пробийчикамы с последующим подкладкой цветной кожи);

• плетения (украшения кожаных изделий взаимным перекрещиванием узких цветных пасочки).

Традиция декорирования кожаных изделий достигает глубины веков. При изготовлении тех или иных предметов быта, компонентов одежды или интерьера украинского основном объединяли

По назначению кожаные изделия делятся на три группы: для одежды, оборудование жилья и хозяйственных нужд. К одежных кожаных изделий принадлежали: головные уборы, верхняя плечевая одежда и обувь. Дополнением служили пояса, сумки и украшения. Богатством и разнообразием художественного решения отличались праздничные кожухи и безрукавки, шапки, ремни и сумки разных регионов Украины.

В оборудовании интерьера использовались кожаные изделия для обивка мебели, декорирование стен, изготовленные преимущественно цеховыми мастерами и украшенные тиснением, росписью и др.. К кожаных изделий хозяйственного назначения следует конская сбруя: праздничная упряжь (седла, шлейки, хомуты, ошейники, нагрудники и др.). Пышно украшалась металлическими пуговицами, кольцами, пряжками, шерстяными кистями и т.д..

несколько техник. Так, аппликацию сафьяном и сукном соединяли с нашивкой шерстяных шнуров, тесемок, кистей, металлических кап-слов в кожухи, безрукавки и т.п.. Меховые изделия (овчины и др.). Украшали основном вышивкой нитками.

Деревообробництво - изготовление оригинальных изделий из дерева для быта, церковного богослужения, орудий хозяйственной деятельности и т.п.. Это древнейший вид украинского народного искусства. По способам обработки древесины деревообробництво разделяют на следующие отрасли: теслярство, столярное, бондарство, токарства и резьбы.

Мастера умело подбирали древесину для художественных изделий, учитывая его физические и декоративные качества: твердость, Розком-люванисть, гибкость, цвет, фактуру и др..

Сельские плотники, бондари, столяры изготовляли и вывозили на провинциальные рынки (ярмарки) необходимые орудия труда, средства транспорта, мебель, домашнюю утварь, украшенные резьбой и росписью.

К редким памятников резьбы XV в. относятся ручные двораменни кресты, украшенные орнаментальными мотивами, надписями и миниатюрами:»Распятие»,»Снятие с креста»,»Причастие»,»Умывание ног»и др..

С XVI в. происходят иконы, части которых (фон, нимбы и обрамление) орнаментированные резьбой, а позже - тиснением деревянной матрицей по левкаса. Такая предварительная пла-тическая обработка живописных икон не только разделявшей, членувала плоскости изображения, но и утоляла однообразный полоск зеркально золоченой поверхности. В орнаментике преобладали волнистые, прямые, косые и перекрестные линии-желобки. Иконы, где-то корованы растительными мотивами, имеют аналогии среди древних книжных миниатюр и гравюр.

Плотники Поднепровья, Подолья и Прикарпатья изготавливали и украшали резьбой деревянные предметы хозяйственного обихода: телеги, сани, ига, Тарницы, Притыке, кисята и др.. Профилированные ряды, резные сундуки, столы, различные стулья, полки и синагоги, есть основное домашнее оборудование, изготовленияляли преимущественно на заказ

В народном быту XVII-XVIII вв. наряду с керамической посудой часто применялся деревянный (миски, тарелки, Яндоме-ли, салатницы, ступки, солонки, бочки и т.п.), изготовленияляли на продажу бондари Поднепровья, Слобожанщины, Подолья и др.. Особенно интересными были миски для косарей - ЯНДОЛА и чесночницы для замеса теста. Они всегда были круглой формы и имели два или четыре ушка для переноски и завешивания на стену. их орнаментировали с внешней стороны, и декор хорошо»читался», когда миски завешивали вверх дном или ставили на полочке.

В XVII-XVIII вв. получило распространение ажурная резьба церковных иконостасов и других предметов культового назначенияния. Киоты, аналое, подсвечники, трости, ручные кресты, паникадила, ящики производили преимущественно монастырские мастера и сельские деревообделочники.

Ручные и напрестольный крест изготавливали из местных пород дерева, иногда с кипариса. их украшали плоским резьбой геометрических мотивов и фигурных изображений

Гончарное - изготовление из Опаленные гончарной глины различных изделий, в частности посуды, изразцов, игрушек и т.д..

Первоначальные гончары формировали изделия вручную, облиплюючы корзиночку, камень, деревянную форму ломтиками глиняной массы толщиной в палец или обкручуючы по спирали ленту глины, постепенно слепливая и вивершуючы конусообразную сосуд с острым дном. Посуда выходил толстостенные с нарушением округлости и силуэта формы. Однако эта примитивная древняя техника выдержала конкуренцию с гончарным кругом и была хорошо известна славянам.

Изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. Есть.), Сначала ручной и повильнообертового, а в средние скоростного, с ножным приводом, стало переворотом в развитии гончарного ремесла.

Посуда, изготовленная на круге, достаточно легкий, тонкостенный, с гармонично-симметричными очертаниями формы, четкими орнаментальном полосами, линиями и т.п..

В гончарстве народные мастера пользовались несколькими техниками декорирования: ритування, глянцевания, рижкування, фляндрування, штампик и лепка. Ритування («урез», про-дряпування, гравировка) - это способ нанесения углубленного желобка деревянной палочкой или гвоздем на поверхность сырого черепка. Глянцевания или лощения, делают гладким предметом (преимущественно камешком) по сухому черепку линии, полосы и т.д.. При рижкування рожок наполняется ангобом. В маленькое отверстие в его нижней части укладывается гусиное перо или стеклянная трубочка, и струйка ангоба ложится на поверхность изделия.

Рижкування

В гончарстве сегодня различают четыре рода изделий: посуда различного назначения; сакральные предметы (кресты, иконы, подсвечники и т.д.), игрушки, предметы для оборудования жилья (изразцы, вазы, пидвазонники т.д.).

мастера проводят прямые и волнистые линии, наносят точки, розетки, листики и другие орнаментальные элементы. Фляндрування - это соединение с помощью острого предмета трех или четырех лент ангобов, подобно мраморных разводов, - четких и зигзагообразных.

Поэтому стекольное производство и назвали гутництво.

Гутное стекло получали путем сплавлювання при высокой температуре в больших глиняных горшках (тиглях) песка, известняка и поташа. Изделия из художественного стекла мастер-стеклодув соз-рював непосредственно у стекловаренной печи путем свободного выдувания или с помощью форм. Каждое изделие отмечался индивидуальностью и неповторимостью. Гутное стекло отличалось цветом, прозрачностью, блеском и волшебной способностью передавать преломление, игру света.

Обработка металла - один из видов народного искусства, который предусматривает изготовление изделий вручную из чистых металлов и их сплавов. Большинство металлов достаточно прочны и лишь при нагревании становятся пластичными, хорошо поддаются. Механической обработке. Из металла можно отливать массивную и легкую ажурную форму, ковать различные вещи или создавать изысканные узоры; из жести - чеканить рельефные изображения, изготавливать посуду и др.. Кроме того, металл издавна привлекал людей блеском своей поверхности.

Веками металлические изделия были знаком престижа, богатства; широкой общественности они стали доступными только в XVIII-XIX вв. Поэтому народное металирство существовало в тени городского цехового металообробництво.

Художественные изделия народного кузнечного касались преимущественно оборудования зданий (кресты, дверные скобки, защелки, ручки и т.п.), оковка телег, саней, сундуков, земледельческого инвентаря и т.п.. Прикладная кузнечное продукция - топоры, косы, серпы, сани, подковы - конечно изготовлялись без украшений. Вместе с тем сундук был так сказать визитной карточкой приданого невесты, поэтому и оковка сундуки мало традиционный набор конструктивных элементов (спирали, цветы, птицы и т.д.).

Народное ювелирство бытовало на Поднепровье и Слобожанщине, где испокон веков составляющими праздничной одежды девушек и

женщин были украшения, в частности кресты, бусы, серьги и богачи. Сельские и городские народные ювелиры изготавливали свою продукцию из драгоценных металлов невысокого качества, а драгоценные камни заменяли разноцветными стеклами.

Распространенным изделием был крест. Почти все в Украине носили нательные крестики, украшенные гравировкой. Большие литые нагрудные кресты производили из меди, белого сплава или серебра, украшали стеклами и гравировкой. Штампованные кресты, зачастую с рельефным изображением святого, производили на Киевщине.

 

Водний транспорт.

Естественные и искусственные водные пути. Выгодное географическое положение этнической территории Украины на исторически сфорправленных путях между Севером и Югом, Западом и Востоком, густая гидросеть определили важное значение местных водных путей сообщения и влияние на видовую структуру водного транспорта. Уже во времена Киевской Руси был известен в Европе путь»из варяг в греки», который проходил Днепром через Киев и соединял Балтийское море с Византийской столицей Константинополем. Тогда же, по свидетельству древнерусских летописей, по Днестру транспортировали соль из Прикарпатья.

Искусственными водными трассами и местными реками активно перевозили продукты леса, строительные материалы, хлеб, промысли и ремесленные изделия.

Примитивные транспортные средства. Украинский издавна были известны ризнотипови средства передвижения водой. Наиболее архаичним по происхождению является плот, который формировали из нескольких бревен, соединяя их канатами, Гужвой (запаренными в горячей воде или запеченными на огне длинными ветками или молодыми стволцами деревьев), веревками из лыка или поперечными деревянными брусками - планками. Размеры такого плота зависели от назначенияния. Для индивидуального перевозки его связывали с пяти-шести небольших булыжников, для транспортировки грузов - из большего количества массивных и длинных бревен. Плот как средство транспорта был практичным, прежде всего, на маловодных ар - терии.

Величина и размеры плотов и сформированных из них сплавов зависели, с одной стороны, от полноводности реки, с другой - от опыта каждого руководителя - плотогона. В частности, в верховье карпатских водных артерий сплавы состояли из одного- двух плотов, а на Днестре - в пяти - семи и более. Во время сплава они управлялись веслами, которые крепились на специально устройства -»стулья». На коротких и легких плотах монтировали одно-два весла («Кирм»,»руля») спереди, на длинных и массивных - два-три спереди и один - сзади.

Людей, подводы и различные грузы через широкие реки перевозили паромами. Основу его составляли два-три плоскодонные лодки (бассейны Десны, Днепра, Припяти) или уже упомянутый плот (бассейн Днестра), на которые ставили балки и делали помост из досок. Последний обносили с обеих сторон перилами. Паром рухався с помощью блоков по натянутому между берегами реки каната, а направлялся длинным шестом. На больших реках (Десне, Днепре, Припяти и др..) Применялись также весла.

Лодки и суда. На реках Украины бытовало много видов лодок. Зависимости от основных народных технологических способов

изготовления их можно разделить на два типа: выдолбленные из суцельных бревен лодки и лодки с отдельным каркасом, который обшейвалы досками.

Долбаный лодка известный в Украине со времен неолита

Делали такую ​​лодку из липы, осины, ивы, дуба, сосны и других древесных пород. Ствол бревна -заготовки обтесывали извне, а середину выдалбливали или выжигали. Довбанки раннего периода имели различные варианты оформления носовой части и кормы, более позднего, в частности XIX в., - Были преимущественно остроконечные.

Совершенной моделью долбаного лодки была полесская»Шугалия», развернуты борта которой обшивали сосновыми досками в верхней части. Ею перевозили до 5 т груза.

К лодок первого типа принадлежала также казацкая»чайка», которой причинитьрожци преодолевали не только неприступные пороги Днепра, но и природна стихию Черного и Азовского морей.

Лодка каркасной конструкции получил распространение во второй половине XIX - начале XX в. По технологии изготовления

различались два его подтипа: лодка со вставленным каркасом в уже готовый корпус из досок и с гладкой обшивкой досок, которые набивали на подготовленный каркас. Обязательным элементом лодки каркасного строения был крепкий массивный брус - киль, который лежал в его основе и которому крепили все остальные детали.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...