Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художні промисли українців: ткацтво, килимарство, вишивка, в’язання, художнє плетіння, писанкарство.




Ткачество - один из древнейших и важнейших элементов национальной культуры украинского народа. Оно принадлежит к наиболее распространенным видам хозяйственной деятельности и народного искусства, которое имеет многовековую историю и глубокие традиции. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периодовду ранних неолитических культур.

Основными прядильными волокнами в украинском, как и у других народов, с древних времен были шерсть, конопля и лен.

Вероятно, шерстяная пряжа предшествовала конопляной, а тем более льняной, поскольку известно, что лен на восточнославянских землях начали выращивать значительно позже конопли - в III тыс. до н. есть. Обработка волокон и прядение нитей с целью последующего изготовления тканей были одним из важнейших домашних занятий каждой крестьянской семьи. Пряли нити вручную с помощью веретена. Для усиления вращения на нижний конец веретена натягивали круглые глиняные или каменные кружочки - пряслица.

Первоначальным ткацким орудием был станок вертикального типа, основная конструктивная часть которого - вертикально установлена рама. Для натяжения продольных нитей - основы и удобства переплета к ним внизу привязывали каменные или глиняные грузила. Нити основы разделяли на две группы - четные и нечетные. Парные привязывали клочьями в один ряд грузиков, нечетные - в другой. Такое распределение облегчал ткачам прокладывать между основой поперечно направленные нити утка вручную или с помощью тонкой палочки -»хвои»прибивать их зубцами к краю сотканного изделия. Такие станки кое-где сохранились и до наших дней, на них ткали шлейки, пояса, ремни, циновки, ковры и т.д..

Значительное подъема ткацкое ремесло претерпело в сутки железа, в период расцвета скифской культуры.

Богатые скифянки пользовались веретенами греческого типа с костяным набором, а бедные - деревянными с глиняным или свинцовым пряслом.

Важнейшее значение имеют сохранившиеся в Райковецком городище детали горизонтального ткацкого станка значительно более совершенной конструкции за вертикальный. В нем были устройства для распределения нитей основы.

Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждой крестьянской дома.

Итак, начиная с IX -X вв., На почве домашнего традиционного занятия ткачество превращается в отдельный вид ремесла и сосуществует в двух формах до наших дней.

Ковроткачество - традиционная, наиболее важная и распространенная во всех местностях Украины отрасль народного ткачества.

В древние времена ковры для собственного потребления ткали в домашних условиях. Изготовление их в течение длительного периода было одним из основных женских занятий. Впоследствии ковроткачество трансформируется в ремесло, которым стали заниматься и мужчины - ковроделы по всей территории Украины. Ремесленники изготовляли ковре преимущественно на заказ и сбыт на местных рынках.

Сырьем для изготовления ковров издавна была шерсть, лен и конопля. Для основы применяли однотонную крепко скрученную льняную или конопляное, а впоследствии хлопчатобумажную пряжу. Для утка подбирали разноцветную шерсть. Сейчас из-за нехватки сырья иногда применяют полушерстяные, синтетические и другие нити. Красили пряжу натуральными - растительными (из отваров трав, коры) и минеральными красителями и закрепляли их сывороткой, огуречным или капустным рассолом.

Ткут ковры счетной («счетной»), гребинковою («кругляння») и ворсовой техниками. Счетную технику применяют преимущественно на горизонтальных станках. Она характерна тем, что цветные нитки закладывают в зев для переплетеТенни с основанием по всей ширине ковра и прибивают их бердом. Существует несколько разновидностей этой техники:»Закладное»,»в глазок»,»на косу нить». При»закладной»нити утка двух смежных плоскостей разного цвета поочередно закрепляют на одной общей нити основы. При ткачества»в глазок»нити смежных плоскостей, огибая две соседние нити основы, соединяются только через несколько прокидок утка, и на границе стыка образуется щель -»глазок». Этими способами ткут ковры с геометрическими или растительными узорами, которые имеют прямолинейный ступенчатый силуэт. При тканье»на косу нить»нить одной цветовой плоскости закрепляют над смежной в нескольких нитей основы, в результате чего получают геометрический узор из косыми зубчатыми контурами.

Гребинкова техника («кругляння») состоит в том, что разноцветные нити прокладывают в зев не по всей ширине, а в отдельных участках изделия и прибивают их в соответствии с плавных закругленных контуров узоров деревянной щеткой, расческой и т.п.. Эта техника создает широкие возможности ковроткачество с тонально - живописным трактовкой сложных по форме узоров и фонов. Ею изготавливали ковры преимущественно на вертикальных станках («кроснах»).

Ворсовая техника характерна тем, что на вертикально натянутой основе горизонтальными рядами вяжут узлы из кусочков разноцветной пряжи. При этом ворсовой нитью захватывают сверху две нити основы, огибают концами снизу по одной нити основы и извлекают их изнутри на лицевую поверхнюю. Для закрепления узлов после каждого ряда вязанные ворса по всей ширине прокладывают несколько нитей утка, прибивают их плотно расческой и продолжают этот процесс в соответствии с узора и величины изделия.

С давних времен параллельно с традиционным домашним изголения вышивок бытовало производство вышитых изделий в специализированных цехах, мастерских.

Основная функция вышивки - отделка одежды и ткании для оборудования жилья. Веками в каждом региои Украине производились своеобразные приемы художественного решении одежных и интерьерных тканей. Даже в пределах соседних си существуют местные варианты. Есть различия в местоположении орнамента, его величине, характерных особенностях мотивов и их укладке на плоскости композиции, колорите и т.п.. Вышивка наряд - давняя восточнославянская традиция.

Среди компонентов одежды больше внимания уделялось отделке мужских и, главным образом, женских рубашек. Основная часть декора приходилась на рукав. Вспомогательную роль играли узорные ленты обрамляли горловину, пазуху, манжеты и т.д.. В других компонентах одежды - безрукавках, манты - вышивку располагали преимущественно в местах соединения двух полотнищ, чем в известной степени акцентировали крой и подчеркивали силуэт.

Среди интерьерных тканей всего внимания уделялось вышиванию полотенец, скатертей, наволочек и др..

Материалом - основой для вышивания издавна служила домотканая шерстяная, льняная, конопляная ткань. Впоследствии ее заменили фабричного изготовления льняные, хлопчатобумажные и шерстяные материалы В украинской народной вышивке распространены разнообразные техники исполнения. Согласно основных способов нанесения вышивальными нитями стежков различают двустороннюю и одностороннюю вышивки. К двусторонним относятся техники»перебора»,»вне иглой»и»стебелевий шов»,»сосновка»,»штапивка»,»двусторонняя гладь», варианты техник»виколюванния»,»вырезание»,»мережання»,»рубцевание»т.д.. К односторонним относятся техники, при которых вышивальные стежки накладываются с выворотно или лицевой стороны ткани.

Выкристаллизованная в процессе исторического и культурного развития мотивы орнамента, композиции и колорит, характерные для каждого региона Украины, наследуются в наше время.

вязание

Материалом для вязания служили ручнопрядени льняные, конопляные, шерстяные, а впоследствии фабричные - хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые металлические и синтетические нити.

Ручное вязание осуществлялось с помощью крючка (д.вянут, костяного или металлического) и с участием двух или пяти спиц. В наше время для вязания применяют также вязальные или трикотажные машинки. В соответствии с этим вязания бывает ручное и машинное.

Техники ручного вязания в западных областях Украины, в частности, на Гуцульщине, называют плетением. Этим довольно распространенным видом ремесла и художественного творчества визначально занимались в домашних условиях женщины и девушки не только в крестьянских, но и мещанских семьях. Они разработали многочисленные варианты техник плетения. Распространенными техниками ручного вязания крючком является»цепочка»,»столбики»,»зубцы»и др.. Значительно больше техник исполнения существует при ручном вязании спицами. Основными среди них являются»чулочное»,»резинка»,»в косичку»и другие.

В каменном веке люди уже знали важнейшие техники плетения, умели выплетать иметь и емкости для хранения зер - на. Ажурно плетеные хозяйственные изделия изготовлялись в эпоху Киевской Руси и в последующие века. Одним из доказательств этого является частое применение плетинчастих узоров в отделке рукописных книг и в ювелирном деле.

С XV в. в Украине выплетали соломенные шляпы - летний головной убор для мужчин. Художественная форма их зависела от соотношения высоты цилиндра с шириной крыс и декоративныной фактуры плетеной поверхности (ленточная, зубчатая, кископодибна и др.)..

В XVIII -XIX вв. лозоплетение и рогозоплетиння распродились главным образом в местностях, прилегающих к рекам и озерам, а изделия из соломы - в районах выращивания ржи и пшеницы.

В Карпатах и на Полесье сырьем для плетения были корни сосны, ветви орешника, луб т.п..

Из соломы выплетают шляпы, салфетки, иногда уникальные ящика, произведения декоративной пластики - так называемые рождественские»деды». Женские и молодежные сумки из оберток кукурузных початков изготавливают преимущественно на Закарпатье.

Чистое гладкокрашеные или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно - обрядового значения еще задолго до христианства.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девчата и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и др.. Поэтому и техника декорирования отличалась. На селе яйца красили в один цвет, иногда продряпувалы узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственных способов - наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.д.. Писанки преимущественно изготовляли для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...