Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
I. Общие методологические рекомендации 1. Осведомленность в достижениях филологической науки и в научной литературе (самого широкого профиля, включая психологическую) с целью совершенствования профессионального мастерства и углубления содержательности учебного курса. 2. Считать основной обязанностью направлять студентов к знаниям, интеллектуальным навыкам и образу мыслей. 3. Считать для себя главной проблемой «натренированные ухо и глаз» студента-филолога. С этой целью планировать систему контроля за знаниями студентов и формы работы в студенческой аудитории. 4. Обучать студентов критически мыслить, прививать навыки научного спора, учить пережить опровержение в научном споре. 5. Прививать студентам навыки культуры диалога и шире – работать с ними в атмосфере «полагания студента». 6. Культивировать в студенческой аудитории работу со словом, письменную речь и ее разнообразные типы оформления. 7. Способствовать осведомленности студентов в таких вопросах, как научные методы литературоведения, основные виды и средства анализа, важнейшие научные достижения филологической науки прошлого и настоящего. 8. Побуждать студентов быть «вечными» учениками в освоении знаний филологической науки. 9. В процессе обучения обнаруживать перед студентами более широкую методологическую значимость науки о литературе. 1.Необходимо учитывать и использовать на занятиях межпредметные связи (связь с зарубежной литературой ХIХ-ХХI вв., русской литературой ХVIII-ХIХ вв., Культурологией, Философией, Всеобщей историей). 2.Использовать в процессе преподавания результаты собственной научной работы. II. Методические рекомендации для преподавателей по чтению курса лекций Требования к лекции: -научность и информативность, доказательность и аргументированность, проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход, наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов; - активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; - разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их; - эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык; - использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Структура лекций: По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для заданий зачетного занятия по предмету. Разновидности лекций по курсу: Форма лекции может зависеть от ряда условий, прежде всего от характера темы и содержания материала. Характер излагаемого материала определяет использование в основном традиционной формы для вузовской лекции, которая обычно называется информационной. Не исключаются и новые формы подачи теоретического материала в виде лекции-пресс-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками. Курс следует начать с вводной лекции. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: • активизировать внимание студентов; • развивать их мыслительную деятельность; • формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т. д. Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Данная форма лекции особенно подходит при обсуждении литературных произведений, хорошо известных студентам. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10—15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию. Лекция — пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех— пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: • в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности; • в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний; • в конце — для определения перспектив развития усвоенного содержания.
В конце разделов читаются обзорно-повторительные лекции, которые должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |