При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните следующие задания:
№№
| Задание
| Указания к выполнению задания
|
1
| 2
| 3
|
1.
| Вспомните строение нуклеиновых кислот.
| А. Напишите структуру АМФ, ГТФ, ЦДФ, УМФ, ТМФ.
Б. Объясните правило комплементарности и продумайте его значение для строения и функции ДНК, процессов матричных синтезов.
В. Назовите основные отличия структуры ДНК и РНК.
|
2.
| Изучите биосинтез ДНК и его регуляцию.
| А. Выпишите фамилии ученых, внесших наибольший вклад в изучение биосинтеза ДНК.
Б. Запишите ферменты и субстраты, необходимые для синтеза ДНК.
В. Объясните понятие «репликативная вилка»
Г. Нарисуйте схему биосинтеза ДНК.
Д. Назовите принципиальные отличия репликации у про- и эукариот.
|
3.
| Изучите процесс биосинтеза РНК.
| А. Запишите ферменты и субстраты, необходимые для синтеза РНК.
Б. Дайте характеристику РНК-полимеразе
В. Изобразите схему процесса, отражающего синтез РНК – инициацию, элонгацию и терминацию.
Г. Детально охарактеризуйте процесс созревания РНК – процессинг.
|
4.
| Рассмотрите роль нуклеиновых кислот в передаче генетической информации, принципы кодирования.
| А. Напишите схему переноса генетической информации.
Б. Дайте определение понятиям «цистрон», «ген», «кодон», «антикодон», «триплетный код».
В. Найдите кодоны для серина и триптофана. Напишите их антикодоны.
Г. Выпишете особенности триплетного кода.
|
5.
| Изучите строение рибосом.
| А. Назовите отечественных ученых, внесших значительный вклад в изучение рибосом.
Б. Опишите строение малой и большой субъединиц.
В. Назовите функции рибосом.
|
6.
| Ознакомьтесь с основными этапами биосинтеза белка.
| А. Охарактеризуйте фазу активации аминокислот (рекогницию).
Б. Напишите реакцию активации лейцина.
В. Опишите трансляцию, обращая внимание на фазы инициации, элонгации, терминации.
|
|
| Г. Охарактеризуйте процесс транслокации.
Д. Какое количество макроэргических соединений и на каких этапах трансляции расходуется при синтезе одной пептидной связи?
Е. Дайте объяснение возможности образования полисом.
|
7.
| Рассмотрите механизм регуляции биосинтеза белка.
| А. Нарисуйте схему регуляции биосинтеза белка у прокариот по Жакобу и Моно.
Б. Представьте схему регуляции биосинтеза белка у эукариот, назовите роль энхансеров, сайленсеров.
|
8.
| Изучите механизмы мутагенеза.
| А. Перечислите мутагенные факторы (химические, физические, биологические).
Б. Назовите виды мутаций.
В. Охарактеризуйте типы точечных мутаций.
|