Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Эталоны ответов на ситуационные задачи
Задача 1. Замена не отразится на составе пептида, так как оба триплета ГЦУ и ГЦЦ кодируют одну и ту же аминокислоту аланин.
Задача 2. Присутствие в клетке лишь нескольких десятков тРНК связано с их функцией – транспортной и адапторной, поскольку в образование белка участвуют лишь 20 аминокислот, которые кодируются 61 триплетом. Матричные РНК несут информацию о первичной структуре белков, которых десятки тысяч, поскольку у эукариотов каждая молекула белка кодируется одной мРНК.
Занятие № 4. Обмен сложных белков – нуклеопротеинов и хромопротеинов.
Цель занятия.Углубить и закрепить знания о структуре и свойствах нуклео- и хромопротеинов, усвоить пути метаболизма простетической части этих сложных белков.
Студент должен
| знать:
| уметь:
| 1.Основные и дополнительные пути синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов.
2.Пути нуклеотидов и образование их конечных продуктов.
3. Структуру и функции гемоглобина.
4. Синтез и распад гемоглобина.
| 1. Решать ситуационные задачи.
2. Интерпретировать данные лабораторного исследования показателей пуринового и порфиринового обмена.
3. Определять концентрацию мочевой кислоты и гемоглобина в сыворотке крови.
|
Содержание занятия.
Студентам предстоит после проверки выполнения заданий по самоподготовке дать ответы на тесты контроля исходного уровня знаний и вопросы преподавателя, решить ситуационные задачи, прослушать доклады по теме УИРС, овладеть методами определения содержания мочевой кислоты и гемоглобина в сыворотке крови.
Методические указания к самоподготовке
При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните следующие задания:
№/№
| Задание
| Указания к выполнению задания
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Изучите процесс распада нуклеопротеинов в ЖКТ и тканях.
| А. Схематически представьте процесс последовательной деградации нуклеопротеинов в желудочно-кишечном тракте до продуктов, подлежащих всасыванию.
Б. Укажите важнейшие компоненты желудочного, панкреатического и кишечного соков, принимающих участие в расщеплении нуклеопротеинов.
В. Схематически представьте тканевой распад нуклеопротеинов до аминокислот и мононуклеотинов, укажите необходимые условия.
Г. Перечислите пути использования в организме продуктов гидролиза нуклеопротеинов экзогенного и эндогенного происхождения.
| 2.
| Изучите процессы тканевого синтеза мононуклеотидов.
| А. Напишите цепь последовательных ферментативных реакций биосинтеза пиримидиновых нуклеотидов.
Б. Нарисуйте ядро пурина и стрелками обозначьте в нем происхождение каждого атома углерода и азота.
В. Укажите принципиальные отличия в основных путях синтеза пиримидиновых и пуриновых нуклеотидов.
Г. Напишите резервные пути синтеза пиримидиновых нуклеотидов из уридина при наличии АТФ, а также пуриновых нуклеотидов из пуриновых оснований и
5-фосфорибозилпирофосфата при участии специфических ферментов.
| 3.
| Изучите пути распада пиримидиновых нуклеотидов в тканях.
| А. Напишите два пути распада пиримидинового нуклеотида с образованием основания и фосфорилированного углеводного остатка в виде 5-фосфорибозилпирофосфата и рибозо-5-фосфата.
Б. Представьте цепь ферментативных превращений пиримидиновых производных до конечных продуктов.
| 4.
| Изучите пути распада пуриновых нуклеотидов в тканях.
| А. Напишите два пути распада пуринового нуклеотида с образованием основания и фосфорилированного углеводного остатка в виде 5-фосфорибозилпирофосфата и рибозо-5-фосфата.
Б. Покажите процесс постепенного расщепления пуринового производного в мочевую кислоту, назовите ферменты.
В. Запишите содержание мочевой кислоты в сыворотке крови здоровых людей.
Г. Рассмотрите причины повышенного содержания мочевой кислоты, приводящие к развитию подагры и образованию мочевых камней.
Д. Назовите причину развития синдрома Леша-Нихана.
| 5.
| Изучите синтез гемоглобина и его нарушения.
| А. Схематически представьте глицино-янтарный цикл Шемина.
Б. Обратите внимание на особенности включения гема в гемоглобин.
В. Объясните, почему недостаточность витаминов В2, фолиевой кислоты, В12, а также микроэлементов Fe, Cu, Co приводят к развитию анемии.
Г. Назовите причины развития и проявления порфирий.
| 6.
| Изучите процесс распада гемоглобина и его нарушения.
| А. Напишите реакции расщепления гемоглобина с помощью гемоксигеназного комплекса, представьте химизм образования биливердина и билирубина.
Б. Напишите реакцию ферментативного превращения свободного (непрямого) билирубина в связанный (прямой). Укажите фермент.
|
|