Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 24 страница




328


Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпо­ху, когда осуществляется переход человечества к новому типу ци­вилизации — информационной или, как ее еще называют, ноосфер-ной, играет информационная функция культуры. Она позволяет дать индивиду, социальным группам, обществу в целом достовер­ную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

Культура не только формирует способы ориентации и дея­тельности человека в мире, но и является мощным фактором вос­производства и развития его энергетики, а в этом большую роль играет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как формирующаяся личность в мир взрослых, усваивает определен­ные социальные роли и ценности, через игру в театре и кинемато­графе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения. В спортивной игре и в карнавальных празднествах люди получают разрядку от сложностей повседнев­ной жизни, создают пространство для творческой игры своих ду­ховных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign — знак) функция культуры, представляющая из себя припи­сывание значений и ценностей определенным явлениям, процес­сам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело для пер­вобытного человека никакого значения, пока он не вовлек не­бесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функ­ция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значе­ний через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функцией культуры тесно связана ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством пере­дачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, по­буждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Только что описанная функция органично связана с моби­лизующей функцией культуры, которая побуждает людей к опре­деленным действиям и мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных целей.

329


Культура выполняет и речаксационпую функцию, т.е. помо­гает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстано­вить физические и духовные силы.

Кроме этого культура выполняет еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию — воспита­тельную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем бо­гатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом взаимодействия всех охарак­теризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая функция культуры - человекотворческая Будучи тво­рением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, опре­деляемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Человеко творческая функция существовала всегда, но осо­бенно большую значимость приобретает она в XXI веке, когда резко возрастает не только роль творца культуры, но и ее потреби­теля, точнее сказать: сотворца- читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец должен - каждый по-своему - вместе с художни­ком, писателем, композитором и т.п. доформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного совершения. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника и читающей, зрительской, слушательской публики не через ано­нимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, не по обочине духовной жизни человека— будь он творец культуры или ее взыскательный потребитель, - а через эпицентр его духовного самоопределения и саморазвития.

Итак, в культуре существует внутренне присущая ей упоря­доченность, структурированность. Причем структура эта обладает конкретной исторической конфигурацией и дифференцируется не только в социальном пространстве, изменяясь от страны к стране, от народа к народу, но и в социальном времени, изменяясь от од­ной исторической эпохи к другой. Вследствие этой многогранной социодинамики система культуры и становится мощным фактором структурирования социального мира, соопределяет динамику его социальной структуры.

330


Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Почему культура выступает средством структурирования общества?

2. Каковы два главных фактора взаимодействия культуры с социально-
стратификационными изменениями в обществе?

3. Что такое институционализированные нормы и образцы поведения?

4. Как в социальной структуре общества возникают группы, способные
нарушать или отвергать доминирующие культурные нормы и ценно­
сти?

5. Каковы основные типы социального структурирования в зависимо­
сти от интегрированности или дезинтегративности предписываемых
культурой норм и целей, средств их достижения?

6. Чем отличается социоструктурное влияние элитарной, народной,
массовой культуры, кича, субкультуры и контркультуры на струк­
турные трансформации общества?

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 12. Мн , 2000.

2. Кравченко А.И. Культурология. Разд. П. М., 2000

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социоло­
гические исследования. 1992, № 2.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социологические иссле­
дования. 1992, № 3, № 4.

5. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

8. Смелзер Н.. Социология. Гл. 2 М , 1994.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 3. М., 1996.

331


Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

С самого начала своего возникновения, со времени О. Конта, социология рассматривает взаимодействия человека и общества не только и не столько в статике, сколько в динамике, в процессе со­циальных изменений. Очевидно, что в обществе нет неизменяемых объектов и субъектов: изменяются социальные связи и взаимодей­ствия между людьми, их социальные статусы и роли; изменяется социальная структура общества, доминирующие в нем ценности, нормы и стандарты поведения; изменяются научные и религиоз­ные взгляды, моральные нормы; возникают новые, ранее не суще­ствовавшие виды искусства, типы и формы государства, нормы права и т.д. Все эти перемены в общественной жизни охватывают­ся понятием «социальные изменения».

Что же такое социальные изменения?

В широком смысле слова под социальными изменениями понимают переход социального объекта из одного состояния в другое, любую модификацию в социальной структуре общества, в его институтах, в представлениях людей об обществе.

В более узком и точном смысле термин «социальные изме­нения» означает многообразные перемены, происходящие в тече­ние определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, ин­ститутах, организациях, в социальных статусах и ролях отдель­ных личностей, в их взаимодействиях между собой и с чюбыми структурными компонентами общества.

Обычно в социологии всю совокупность социальных изме­нений подразделяют на пять основных видов. К первому виду со­циальных изменений относятся перемены, происходящие в раз­личных социально-структурных компонентах общества, например, в структуре профессиональной общности, в структурах власти, структуре господствующих в обществе ценностей и т.д. Этот вид социальной динамики называют структурными социальными из-332


непениями. Речь в данном случае идет о процессе структурной дифференциации. Выдающийся американский социолог Т. Пар-сонс утверждал, что «любую систему, с одной стороны, можно представить как структуру, г.е. как ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами (которые, конечно, могут быть и отно-шенческими), а с другой стороны - как события, процессы, в ходе которых «нечто происходит», изменяя некоторые свойства и от­ношения между единицами» (7; 479).

Наряду со стабильными, относительно неизменными со­стояниями социальной системы, в определенные моменты времени происходят структурные изменения, считает Т. Парсонс, диффе­ренциация системы, когда ее основные структурные единицы при­обретают более сложные функции или осуществляется структур­ная реорганизация, т.е. переструктурирование системы. Этот про­цесс прослеживается им посредством анализа изменения произ­водственных функций семьи, которая с самого начала своего возникновения была основной производственной единицей, но по мере усложнения процесса производства она оставляла за собой все меньшую часть выполнения этой функции, передавая ее снача­ла агрегату родственных единиц, в котором сотрудничают не­сколько родственных семей, а затем - и более сложным социаль­ным структурам — трудовым коллективам, объединениям, корпо­рациям, где происходит полное высвобождение социальной орга­низации из уз родства. Одновременно с такими изменениями в составе людей, осуществляющих процесс производства, происхо­дит дифференциация профессиональных ролей, выполняемых раз­личными индивидами, в том числе возникает структурализация работающих на руководителей и подчиненных, возникают и ста­новятся все более сложными и разнообразными нормативные ком­поненты структуры (наборы требований и предписаний к персона­лу, виды поощрения и санкции к нерадивым работникам и т.п.), создаются обобщенные комплексы производственных, профессио­нальных, социальных норм, применимых не к одной структуре коллектива, а ко многим разноструктурным организациям и сис­темам.

Второй вид социальных изменений включает в себя обшир­ную и многообразную совокупность социальных процессов, таких, например, как изменение поведения индивидов и их групп в раз­личных социальных ситуациях, изменение взаимодействий людей с теми или иными социальными институтами (с политическими

333


партиями, религиями и т.д.). Сюда входят изменения, в ходе кото­рых осуществляются взаимодействия типа солидарность, напря­женность, ассимиляция, конфликтность и т.п. Этот вид социальных перемен называется поведенческими социальными изменениями.

Большая совокупность социальных изменений связана с трансформацией функций различных социальных систем, сооб­ществ, организаций, институтов. Например, в результате всена­родного референдума, проведенного в Беларуси в ноябре 1996 г., произошли существенные перемены в верховных органах законо­дательной власти республики - вместо прежнего Верховного Со­вета сформирован новый двухпалатный парламент, в котором зна­чительно изменились выполняемые им функции, произошло их уточнение, распределение между Советом республики и Народной палатой, обогатилось и углубилось их содержание, изменились формы осуществления. В главе, раскрывающей сущность и роль социальных институтов, подробно освещен процесс превращения латентных, скрытых функций производственных организаций в явные, что приводит к серьезным сдвигам в развитии общества, его отдельных сфер. Подобного рода перемены и трансформации называются функциональными социальными изменениями.

В социодинамике общественного развития важную роль иг­рают перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­ной и групповой деятельности людей. Мотивация представляет собой процесс развертывания содержания потребностей, для удов­летворения которых субъект социального действия - индивиду­ального или группового (личность, группа, организация, социаль­ный институт и т.д.) - разворачивает и осуществляет активную, целенаправленную деятельность. Это означает, что мотивация са­ма представляет собой процесс изменений и одновременно пред­полагает активную деятельность, направленную на изменения как объекта действия (предметы внешнего природного и социального мира), так и самого действующего субъекта. Происходящие в об­ществе социальные изменения, с одной стороны, обусловливают перемены в мотивации деятельности, а с другой - сами являются результатом перемен в мотивационной сфере. Например, в про­цессе становления рыночной экономики в Беларуси, других стра­нах СНГ, коренным образом меняется мотивационная сфера дея­тельности не только предпринимателей, властных структур, но и огромных масс населения. На передний план выдвигаются мотивы достижения прибыли, экономической выгоды, денежного возна-

334


граждения, личного коммерческого успеха, что оказывает мощное влияние на сознание и поведение индивидов и их различных общ­ностей - семейных, профессиональных, территориальных и т.д. Совокупность подобного рода перемен в сфере мотивов называет­ся мотивациоиными социальными изменениями.

Большую группу социальных переменных, выполняющих важные интеграционные, нормативные, регулятивные функции в обществе, составляют социокультурные изменения. Подобного ро­да социальные изменения представляют собой сложный много­плановый процесс социокультурной динамики, в ходе развертыва­ния которой меняются не только системы ценностей, норм, образ­цов поведения, но и, как показал выдающийся российско-амери­канский социолог П.А. Сорокин, сами основополагающие принци­пы культуры, ее «доминирующая сверхсистема». Так, сверхсисте­ма чувственной культуры античного мира сменяется в эпоху Сред­невековья сверхсистемой идеациональной культуры, основопола­гающим принципом которой становится бесконечность, сверхчувст­венность и сверхразумность Бога. Однако процесс социокуль­турных изменений на этом не заканчивается. Идеациональная куль­тура постепенно приходит в упадок, ей на смену вновь приходит чувственная сверхсистема культуры, воплощенная ярче всего в ис­кусстве эпохи Возрождения. И такие перемены в культуре происхо­дят вплоть до нашего времени, когда совершается «разрушение чув­ственной формы западного общества и культуры, за которым по­следует новая интеграция столь же достойная внимания, какой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета» (8; 433).

Все пять видов социальных изменений взаимосвязаны друг с другом и своими совокупными действиями воплощают многообра­зие проявлений социальной динамики. Их взаимосвязь изображена на рис. 38.

Социальные изменения не только многообразны, они охва­тывают все сферы общества, все уровни и звенья его структуры, все его подсистемы - экономическую, социальную, политическую, социокультурную, все выполняемые ими функции. Поэтому тер­мин «социальные изменения» толкуется не только очень широко, но и по-разному различными социологами, политологами, фило­софами. Наряду с ним и в близком по содержанию значении упот­ребляются и другие термины: социальное развитие, социальная динамика, социальный процесс, социальная эволюция, социальный прогресс, социальное взаимодействие и т.п. Все эти термины име-

335



 


щающееся в трансформации его состава или структуры, возник­новении или исчезновении его элементов и связей, изменении его функций. Например, политическое развитие сопровождается суще­ственными изменениями во взаимодействии макро- и микрофакто­ров власти, ведущими к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, повышению спо­собности применять гибкие стратегии и технологии властвования.

Социальная динамика тоже очень близка по своим характе­ристикам к тому, что называют социальными изменениями. Тер­мин «социальная динамика» является, однако, более узким по сво­ему содержанию, чем понятие «социальные изменение». В этом термине фиксируются, главным образом, факторы социальных изменений, деятельность субъектов этих изменений и результа­ты такой деятельности.

Существенное значение в социологии имеет типологизация социальных изменений. Наиболее важными типами социальных изменений является следующие.

Институциональные и общностиые изменения. Как мы уже отмечали в главе 18, значительная и очень важная часть жизнедея­тельности общества институционализирована, т.е. осуществляется посредством деятельности социальных институтов - государства, права, политических партий, системы образования, семьи и т.п. Отметим, в частности, возросший в последние годы интерес не только социологов, но и широкой общественности к изменениям структуры, функций, форм семьи, отношений между ее членами. В круг этого интереса входят изучение изменений ролей и функций членов семьи, направленности действий по выбору супруга, изме­нений взаимоотношений в семье, приводящих к разводу и т.д. Возрастающее значение приобретает изучение социальных изме­нений, вызванных распадом Советского Союза и последующей трансформацией политической системы в постсоветских странах. Здесь особенно важную роль играют изменения, связанные с де­мократизацией общества, с возникновением новых типов государ­ственного правления - президентства, парламентаризма; появле­нием новых тенденций в электоральном процессе (в политических ориентациях и позициях избирателей, в динамике их политических предпочтений и т.д.); во взаимодействиях субъектов политической деятельности, в изменениях содержания, структуры, функций и механизмов государственного управления.

337


Общностпые изменения характеризуются тем, что, в отличие от институциональных, они охватывают сферу деятельности не одной, а нескольких взаимосвязанных областей. Такой именно ха­рактер носили социальные изменения, происходившие в период смены рабовладельческого общества феодальным, а феодального — капиталистическим. Во втором из названных процессов становле­нию капитализма предшествовали несколько взаимосвязанных и очень существенных изменений - кризис сеньоральных повинно­стей, разрушавший экономическую основу феодализма, Гуттен-берговско-Скарининская книгопечатная революция, Возрождение, Великие географические открытия, протестантская революция, вызвавшая к жизни дух капитализма. Все эти изменения выходили за сферы деятельности какого бы то ни было из существовавших социальных институтов, оказывали мощное воздействие на все сферы общества и носили вследствие этого общностный (т.е. рас­пространяющийся на все общество) характер.

Инновационные изменения это возникновение новых спо­собов и результатов деятельности людей, которых не существо­вало на предыдущих стадиях общественного развития. Сущность этих изменений составляет инновационная деятельность индиви­дов и их групп, а их содержание - комплексный процесс создания, распространения и практического использования различных нов­шеств (нововведений) для удовлетворения социальных потребно­стей, изменяющихся под воздействием развития общества или вновь возникающих (например, потребность в радиоэлектронных средствах информации).

Сам термин «инновация» вошел в социологию в конце XIX в. через антропологию и этнографию, где используется при исследовании процессов изменений в субкультуре, выступая в ка­честве антонима термину «традиция», затем стал широко приме­няться при исследовании изменений в сферах экономики, полити­ки, науки, техники. Выдающийся немецкий социолог М. Вебер раскрыл важнейшую инновационную роль религиозных институ­тов, в частности, протестантской этики в становлении духа капи­тализма, в возникновении капиталистической экономической сис­темы. Т. Парсонс показал важное инновационное значение фило­софии, теологии, права и социологии в современном обществе.

Обычно в социологии выделяются четыре взаимосвязанных компонента в структуре инновационных изменений. Первым из них является само новшество, в какой бы сфере оно ни появля-

338


лось— в экономической, политической, социальной, научной, тех­нической и т.п. К числу нововведений относятся и новые научные идеи, и новые технические изобретения, и новые политические структуры, и новые социальные роли. Второй элемент нововведе­ний составляют новаторы, т.е. люди, создающие новшества или осуществляющие их реализацию в той или иной сфере обществен­ной жизни. Новаторы, как правило, выделяются своими развитыми способностями, целеустремленностью, высокими волевыми каче­ствами, умением сконцентрировать все свои интеллектуальные и физические ресурсы на решении той или иной задачи, достижении поставленной цели. М. Вебер раскрыл большую значимость личной харизмы (необычайная способность оказывать влияние на других людей) в деятельности политических и религиозных новаторов.

Третий компонент инновационных изменений — агенты диффузии, или распространите пи нововведений Это, как правило, ученики и соратники новатора, создающего новые идеи, проекты, технические средства и т.п. Именно такую роль играли, например, апостолы- ученики Христа- в распространении христианского миропонимания. Четвертым компонентом инновационных изме­нений являются оцениватели, аоспреемники появляющихся нов­шеств. Социальная оценка нововведений постоянно сопровождает инновационные изменения, но при ее социологическом анализе можно выделить экспериментальную фазу и следующую за ней фазу принятия решений Первоначальное принятие нововведений небольшим кругом лиц представляет собой экспериментальную фазу, а последующее более широкое их применение приводит к фазе принятия решений - применять ли предложенные нововведе­ния, а если применять, то в каких сферах и в каких масштабах. На­пример, в период холодной войны и существования острой меж­дународной напряженности научно-технические нововведения, осуществлявшиеся в Советском Союзе и США, оценивались и применялись, в первую очередь, в военно-промышленном ком­плексе (компьютерная, лазерная, ракетная техника и др.), а затем уже переносились в гражданские сферы общества.

В принятии решений относительно применения нововведе­ний могут существовать три возможных ситуации. Они таковы:

1) отвержение временно принятого нововведения (например, замена парламентского типа власти в Беларуси в 1994 г. на прези­дентский тип);

339


2) полное принятие новых типов структур и отношений при
соответствующем вытеснении прежних структур и отношений
(например, создание и повсеместное распространение в Беларуси
так называемой «президентской вертикали», пронизывающей со­
бой все властные и управленческие структуры и способы взаимо­
отношений между ними);

3) непрочное, противоречивое следование ранее существо­
вавшим и новым ценностям, нормам, способам поведения, напри­
мер, сохранение большими группами населения Беларуси, России,
других стран СНГ ностальгических симпатий к Советскому про­
шлому и патерналистских иллюзий, связанных с тем, что государ­
ство может и должно помогать всем.

Последнее особенно характерно для лиц старших возрастов и пенсионеров, при широком распространении в других социаль­ных группах рыночных стратегий поведения, (чем выделяются предприниматели, фермеры, так называемые «челноки», лица младших возрастных когорт). Такая ситуация обычна для переход­ного периода в развитии общества, когда происходящие в нем со­циальные изменения характеризуются различной направленно­стью, вследствие чего ни традиционное, ни то, что идет ему на смену (а также их приверженцы), не обладают ощутимым превос­ходством.

В обществе существуют эволюционные и ревонкщионные со­циальные изменения. Первый из этих типов изменений составляют постепенные количественные перемены, преимущественно необ­ратимого характера, проистекающие в различных социальных сис­темах и общностях — в экономике, политике, культуре, социальной жизни, в функционировании семьи, организации и т.п. Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления но­вых элементов, свойств, функций, приводящих, в конечном счете, к изменению всей системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В таких случаях они при­обретают характер социальных реформ - преобразования, переуст­ройства какой-либо стороны социальной системы в целях совер­шенствования ее структуры или функций без разрушения самих ос­нов этой системы. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ на путях становления в них

340


социально ориентированной рыночной экономики, разгосударст­вления собственности, развития предпринимательства и т.п.

Однако эволюционные социальные изменения могут носить и стихийный, неорганизованный характер, примером чего служит урбанизация - процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанно­го с этим распространения некоторых черт и особенностей город­ского образа жизни в сельской местности.

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это, во-первых, изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направлен­ные на радикальное преобразование социальной системы, будь то экономика, политическая система или научная теория. Во-вторых, эти изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. В-третьих, такие изменения захватывают не второстепенные, не пе­риферийные структуры и функции данной системы, а ее основные структуры и функции, само ее социальное существование. В-чет­вертых, революционные изменения чаще всего опираются на на­силие и сопровождаются применением насилия. В-пятых, в случае своего удачного осуществления они приводят к возникновению на развалинах старой системы радикально отличающейся от нее ка­чественно новой социальной системы, как это произошло в ре­зультате Октябрьской революции в 1917 г.

Социальные революции именно в силу радикальности осу­ществляемых ими преобразований и крупномасштабного приме­нения не только сил созидания нового, но и разрушения старого, включая и революционное насилие, вызывают ожесточение и диа­метрально противоположные оценки представителями различных социальных групп. Если В.И. Ленин называл революцию «празд­ником угнетенных», то выдающийся русский философ Н.А. Бер­дяев, напротив, - «величайшей катастрофой».

Важную роль в развитии общества выполняют циклические социальные изменения, представляющие собой совокупность явле­ний, процессов, событий, - последовательность которых склады­вается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени. Именно такую трактовку исто­рическим процессам давали выдающиеся философы и социологи Н. Макиавелли, Дж. Вико, Ш. Фурье, Н.И. Данилевский, П.А. Со­рокин и др. В своих работах они не просто зафиксировали, но и

341


объяснили, в силу каких причин различные социальные системы -цивилизации, культура, общности и т.п. - проходят через различ­ные стадии циклических изменений - возникновение, рост, рас­цвет, кризис, увядание, исчезновение, а затем - возникновение но­вой системы, которая выступает либо как преемник, либо как со­перник, отрицатель и уничтожитель предыдущей. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить динамика различных поколений людей. Каждое поколе­ние нарождается, проходит период социального становления и возмужания, затем - период активной социальной деятельности, за ним - период старения и, наконец, период естественного заверше­ния жизненного цикла.

В последние годы обострился интерес к проблеме больших циклов (длинных волн) в экономических и социальных изменени­ях. Существенный вклад в изучение циклических изменений внес широко известный российский экономист Н.Д. Кондратьев. Он до­казал наличие длинных циклов в экономическом развитии, в ходе которых изменяется динамика большинства экономических пока­зателей от фазы восхода к фазе спада, причем в процессе развития этих циклов скачкообразное изменение производительных сил и соответствующих им экономических отношений взаимосвязано с аналогичными изменениями всех социальных структур. Повыша­тельная волна первого из исследованных Кондратьевым большого цикла начинается со значительного изменения в основных услови­ях хозяйственной жизни общества, в разгар промышленной рево­люции конца XVIII- начала XIX вв., когда совершаются круп­нейшие технические изобретения, создаются новые отрасли про­мышленности, а сами эти циклические изменения сопровождаются крупными социальными потрясениями - революциями и война­ми - Великая Французская революция, наполеоновские войны и др.

Таким образом, войны и социальные потрясения, с точки зрения Н.Д. Кондратьева, включаются в ритмический процесс раз­вития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. В частности, считал он, войны возникают на почве повышения темпа и напряжения хозяйствен­ной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье, а социальные потрясения — в период бурного натиска новых хозяй­ственных сил (5; 200-203, 211).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...