![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 17 страница
Существенной причиной возникновения этноконфликтных ситуаций является изменение национального стереотипа, приобретающее скачкообразный, нередко лавинообразный характер в переломные, кризисные периоды развития общества. Национальный стереотип восприятия инонационального есть по существу процесс национальной апперцепции, т.е. восприятия инонациональ- 223
ных ценностей и норм через призму «своих», «кровных» ценностных систем. В стабильный период развития общества, когда политическая и экономическая ситуация устойчива, межнациональное восприятие сконцентрировано главным образом на межличностной шкале признаков, фиксируя тождество или различие в отношении специфических черт характера, образцов поведения, общения, свойственных представителям инонациональной группы как индивидуальным субъектам. Если формировавшийся в таких условиях стереотип межнационального восприятия и образует отрицательное поле, то оно проявляется в форме так называемого «бытового национализма» и выражается в неуважительных высказываниях в адрес представителей инонациональной группы, свойственных им обычаев, традиций и т.д., не создавая широкой социальной основы для межнациональных конфликтов. Другое дело, когда национальный стереотип восприятия представителей инонациональной общности формируется или трансформируется в условиях нестабильного, кризисного развития общества. В гакой ситуации индивидуальные признаки (черты характера, деловые качества, особенности религиозной веры и т.п.), свойственные вполне конкретному представителю инонациональной группы и имеющие определенный смысл в межличностном взаимодействии, отступают на задний план, затемняются, оттесняются групповыми признаками данной группы, причем именно эти обобщенные, чаще всего соединенные с негативными оценками и неприязненными восприятиями, признаки становятся средствами ориентации в межнациональном взаимодействии, приобретающем политический характер. Инонациональная группа начинает восприниматься не как сумма определенных индивидов, а как единый социальный субъект, в отношении которого образуются соответствующие кризисной ситуации с ее нехваткой ресурсов жизнеобеспечения, озлобленностью и т.п. критические, часто враждебные атрибуции типа «сепаратисты», «нахлебники», «оккупанты», «угнетатели». Групповой гетеростереотип национального восприятия инонационального приобретает в таких условиях черты резко выраженного этноцентризма, негативно реагирующего на любые проявления особенностей, традиций, обрядов, жизненных установок другого этноса Тем самым создается обширное, эмоционально насыщенное, а потому и мощно действующее социально-психологическое пространство возникновения межэтнической (межнациональной) конфликтной ситуации. 224 Конфликты в межэтнических и межнациональных взаимодействиях начинают превалировать в условиях социально-политической и экономической дезинтеграции, вызванной распадом Советского Союза. В условиях социального кризиса и социокультурной дезинтеграции нация в массовом сознании чаще всего интерпретируется как специфический самоутверждающийся групповой субъект, монолитное «мы», исполненное восхищения и одновременно сострадания по отношению к самому себе. В глазах его наиболее воинственных адептов притязания этого «мы» превосходят нормы человеческого общежития, попирая права и достоинство личности. Если такое миропонимание становится господствующим, то мы имеем дело с разрушением цивилизационных основ сосуществования веками проживавших рядом друг с другом народов и наций, с нападками на язык, обычаи, нравы, культуру соседнего народа, с господством этнократических тенденций, с чем приходится сталкиваться в настоящее время прибалтийским и кавказским народам. Но возникают, к счастью, и такие ситуации, когда цивилиза-ционные рамки взаимоотношений между соседними регионами, народами, нациями не разрушаются, а социокультурное своеобразие соседей не воспринимается в качестве чуждого, враждебного, угрожающего самому существованию данного народа или нации. В таком случае, как свидетельствует и прежний, и современный опыт Беларуси, социокультурное и политическое развитие ведет к упрочению в национальном самосознании менталитета толерантности, к значительному расширению социокультурного пространства, в котором происходит экономическое, политическое, социальное, духовно-нравственное развитие нации. Чем более открытой для взаимодействия с иными культурными влияниями предстает социокультурная система данной нации, тем более цивилизованным становится ее собственное социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное развитие, тем более благодатными для расцвета собственной культуры оказываются ее внутренние духовные ресурсы. В современных условиях становится все более необходимой конструктивная этнонациональная политика государства. Она должна включать в себя обеспечение реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, религиозной и бытовой. Она предполагает также реа- 8 Зак 2030 ^J лизацию и защиту правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия; разработку и практическое осуществление обоснованной и динамичной миграционной политики властей на базе урегулирования внешнеполитических и внешнеэкономических отношений с другими странами. Для разработки и осуществления такой политики необходима прочная законодательная основа. Правомерен вопрос: существует ли такая основа в Беларуси? Да, существует. В Конституции Республики Беларусь четко формулируются, с одной стороны, гарантии прав лиц всех национальностей, а с другой - запретительные меры на противозаконные акции в отношении национальных меньшинств, недопустимость какой бы то ни было национальной дискриминации. В статье 50-й Конституции, в частности, подчеркивается, что «оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону». В статье 12-й провозглашается, что «Республика Беларусь может предоставлять убежище лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность». Согласно статье 5-й Конституции, в нашей республике «запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды». Примечательно, что запрет на разжигание национальной вражды поставлен в один ряд с запретом на «насильственное изменение конституционного строя». В Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». Тут же провозглашается, что каждый гражданин «имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения» (статья 50-я). Конституция определяет права и обязанности как общества и государства по отношению к личности и любой социальной группе, включая этническую, так и каждого гражданина по отношению к государству, обществу, культуре. В статье 54-й подчеркивается, что «каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности». А статья 14-я констатирует, что «государство регулирует отношения между со-226 циальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед Законом, уважения их прав и интересов». Таким образом, в Республике Беларусь созданы все необходимые конституционные предпосылки для нормального развития, дружественного взаимодействия всех проживающих на ее территории этнонациональных общностей, предотвращения межнациональных конфликтов, а в случае их возникновения - для их кон-ституционализации, нормативной регуляции и правового урегулирования. Вопросы для самоконтроля и повторения 1. Чем отличается племя от народности? 2. Каковы характерные особенности этноса? 3. Каково определение этноса? 4. В чем состоят отличительные особенности нации по сравнению с эт 5. Каково определение нации? 6. Какие виды межнациональных взаимодействий Вы знаете? 7. Каковы причины этнонациональных конфликтов? ЛИТЕРАТУРА 1. Анцшенка А. Этнас, нацыя, нацыянальная самасвядомасць//Белару- 2. Ахиезер А.С. Этнос и нация: динамика конфликта //Взаимодействие 3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Гл. 15, 16. Мн., 1997. 4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и нацио 5. Бородай Ю. Пути становления национального единства //Наш совре 6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983 7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 8. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. 4. М., 1994. 9. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («Круг 227 Глава 18. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Мы уже отмечали, что каждый человек одновременно является членом нескольких социальных групп, в качестве каковых выделяются семья, сверстники, соседи, сослуживцы и т.п. Но каждый из нас от рождения до последнего дня жизни связан и с определенными организациями: рождается в родильном доме, учится в школе или университете, служит в армии, работает в банке или на заводе и т.д. Все это — и родильный дом, и школа, и университет, и армия, и завод, и банк- различные организации. Возникает законный вопрос: зачем люди объединяются в организации? Давайте представим себе такую ситуацию. Несколько человек имеют общую цель, например, заготовку дров, но каждый из них делает свою работу самостоятельно, изолированно от других. Но чтобы заготовить дрова нужно спилить дерево, распилить его, затем расколоть полученные чурбаны. Если каждый делает все это, не обращая внимания на остальных, так, как кажется наиболее целесообразным ему самому, то, вероятнее всего, они будут делать много лишней работы. Рано или поздно кто-то из них попытается объединиться с другими и предложит: «Давайте-ка мы займемся этим организованно!» Таким образом, организовав свою работу сообща, эти люди создадут организацию. В нашей жизни мы каждодневно сталкиваемся со множеством организаций - школа, милиция, магазин, спортивный клуб, больница, почта, кинотеатр и т.д. — все это организации. Хотя таких и подобных им организаций великое множество, обычно в слово «организация» люди вкладывают определенный, всем понятный смысл. Чаще всего это слово употребляется в трех смыслах. Во-первых, этим словом обозначают определенный вид деятельности, которая ориентирована на установление взаимодействия и координацию усилий отдельных членов той или иной социальной группы, а именно вид организованной деятельности. Во-вторых, под термином «организация» понимается степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого. Когда такая согласованность и упорядоченность отсутствуют, мы с горечью восклицаем: «Что это за организация!» В-третьих, под организацией подразумевается определенный элемент социальной структуры общества, а именно специально созданная для достижения 228 определенной цели социальная группа, выполняющая определенную общественную функцию. В социологии основным является именно третье из только что перечисленных значений термина «организация», но отнюдь не каждая из них определенным образом оформлена, обладает определенной формальной структурой. Поэтому важно установить критерий, по которому организацию можно отнести к формальной. Такой критерий существует и состоит он как бы из двух основных показателей. Первый из них составляют процедуры мобилизации людей на определенные действия, второй - координация усилий этих людей на достижение в совместных действиях определенных целей. Но если мы утверждаем, что следует изучать формальные организации, то это означает, что наряду с ними существуют и организации неформальные. Под неформальной организацией обычно понимается система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология, хотя она интересуется и формальными организациями. Социология же, в отличие от социальной психологии, приоритетное внимание уделяет не таким неформальным организациям, а социальным организациям формального типа. Каковы же существенные признаки формальной организации? К ним относятся следующие ее особенности: L. Наличие определенной цели (целей) в действиях данной организации. 2. Совокупность функциональных положений, занимаемых 3. Конкретное воплощение соотношения этих статусов (по 4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение 229 5. Формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения и отношений между членами данной организации. С социологической точки зрения социальная структура формальной организации определяется тремя основными факторами. Во-первых, она зависит от целей, для осуществления которых создана данная организация. Во-вгорых, она определяется ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций - должностей - и присущих этим должностям ролевых предписаний. В-третьих, она обусловлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью названных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности, не зависящей (или мало зависящей) от личностных качеств и особенностей членов данной организации. Таким образом, формальная организация представляет собой специфическую социальную общность. Она объединена 1) общими целями; 2) общими интересами; 3) общими ценностями; 4) общими нормами; 5) совместной деятельностью. Основной функцией такой организации является достижение поставленной цели путем повышения упорядоченности и эффективности действий ее членов в жизненно важных для индивидов или общества в целом сферах жизнедеятельности. Одним из решающих условий успешного функционирования организации является хорошо налаженная система коммуникации между ее членами и связанное с этим упорядочение потоков информации, циркулирующей между различными звеньями данной организации, без чего невозможно эффективное управление организацией и рациональная координация деятельности людей, в нее включенных. Другим важным условием эффективного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей, так называемая «вертикальная мобильность» статусов и ролей в пределах данной организации. Третье существенное условие успешного функционирования организации составляет формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей либо, наоборот, санкций за неточное, безответственное отношение к порученному делу. 230
Из изложенных особенностей функционирования формальной организации и се взаимодействий как целостной общности со своими членами можно вывести ее характерные черты. Формальная организация: 1) рациональна, т.е. в основе ее формирования и деятельно 2) безлична, т.е. безразлична к индивидуальным личностным 3) предусматривает и регулирует только служебные отно 4) подчинена в своей деятельности и в коммуникациях, взаи 231 5) обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого. Мы достаточно подробно изложили основные особенности, условия успешного функционирования, характерные черты формальной организации, что дает достаточные основания для ее определения. Социальная организация — это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений, объединяющей некоторое множество индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в npoifecce функционирования системы управления. Огромное разнообразие организаций, существующих в обществе, можно определенным образом типологизировать. Одним из широко распространенных типов организаций являются добровольные ассоциации, например, ассоциация предпринимателей, Белорусская социологическая ассоциация, ассоциация адвокатов и др. Для добровольных ассоциаций характерны следующие черты: 1) она организована для защиты и выражения общих интере 2) членство в ней является добровольным - оно не преду 3) она не связана в своей деятельности с местными или госу Второй тип социальных организаций составляют производственно-хозяйственные объединения, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг- заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.п. Третий тип организаций образуют кредитно-финансовые организации- банки, страховые компании и др. Четвертый тип организаций включает в себя научно-исследовательские и учебные заведения, ставящие своей целью производство и распространение новых научных знаний, их реали- 232 I ! зацию в техникумы, обучение подрастающих поколений — исследовательские институты, техникумы, вузы, школы и т.п. Пятый тип организаций составляют учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, ставящие своей целью охрану и укрепление здоровья людей, рекреацию (восстановление) сил человека, израсходованных в процессе труда. Шестой тип организаций составляют учреждения культуры и досугового обслуживания населения (театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры и т.п.). Седьмой тип организаций включает в себя учреждения правоохранительных органов- суды, прокуратура, милиция (полиция), органы государственной безопасности и др. Восьмой тип составляют административно-управленческие организации, к которым относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней (от республиканского до областных и районных), органы местного самоуправления. Американские социологи Э. Гоффман, Н. Смелзер и др. выделяют еще один, специфический тип организаций, так называемые организации тотального типа. К ним обычно относят: а) больницы, дома престарелых, богодельни и др., предназначенные для людей, которые не в состоянии сами о себе позаботиться (слепые, больные, пожилые, нищие, бездомные); б) тюрьмы, предназначенные для людей, считающиеся опасными для общества; в) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для специальных целей; г) мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от окружающего их мира, обычно по религиозным мотивам. Однако какой бы тип организации мы ни рассматривали, не следует забывать о том, что все они (даже тюрьма) созданы для человека, что главным действующим лицом в них выступает человек. Каждая социальная организация призвана либо быть связующим звеном между человеком и обществом, включить его в определенную сферу общественной жизни, либо изолировать его от общества, избавлять общество от его нежелательного в нем присутствия (тюрьма, концентрационный лагерь, психиатрическая лечебница и др.). Необходимо принять во внимание, что существует объективно действующий закон организаций. Суть его такова: возникновение социальных структур является совокупным резулъта- 233 том самых разных действий самых разных индивидов, каждый из которых преследует свои собственные цели, либо же представляет результат совместных усилий индивидов, преследующих общие цели. Таким образом, социальная организация становится реальностью только тогда, когда люди, являющиеся создателями организации, начинают взаимодействовать друг с другом во имя достижения вполне определенных целей. Поэтому-то именно человек выступает главным действующим лицом, субъектом организации. Но люди объединяются в организации ради того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной. Для этого необходима координация и согласование их действий во времени и в пространстве, что невозможно осуществить без управления организацией, без административных аспектов ее деятельности. Эти административные аспекты деятельности социальной организации выдающийся немецкий социолог М. Вебер обозначил термином «бюрократия». Чаще всего под этим термином подразумевается волокита и малая эффективность, однако в западной социологии по традиции, идущей от М. Вебера, этот термин не несет в себе отрицательных политических и нравственных моментов, а употребляется в нейтральном значении. Он скорее указывает на усилия, необходимые для поддержания и обеспечения ее эффективной деятельности. В своей классической теории бюрократии М. Вебер исходил из необходимости рационализации всех сторон жизни современного общества. Он справедливо считал, что многообразная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится более систематизированной и эффективной, если она организована согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. В сфере управленческой деятельности главным аспектом рационализации является формирование эффективно действующего управленческого аппарата - бюрократии. Чтобы вычленить основные принципы ее деятельности, он сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель. Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается, но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации. Основные характерные черты бюрократически организованной деятельности формальной организации, согласно М. Веберу, сводятся к следующим семи пунктам. 1. Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности. Здесь предполагается 234 четкое разделение труда по позициям, делающее возможной высокую степень специализации. Специализация, в свою очередь, способствует повышению квалификации служебного персонала как непосредственно, так и опосредованно, через возможность найма сотрудников на основе их производственных качеств. 2. Позиции или должности организованы в иерархическую 3. Решения и действия должностных лиц управляются фор 4. Формальная организация располагает специальным адми 5. Должностные лица в своих контактах с клиентами и дру 235 обязан отбросить все личные соображения и сохранять полнейшую эмоциональную беспристрастность; подобным же безличным образом следует обращаться и с подчиненными. Предполагается, что такой формальности будет способствовать социальная дистанция, существующая между иерархическими уровнями и между должностными лицами и их клиентами. Безличность и беспристрастность призваны предохранить рациональность суждений сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений. 6. Паем организацией сотрудника предусматривает его |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |