Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 28 страница




Сторонники символического интеракционизма, основопо­ложником которого является известный американский социолог и социальный психолог Дж. Mud (1863-1931), основное внимание уделяют символическому содержанию межличностных коммуни­каций. Процесс коммуникации подразделяется Дж. Мидом на внешнее и внутреннее общение. Внешнее общение представляет

388


собой взаимодействие индивидов друг с другом посредством слов- символов, несущих в себе определенные смыслы и значе­ния. Внутреннее общение - это общение между частями нашего «Я», в процессе которого возникает интерпретация, т.е. толкова­ние, разъяснение смысла, значения определенного события, объек­та, жеста или слова. Этот процесс означает видение себя глазами других людей, возникающее на основе способности языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что и в других лю­дях. Индивидуальность или самость развивается в формирующей­ся личности только в процесс коммуникации с другими людьми, коллективные представления и установки которых, обобщенные в нормах и стандартах поведения, становятся для личности установ­ками определенного сообщества, выступающего по отношению к индивиду в качестве обобщенного другого. «Именно в форме обобщенного другого, - утверждает Дж. Мид, - социальный про­цесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т.е. сообщество осуществляет контроль над пове­дением своих индивидуальных членов». Следовательно, индивид обладает самостью лишь в результате коммуникации с другими членами сообщества, установки которого он реализует в своем по­ведении.

Одним из распространенных способов теоретико-методо­логического исследования коммуникации в рамках социологии яв­ляется структурный функционализм, представленный такими вы­дающимися американскими социологами, как Т. Парсоис (1902-1979) и Р. Мертои (род. 1910).

Выделяя важную конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функциони­ровании социальных систем, Т. Парсонс подчеркивал, что «удиви­тельная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем», а последние создаются и функционируют только благодаря процессам комму­никации. Дело в том, что ситуация двух участвующих во взаимо­действии лиц никогда не бывает идентичной, поэтому без способ­ности к абстрагированию значений от отдельных частных ситуа­ций и введения этих абстрактных символов, значений, норм в сим­волическую систему культуры, «коммуникация была бы невоз­можной» (7; 468). Сам же коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией меж­ду двумя и большим количеством личностей, каждая из которых

389


выступает в качестве актора-субъекта социального действия. Каж­дый актор стремится определенным образом воздействовать на реципиента, т.е. на человека, которому адресовано сообщение, с целью стимулировать в некотором смысле ответный результат -чувство, оценку, действие и т.п. «Поскольку коммуникация явля­ется частью социального процесса, постольку, - пишет Т. Пар-сонс, - личности действуют в рамках роли, природа которой зави­сит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуника­тивное содержание» (7; 5 14).

Итак, согласно Т. Парсонсу, в процессе коммуникации взаи­модействуют несколько элементов. Они таковы' I) действие акто­ра и/или носителя сообщения; 2) ответная реакция реципиента; 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, свя­зывающие между собой участников коммуникативного взаимо­действия.

Коммуникационный процесс представляет собой необходи­мую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, орга­низацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Чем сложнее и разветвленнее становится деятельность об­щества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливается объем информации — научной, художе­ственной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная ииформацио}тая революция. Ее сущность - стреми­тельное, количественное и качественное преобразование инфор­мационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информа­ционного сообщества. Это общество базируется на многосторон­ней и многоярусной системе планетарных коммуникационных

390


процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество воору­жения или извлекают из земли наибольшее количество энергети­ческих и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие на­учные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других в создании и эффективном использовании комму­никационных систем и сетей.

Коммуникация представляет собой сложный многокомпо­нентный процесс. Основными его компонентами являются: 1) субъ­екты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент); 2) средства коммуника­ции - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.); 3) предмет коммуника­ции (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сооб­щение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.); 4) эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выра­женные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуни­кационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и
общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих
его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление общества и различных групп,
общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия,
что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики,
к более эффективному выполнению присущих им функций.

В процессе социологического исследования коммуникаци­онных процессов выработались различные модели социальной ком­муникации. Широкое признание и распространение получила ли­нейная модель коммуникации, разработанная известным амери­канским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

- аудитория

- эффективность

 

1. Кто? (передает сообщение)        - коммуникатор

2. Что? (передается)                        - сообщение

3. Как? (осуществляется передача)    - канал

4. Кому? (направлено сообщение)

5. С каким эффектом?


391


Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (ком­мутатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (при­емник); 5) эффект.

При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции про­цесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого: 1) наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы пред­ставляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его со­ставных частей; 2) корреляция соотношения составных частей это­го общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды; 3) передача социального наследия от поколения к поколе­нию.

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и пол­ноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что ре­зультат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реци­пиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. По­этому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракциони-стская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

В чем же суть этой модели?

Интеракционистская модель исходит из того, что субъекты коммуникации - и коммуникатор и реципиент- равноправны, свя­заны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим ин­тересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообще­ний. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реци­пиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и со­трудничества.

Именно такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А само согласие, с точки зрения последователей интеракционизма, есть установление общей картины мира или его отдельного объекта (процесса) у тех, кто объединен в коммуникативное взаимодействие. Поэтому ком-

392


муникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддержи­вается, развивается или разрушается. Сам же механизм согласия, по определению американского социального психолога Тамото Шибутани, есть «взаимное принятие ролей». Когда возникает со­гласие, происходит взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, что позволяет каждому участнику согласованного дейст­вия понимать, принимать (или отвергать) точки зрения и оценки других участников. Это и есть вторая модель коммуникационного взаимодействия. Способность человека постигать поведение дру­гих ограничена его культурой и личным опытом. Люди, которые не развили в себе вкуса к классической музыке, уверяют, что если некоторые увлекаются ею, это лишь проявление снобизма, ибо са­ми они не могут представить себе, как можно без притворства ею наслаждаться. Будет ли достигнуто согласие, зависит не только от способности участников к принятию ролей, но в значительной степени от интересов каждого из них, что тоже определяется куль­турой личности.

Значительное влияние имеет общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий ха­рактер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племен­ных культур общение людей было ограничено рамками устной ре­чи и мифологическим мышлением, придававшим миру целост­ность, но вместе с тем - локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникативных процессов, связанном с появле­нием письменности, изменился и тип коммуникации. Единство значений и знаний, их организация в целостной системе письмен­ного языка, нацеленная и надежная, устраняли в нем разногласия, расхождения в отношении к нормам и ценностям, что упрочивало консолидацию человеческих сообществ. Введение письменности способствовало решению сразу двух задач: 1) письменность слу­жила надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений; 2) возникла возможность принятия новых элемен­тов хотя бы путем дополнения к прежнему тексту или иной интер­претации старого, и возможность эта также могла фиксироваться в новом тексте. В итоге общество получило мощное оружие введе­ния в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспе­чило интенсивное развитие художественной литературы и науч­ных знаний.

393


Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Маклуэну, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало широкое распространение современных аудио­визуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудио­визуальные средства радикально преобразовали саму среду, в ко­торой живет и общается современное человечество, резко расши­рили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Если созданные Г. Лассуэлом и Т. Ньюкомбом модели ком­муникационных взаимодействий носили социальный и социально-психологический характер, отводя приоритетное место социаль­ным процессам общения и взаимодействия участников коммуни­кации, то Г. Маклуэн, в духе разделяемой им концепции техноло­гического детерминизма, сделал упор на технические средства ис­следуемого процесса, придав им значимость основного детерми­нанта в развитии коммуникативных процессов.

Эту тенденцию продолжил известный американский социо­лог и футуролог О. Тоффлер. Он фактические создал четвертую, инфосферпую модель коммуникационных взаимодействий, основу которых составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.

Эти программы, создающие принципиально новую «инфо­сферу», по утверждению О. Тоффлера, приводят к возникновению новой «блип-культуры», которая своими аудиообразами, спрессо­ванными пакетами информации, воплощенной в телевизионных картинках и образах, приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, инди­видуализации. При массовизации потоков этой «блип-культуры», льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или видеокассет, каждый из реципиентов может сначала избирательно настроиться на один из многих телекоммукационных процессов благодаря множественности каналов возможного их восприятия или даже выбирать понравившийся или нужный ему для чего-то коммуни­кационный вариант по собственному заказу, используя такие все­мирные коммуникационные системы, как, например, интернет. Следовательно, компьютерная коммуникация создает новую ком-

394


муникационную ситуацию, для которой характерно постоянно ме­няющиеся разнообразие новых культур, а это ведет к раздробле­нию процессов идентификации индивидов и групп на множество миниидентификаций и возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.

Пятую коммуникационную модель— аутопойетическую — разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопойетическая система в его понимании? Это — система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множест­ва коммуникативных элементов, каковыми являются потоки ин­формации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информа­ции, сообщения и понимания, социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; и, 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. прихо­дит к самопониманию посредством сознания, то социальная сис­тема (общество), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации.

Поскольку социальная система состоит из самовоспроизво­дящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку «общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойети-чески, в то время как она производит все новые (и все время - дру­гие) коммуникации» (5; 34). А это означает, что понятие коммуни­кации становится решающим фактором для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, — подчер­кивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети ком­муникаций» (5; 31).

Важное значение имеет типологизация коммукационных взаимодействий. Она может производиться по нескольким основа­ниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразде­ляются на:

1) информативные, имеющие целью передачу некоего со­общения, информации от коммуникатора к реципиенту;

395


2) управленческие, ориентированные на передачу управляю­
щей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов
управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и
т.д.) с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие ре­
ципиентом информационных потоков, поступающих от коммуни­
катора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, ау­
диозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуко­
вые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное
восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реци­
пиенту и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и
т.п. реагирование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие
информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия
на тактильную чувствительность индивидов, коррелирую иду ю с
ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с
явлениями вибрации;

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов,
взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных
переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способ­
ных воплощаться в различные формы активности, в том числе на­
правленные на реализацию и удовлетворение интересов, потреб­
ностей, желаний и стремлений индивидов.

По модальности воплощения коммуникативных взаимодей­ствий и их направленности они различаются следующим образом:

1) сообщение побудительно-информативного порядка: све­
дения, просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакции ин­
дивидов на чувственно-эмоциональные переживания; поведенче­
ские акты, направленные на установление и поддержание контактов.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражае­
мые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре,
архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;

396


4) гиппосуггестивпые - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмыс­ления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциа­тивностью с прошлой эмпирической действительностью.

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом ком­муникацию подразделяют на следующие типы: традиционная, функционально-ролевая, межличностная, групповая и массовая.

1. Традиционная коммуникация осуществляется главным об­
разом в локальной сельской среде, где все, более или менее, знают
друг друга; роль каждого человека в этом сообществе определяет­
ся возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с
детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение от­
личается постоянством, стабильностью ожиданий, первичностью
коммукативных связей; оно не требует специальных знаний и
инициативы.

2. Фунщионалъпо-ролевой тип коммуникации развивается в
городской среде, в условиях значительной дифференциации видов
деятельности и образа жизни. Он является специализированным и
безличным. Правила коммуникации, в общем, соответствуют роли,
которую человек выполняет в данной системе, прежде всего в
профессиональном плане, что соответствует его статусу и сло­
жившейся социальной иерархии в этой системе. Устные, а еще бо­
лее письменные, контакты часто формализованы. Горожане обыч­
но не вступают в общение на улице или в городском транспорте,
ибо в такой функциональной среде возникают правила знакомства
и представления.

3. Мелешчностная коммуникация— такой тип коммуника­
ционного взаимодействия, при котором в роли как отправителя,
гак и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для
него характерны: непосредственный контакт между субъектами
общения, чем определяется ряд особенностей данного типа ком­
муникации, и, в частности, 1есная обратная связь, регулирующая
процесс общения; множество используемых средств - не только
вербальных, но и невербальных: мимики, жестов и т.п.; двусто­
ронний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога. По характеру взаимодействия между партнерами разли­
чают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Со­
держание и форма личностной коммуникации не связаны строги­
ми правилами, а имеют индивидуализированный неформальный

397


характер. Большое значение здесь придается самовыражению «Я» каждого из субъектов коммуникационного взаимодействия, по­этому оно насыщено экспрессивными элементами - чувствами, эмоциями, переживаниями. Ролевая разновидность межличност­ной коммуникации более формализована, ее содержание и форма определяются ролевыми отношениями партнеров, а процесс пере­дачи информации ориентирован на достижение определенного ре­зультата, например, на выполнение задания, которое поручает ру­ководитель подчиненному или преподаватель студенту

А. Групповая коммупикаг/ия представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого обще­ние происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаи­мозависимых действий. Она может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной либо ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех чле­нов группы. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности груп­пы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникнове­нию и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту. В случае малой группы (семья, компания сверстников) такая комму­никация насыщена непосредственными контактами, экспресивны-ми элементами, неформальными взаимоотношениями, хотя неко­торые ее компоненты могут быть и формализованы. Но значитель­но большее значение, чем в межличностной коммуникации, здесь имеют ролевые отношения: между руководителями и подчинен­ными, лидерами и аутсайдерами и т.п. Групповая коммуникация составляет основу коммуникационных взаимодействий в социаль­ных организациях

Групповые коммуникации включает в себя два, три и более субъектов. Если схематично изобразить активных участников (субъектов) коммуникации соответственно символами d, Ci ..., то получим структурную схему межличностной и групповой комму­никации, изображенную на рис. 47.

5. Межгрупповая коммуникация - это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информа­ции циркулируют между двумя или большим количеством соци­альных групп, в целях осуществления совместной деятельности

398



 


6. Массовая коммуникация - это такой тип коммуникацион­ных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают средства массовой информации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Главная особенность мас­совой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточени­ем, массовым распространением и потреблением. Вследствие это­го СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации массового контроля над массовым поведением Основными функ­циями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) пере­дача знаний об обществе от одного поколения к другому через со­циализацию и обучение; 3)целенаправленное влияние на форми­рование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) раз­влечения (рис. 48).

Итак, средства массовой информации оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жиз­ненные позиции. Однако было бы упрощением представлять дело таким образом, будто читатель, слушатель, зритель в этом массо­вом коммуникационном процессе предстает только в роли пассив­ного объекта. Проведенные американскими, финскими, россий­скими, белорусскими социологами исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы чаще всего носит не непосредственный, а опосредованный (некоторыми промежуточными социальными переменными) ха­рактер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласу­ется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому в процес­сах массовой коммуникации многие реципиенты, как установил в середине 70-х годов американский социолог Дж. Блумер, высту­пают не в качестве пассивного получателя информации, а в каче­стве активного фильтра. Они осуществляют отбор определенных видов сообщений средств массовой информации, чтобы удовле­творить те или иные свои потребности.

400



 



 


Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любозна­тельности, осведомленности, эрудиции, росту политической куль­туры, соблюдению социальных норм и правил. Такое воздействие существенно возрастает, когда средства массовой информации ак­тивно и целенаправленно используют коммуникативную функцию культуры.

Коммуникативная функция культуры в концентрированном виде воплощается в том, что в художественных произведениях, в научных трактатах, в философских доктринах, в нравственных нор­мах и религиозных проповедях происходит композиционно замкну­тое (на идее или образе, созданном автором) и одновременно ра­зомкнутое, ориентированное на многих других людей, общение че­ловека с человеком. Заключая автора в контексте философской кни­ги, художественного романа, в ритме мелодии, - массовое комму­никативное взаимодействие вместе с тем делает возможным наи­более глубокое и насущное взаимопонимание между многими различными людьми: между автором и читателем, автором и зрите­лем, автором и слушателем, — т.е. между различными слушателями, зрителями и т.п., т.е. в постоянном расхождении и схождении, взаимопроникновении двух различных «полюсов» культурной ком­муникации. Именно в коммуникативной функции отчетливее и полнее всего проявляется диалоговая сущность культуры. Только благодаря коммуникативной функции происходит диалог различ­ных эпох, различных культур, различных людей в лоне одной куль­туры, в результате чего «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, Дмитрий Карамазов Достоевского оказываются в своеобразной культурной одновременности и диалогичности, диалогической «до­полнительности». А это приводит к тому, что трагедия Эдипа четче и глубже воспринимается через соотнесение с трагедиями Гамлета и Дмитрия Карамазова. Вследствие именно этой функции духовный мир писателя, художника, композитора, что отделен от него, транс­лирован в произведение и способен существовать как бы обособ­ленно, самостоятельно даже после физической смерти творца, ока­зывается включенным в иной мир, в жизнь людей последующих эпох и других устремлений, собеседуя с этими современниками. Поэтому культура предстает особой формой коммуникации и одно­временно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур, а также их совместного бытия в пределах одной и той же культуры. Именно благодаря коммуникации возможен диалог культур, а Шек­спир, Гомер и Пушкин говорят с нами как наши современники.

403


1.

2. 3. 4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...