Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 22 страница





Социальный статус не является неизменным на протяжении жизни личности, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Такое изменение стату­са выражает собой изменение места индивида в социальной струк­туре общества с точки зрения движения вверх или вниз по страти­фикационной лестнице. Для определения высоты социального ста­туса данной личности в социальной структуре общества американ­ским социологом Д. Ленски введено понятие рангового пара­метра. Это понятие выражает ранговое место каждого данного статуса в статусном наборе личности и одновременно в соотноше­нии с соответствующими статусами других личностей, показывая, является ли данный статус более низким или более высоким в со­циальном смысле относительно других статусов. Тем самым ран­говые параметры позволяют получить представление о совокуп­ном статусе индивида в обществе и его изменении во времени.

Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил еще одно понятие -статусный профиль. Динамика изменений статусного профиля касается всех ранговых параметров всех статусов (за исключением происхождения индивидов), которые в течение жизни могут изме­няться. Причем индивид может одновременно занимать различные статусы в пределах различных ранговых параметров. Например, он может занимать высокий должностной статус в организации, но не относиться к числу богатых людей, или наоборот, иметь высокие доходы, но не занимать высокой должности. Нередко высокие уровни доходов соответствуют высоким уровням должностного статуса и обладания властью. Такое совпадение отнюдь не случай­но: в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего бывает так (это установил еще в конце 20-х годов XX столетия П. Соро­кин), что высокий доход позволяет человеку занимать высокий должностной статус, а это приносит ему власть над другими людьми.

Осуществление социального статуса личностью и воспри­ятие этого статуса как самой данной личностью, так и окружаю­щими ее людьми представляет собой сложный, подчас противоре­чивый, социально-психологический процесс. Здесь возможны три варианта самооценки, соотнесенной с оценками ближайшего ок­ружения. Первым из них является конформистское, т.е. подчи­няющееся групповому давлению, приспосабливающееся к нему, поведение, к которому чаще всего подталкивает человека окру­жающая его социальная среда и существующая в обществе (или

295


общности) система контроля. В таком случае осуществляется нор­мальная, практически бесконфликтная интеграция индивида в со­ответствующую социальную общность. Второй тип самооценки личности, обязательно соотнесенной с оценкой со стороны окру­жающих людей, проявляется в степени самоуважения данной лич­ности и ее репутации в ближайшей социальной среде. Человек ча­ще всего дорожит своей репутацией, особенно в глазах «значимых других», а это подталкивает его к тому, чтобы выполнять предна­значенный ему социальный статус добросовестно и эффективно, ибо именно такая позиция приносит ему авторитет в группе и са­моуважение. Третий вариант отношения личности к собственному социальному статусу предопределяется ее стремлением макси­мально реализовать свои способности и возможности, что сулит получение возможно большего количества и более высокого каче­ства вознаграждений — продвижение по служебной лестнице, воз­растание авторитета и престижа среди окружающих, увеличение дохода (заработной платы, премий и т.п.).

Два первых типа поведения личности в соответствии с ее статусными характеристиками ориентированы преимущественно на приписываемый статус, а третий, более активный и целеуст­ремленный, связан с получением и осуществлением достигаемого статуса. Причем выбор того или иного типа поведения в соответ­ствии с занимаемым личностью социальным статусом зависит не только от самой личности и ее ближайшего окружения, но и от оп­ределенных социокультурных условий. Первый из описанных ти­пов поведения (конформистский) чаще всего реализуется в массо­вом масштабе в условиях тоталитарной социальной системы и становится там наиболее распространенным, хотя и в таких усло­виях проявляются два других типа поведения. Что касается третье­го типа поведения личности, соотнесенного с ее социальным ста­тусом, то наиболее широкие возможности для его реализации соз­даются в обществе демократического типа, где существует плюра­лизм мнений и позиций, высокий уровень состязательности, а жизненный успех, в том числе и достигаемый статус, чаще всего является результатом высокой активности и компетентности.

Итак, высокий социальный статус выступает в значении нормы и общественного идеала и в этом своем качестве обладает большими потенциальными возможностями как в процессе социа­лизации личности, так и в реальной деятельности ее в различных сферах общественной жизни, побуждая ее к социальной активно-

296


сти, к достижению успехов в решении стоящих перед нею задач. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значе­ние в нем приобретают предписанные статусы, определяемые со­циальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нем достигаемые статусы, которые явля­ются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремленной деятельности лич­ности, ее успехов и заслуг.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соот­несенности с другими статусами, занимаемыми другими людьми, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Посмотрим на стадион во время футбольного матча. Чтобы было проще проанализировать этот матч в понятиях ролевой тео­рии, давайте договоримся, что главными в рассматриваемом дей­ствии выступают три роли: судья, футболисты и зрители. Роль су­дьи заключается в том, чтобы все действия игроков во время матча соответствовали правилам игры, а каждое допущенное нарушение подвергалось штрафу. Футболисты, играющие на футбольном по­ле, призваны к тому, чтобы совместными, хорошо слаженными усилиями и действиями обеспечить победу над командой соперни­ков. Зрители же собрались на трибунах стадиона, чтобы получить удовольствие от красивой игры и «поболеть» за свою любимую команду. Игра доставит им удовольствие только в том случае, ко­гда все действующие в ней лица будут строго следовать предпи­санным им ролям: судья строго следит за соблюдением правил иг­роками, футболисты - своими действиями (пасом, обводкой со­перника, ударами по мячу и т.п.) обеспечивают забивание голов в ворота соперника и недопущение взятия своих ворот чужой ко­мандой. Если же судья не только не будет контролировать соблю­дения футбольных правил игроками, но и сам начнет их нарушать, «подсуживая» одной из команд, он может полностью испортить весь матч, вызвав справедливое возмущение игроков и зрителей. Если один из зрителей заснет во время матча, на зто никто не об­ратит внимания, но если так поступит вратарь одной из команд, особенно той, за которую «болеег» большинство зрителей, и «зев­нет» мяч, влетевший в его ворота, негодованию зрителей, да и иг­роков его команды, не будет предела.

297


Если мы постараемся более внимательно присмотреться к футбольному матчу, то заметим, что и в самих командах выпол­няемые игроками роли распределены не одинаково: одни игроки выполняют функции защитников, другие - нападающих, а вратарь поставлен стражем у своих ворот и имеет ограниченное простран­ство для выполнения своей роли - в пределах штрафной площад­ки. Более того, у различных игроков имеются различные амплуа, т.е. своеобразные специализации футболиста на исполнение ролей, наиболее соответствующих его физическим данным, характеру да­рованиям, умениям, навыкам, мастерству, например, разыгры­вающий, пенальтист, атакующий защитник, «чистильщик» и т.п.

Не только в футболе, но и в любом другом способе взаимо­действия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина, муж, брат, отец, покупа­тель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол и т.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой «сценарий», который мы проигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некото­рые роли чаще востребованы, а некоторые- более важны, чем другие. Фактически почти каждый юноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль друга или суп­руга, но, конечно, не каждый в состоянии выполнить роль матема­тика, шахматного гроссмейстера или поп-звезды Роль, которая считается более необходимой, более важной или более популяр­ной, приносит ее исполнителю большее вознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные. Когда-то в советском обществе деятельность профессора вознаграждалась выше, чем деятельность милиционера или офицера, сегодня эти оценки в Бе­ларуси и других странах СНГ сменились на противоположные.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, кон­сультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, выпол­няемая им, требует определенного содержания деятельности, ма­неры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается оп­ределенными ожиданиями к ней со стороны других людей.

298


Впервые определение социальной роли было дано американ­ским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социаль­ную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нор­мы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность вос­производит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно оп­ределить и как совокупность ожиданий и требований, предъявля­емых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимаю­щим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с кон­кретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одоб­ряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индиви­дом, становятся решающей характеристикой его личности, не те­ряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объ­ективно-необходимого характера. А это означает, что социальные роли, выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируют господствующие общественные отношения, яв­ляются социально обусловленными.

Поскольку человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ро­левой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии (реальном или мыслен­ном) с другими людьми. Поэтому, отмечал выдающийся россий­ско-американский социолог П. Сорокин, вне драмы не может быть роли: ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни

299


делал изолированный индивид, никакое из его действии не пред­ставляет собой социального явления. Роль может стать социальной лишь при наличии матрицы. А такой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействие двух или более индивидов.

Если исходить из матричного понимания значимости соци­альных ролей, то в их функционировании следует выделить три основных блока: 1) представляемая роль- система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения; 2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических экспектаций (ожиданий), которые приписывает самому себе человек, обладающий опреде­ленным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами других соци­альных статусов; 3) играемая роль — реальное, воплощаемое в кон­кретных поступках поведение данной личности, обладающей этим статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Именно этот третий блок ролевой структуры представляет из себя объективирование во вне - в по­ступках, действиях и т.п. осуществляемой индивидом роли, ее по­веденческую реализацию.

Выдающийся американский социолог Т. Парсонс утверждал, что каждое действующее лицо (актор) нацелено на получение мак­симального удовлетворения от совершаемого действия и его ре­зультата, и если это достигается во взаимодействии с другим дей­ствующим лицом, то первый будет стремиться к продолжению действия. Таким образом, каждый индивид приходит к ожиданию определенных действий от других людей в определенных ситуа­циях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гаранти­ровать желаемый характер ответных реакций. Все это создает сис­тему «ролевых статусов», каждому из которых предписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение и наказа­ние за соответствие или несоответствие поведения данным ожида­ниям. Поэтому социальная роль мыслится Т. Парсонсом не просто как сектор конкретной системы действий данного индивида, но как именно такой сектор в той мере, в какой он одновременно и подчинен определенной совокупности нормативных экспектаций на уровне социальной системы, и связан с совокупностью отноше-

300


ний с другими исполнителями такого типа, что вместе они состав­ляют коллектив.

В центре внимания социологического анализа, согласно Т. Парсонсу, находится сочленение между нормативными систе­мами, в то время как роли являются компонентами более «удален­ными» по направлению и личностным системам, а ценности (нор­мы) - компонентами, более «удаленными» в сторону культурных систем.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей, осуществ­ляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, счита­ет Т. Парсонс, три основных компонента. Первый из них заключа­ется в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении) ин­дивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса явля­ется предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (или избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку инди­вид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выпол­няющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Т. Парсонс считал, что именно в процессе социального вза­имодействия возникают и реализуются социальные роли индиви­дов. А совокупность таких взаимодействий, в процессе которых индивиды выполняют определенные социальные роли, является живой, динамичной, развивающейся тканью социальной системы. Поэтому «в социальной системе, - подчеркивал он, - минимальной единицей является роль участвующего индивидуального деятеля (или, если угодно, статус - роль), а минимальное отношение пред­ставляет собой стандартизированное взаимодействие, когда каж­дый участник функционирует как деятель, в той или иной мере ориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всех остальных. Единицами социальных систем более высоко­го порядка являются коллективы, т.е. организованные системы действия, характеризующиеся исполнением ролей множеством че­ловеческих индивидов» (5; 480).

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­ждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфиче­ские «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои

301


социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Любой авторитет, считает он, основывается на ролевых связках. Он огра­ничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитета в других взаимодействиях. Именно взаим­ность, симметричность различных ролей придает системе инте­ракций (взаимодействий) собственный специфический смысл, соз­давая условия для возникновения партнерства.

В реализации идеи партнерства, как установил американ­ский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержани­ем роли и ролевым исполнением. Роль определяет, как человек бу­дет (должен) себя вести, если станет соблюдать в определенной ситуации определенные правила. А исполнение роли - это «реаль­ное поведение человека в определенной ситуации», которое может отличаться, порой существенно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем ее не полностью Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно, некомпетентно и даже вызывающе, выходя за рамки жизненного «сценария». Роли в жизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулис­ными. Официанты в ресторане, например, играют сценические ро­ли перед посетителями, но более расслабленно и естественно ве­дут себя на кухне, где их видят только повара и другие официанты. Профессор ведет себя по-разному, болтая со студентами в холле или выступая перед ними с лекцией в аудитории.

Как бы то ни было, человек ни в коем случае не должен пре­небрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение в ре­альной жизни способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Социальные по своему происхождению и характеру требо­вания роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации (глубоко­го внутреннего усвоения) ею норм и правил, характеризующих со­держание и сущность данной социальной роли Интериоризиро-вать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок, — значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной по­зиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведении, проходя сквозь призму лич­ностных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно че­рез социальную роль, через усвоение и воплощение в своих по-

302


ступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, ес­ли статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру индивидуального куль­турного развития данного человека.

В нормативной структуре социальной роли могут быть вы­делены четыре основных элемента:

1) описание того типа поведения, которое требуется соци­
альным окружением от лица в данной роли;

2) ожидания, предписания, требования, которые предъявля­
ются окружающими данному лицу в связи с подобным поведением;

3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого
выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные
последствия действий в рамках требований к данной социальной
роли (поощрение, вознаграждение, наказание и др.).

В зависимости от содержания и характера требований, за­ключенных в нормативной структуре социальных ролей, послед­ние выступают в трех разновидностях: роли должного (обязатель­ного), желательного и возможного поведения. Ролевые нормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются пре­жде всего позитивными санкциями - добровольное исполнение обязанностей по отношению к тем, кто нуждается в помощи, вле­чет, к примеру, общественное одобрение, повышение престижа и т.п. Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспе­чиваются как позитивными, так и негативными санкциями в виде поощрения, вознаграждения, наработки общественного авторитета либо в виде осуждения, наказания и т.д. Соблюдение же обяза­тельных нормативных требований социальной роли обеспечивает­ся чаще всего санкциями негативного характера в форме осужде­ния в соответствии с нормами права, господствующими в общест­ве, через деятельность суда, прокуратуры, милиции и других пра­воохранительных органов.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что социаль­ный статус и социальная роль являются очень важными социаль­ными характеристиками личности в ее повседневной жизнедея­тельности, с которыми неразрывно связаны все ее социальные ка­чества. Поэтому изображенную на рис. 23 структурную взаимо­связь социальных качеств личности необходимо дополнить еще

303



 


роли признаются более важными, чем другие, и их выполнению придается приоритетное значение. Иногда очень эффективным спо­собом, помогающим разрешить ролевой конфликт, когда, скажем, работник предприятия или фирмы «разрывается» между несовпа­дающими требованиями работы и семьи, является шутка, помо­гающая смягчить или даже устранить назревающую конфликтную ситуацию.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Но само социальное взаимодействие становится возможным и эффектив­ным только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга. Этот процесс амери­канский психолог Т. Шибутаии назвал принятием роли. Принятие роли, отмечает он, — сложный процесс, включающий в себя вос­приятие жестов, замещающую идентификацию с другим челове­ком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения. Это значит, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности становится в воображении различными людьми. А все это обусловлено индиви­дуальным опытом и культурой личности, выполняющим важные конструктивные функции в формировании социальных ролей и в их осуществлении, в реализации их в конкретной жизнедеятельно­сти человека во взаимодействии с другими людьми, когда поведе­ние каждого обеспечивается, изменяется и в известной степени ре­гулируется фактом участия других людей.


I


Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какова сущность социального статуса?

2. Что такое статусный набор?

3. В чем состоит разница между предписанным и достигаемым стату­
сом?

4. Какова сущность социальной роли?

5. Что такое ролевой набор?

6. Какова значимость социальной матрицы для понимания сущности
ролей личности?

7. Какова нормативная структура социальной роли?

8. Что такое ролевой конфликт?

305


Литература

1. Ануфриев Е.А. Личность. Ролевая и статусная концепция личности
//Социология /Под ред. Г.В Осипова. М., 1995.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 17. Мн., 2000.

3. Инкельс А. Личность и социальная структура. //Американская со­
циология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

4. Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии //Вопросы психологии.
1969, №6.

5. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со­
циологическая мысль. М., 1996.

6. Фролов С.С. Социология. Гл. 13. М., 1996.

7. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Куль­
турная матрица играния ролей //Социальная психология. М., 1969.

Глава 23. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Одним из важнейших факторов развития человека и общест­ва является культура. Человек живет и действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, террито­риальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество (род людской) не в чисто естественной, природой дан-ной окру­жающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же тру­дом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. Поэто­му культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структу­рирования и развития общества.

Культура - это специфически человеческий способ деятель­ности, направленный на созидание духовных и материальных ifen-ностей, результатом которого является динамически развиваю­щаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный спо­соб видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные, нередко бро­сающиеся в глаза различия между странами, народами, социаль-

306


ными группами сводятся в основном к существенному расхожде­нию в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, тра­дициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга. В социологии культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения места и роли ее в со­циальном мире, в развитии процессов социального структурирова­ния общества, в количественном и качественном определении ре­зультатов последнего. В этом смысле исследование культуры оз­начает ее включенность в определенные условия социального рас­слоения и территориального распределения.

Своеобразие социологического исследования культуры за­ключается в том, что на передний план в нем выдвигается челове-котворческая сущность культуры, понимаемая в двух взаимосвя­занных смыслах: во-первых, человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект, а во-вторых, человек выступает как творение культуры, как ее объект, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом. Это означает, что при социологическом рассмотрении главный акцент делается на исследовании культуры как специфи­чески человеческой системы действий и одновременно на анализе ее как специфической системы символов, значений и ценностей.

При социологическом рассмотрении важное значение имеет установление не только органической взаимосвязи культуры с со­циальной структурой общества, но и ее собственной внутренней структурированности.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных структурных компонен­та: 1) деятельность общественного человека, осуществляемая в оп­ределенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей; 2) возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материаль­ных и духовных ценностях; 3) процесс воспроизводства и самораз­вития общества и человека в ходе творения и освоения ранее соз­данных материальных и духовных ценностей (рис. 29).

В этом диалектическом триединстве основным полюсом со­средоточения творческих сил создающего и потребляющего куль-

307


турные ценности человека и одновременно высшим смыслом и це­лью движения культуры, реальным выражением ее процессуаль­ного характера выступает именно развитие и саморазвитие чело­века, его сущностных сил, его способностей и дарований, его ду­ховного мира, его социальных статусов, ролей и позиций.

Процесс

духовного и социального развития и саморазвития

Система духовных и материальных ценностей

Социокультурная деятельность

Рис 29 Динамическая система функционирования культуры

Выдающийся американский социолог Т. Парсонс совершен­но обоснованно утверждал, что «удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно ста­бильных символических систем», т.е. без систем культуры. Сама же система культуры при таком подходе рассматривается как об-щеразделяемая данным обществом или общностью ценностно-нормативная система символов, значений, образцов поведения, ре­гулирующая поведение индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в су­щественной степени детерминируется именно специфическим на­бором символов, значений и ценностей, разделяемых определен­ной социальной группой и отличающих ее от всех других соци­альных групп. Каждая более или менее отдифференцированная и обособленная от других социальная группа, например, этнонацио-нальная (белорусская, польская, русская, грузинская или азербай­джанская), осуществляет свою жизнедеятельность в специфиче­ском мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, рели­гиозных верований и т.п. Именно эту особенность имеем мы в ви­ду, когда говорим о своеобразии городской или сельской; бело­русской, армянской или французской культуры. Как раз специ­фические для данной социальной группы (этнонациональной, тер-










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...