Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. Особенности развития литературы Европы, Америки и стран Азии после 1945 года




Литературный процесс второй половины ХХ в. Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа «нового романа», структурализм, постмодернизм. Особенности нового поэтического языка XX века. Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция «смерти» романа. Преобладание традиционных литературных форм («неореализм») в литературе Италии, Испании, Германии. Литературные открытия ХХ века: латиноамериканская и японская литературы. Проблема взаимодействия эстетических и этических традиций Востока и Запада. Литература в «постиндустриальном обществе». Сближение литературных направлений как характерная тенденция второй половины ХХ в. Миф, история и современность в творчестве зарубежных писателей второй половины ХХ века. Литература последней трети ХХ века. Постмодернизм как выражение «духа времени» и как феномен эпохи.

 ТЕМА 2. Философские основы и художественная практика экзистенциализма во Франции. Литература экзистенциализма

Развитие философии экзистенциализма: атеистический, религиозный экзистенциализм. Основные философские категории экзистенциализма («существование», «свобода», «мир-в-себе», «мир-для-себя», человек абсурдный, «пограничная» ситуация, проблема выбора, проблема действия…). Французский "литературный экзистенциализм". А.Мальро. Концепция мира и человека. Ключевые идеи философии культуры А.Мальро. Изображение духовного мира в "Уделе человеческом". Идея "жизни-деяния", предельного напряжения духа как средства преодоления обыденности. Авантюра как способ самовыражения и самоутверждения героев в "Королевской дороге". "Зеркало нимба" как средоточение жизненного и эстетического опыта Мальро. Творчество Жан Поля Сартра. Экзистенциалистская концепция «ситуации» и «свободы выбора». Сочетание натурализма с модернизированным мифом в драме «Мухи». Творчество А. Камю. «Миф о Сизифе» - философское эссе об абсурде как источнике свободы. Роман «Посторонний» как художественная реализация чувства «абсурда». Герой и общество. «Инаковость» Мерсо: неприятие нравственного кодекса окружающих (замена морального сознания влечением к приятному). Слияние с природой как «разобществление» личности. Экзистенциальное отношение к миру героев романа А. Камю «Чума».

ТЕМА 3. Школа «нового романа» во французской литературе 50 – 60-х годов ХХ века

Французский "новый роман" (А.Роб-Грийе, Н.Саррот, М.Бютор, К.Симон, М.Дюрас) и причины его появления. Основные направления в "новом романе". Открытие новых стилевых возможностей слова, фабулы, жанра. Культ "архитектуры" текста. Обращение к другим видам искусства в поисках новых изобразительных средств. Отказ от реалистической эстетики, от логической картины мира. Моделирование непредсказуемой действительности с символическими, метафорическими, парадигматическими связями. Образ "развеществлённого мира". Герои-фикции, замена их особыми типами сознания.

А.Роб-Грийе. Особенности эстетики. Центральные мифологемы творчества: жертвоприношение, инцест, смерть. "Шозизм" как основной принцип отражения "новой реальности". Овеществление людей и "очеловечивание" вещей. Усиление текстовой игры в романе "В лабиринте". Семантика картины как сюжетопорождающего элемента. Пространство лабиринта, мотив блуждания и поиска. Кинематографические приемы в прозе. Особенности поэтики. Ирония. Пародирование стереотипов современного общества. Н.Саррот."Тропизмы" – центральное понятие её поэтики. Тропизмы как воплощение психической субстанции. Использование универсальных архетипических ситуаций и образов. Полифонизм романа "Золотые плоды". Особенности поэтики. М.Бютор.Развитие традиций интеллектуальной прозы Г.Гессе, Х.Л.Борхеса. Культурологическая насыщенность романов. Интертекстуальность прозы. Категория пространства и её функциональная роль в романах Бютора ("Миланский проезд", "Изменение"). Прием "подвижного повествователя". Применение "маленьких зеркал". Архитектурность романов, многочисленность смысловых кодов. ТворчествоК.Симонав контексте поэтики "нового романа". Ж.-М.-Г. Ле Клезио. Влияние "нового романа". Романтическое мироощущение писателя – поиск гармонии, взаимопонимания и человеческой солидарности. Изображение мира обездоленных и страдающих. Новелла "Мондо". Особенности поэтики.

ТЕМА 4. Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Французская драма: экзистенциализм и «театр абсурда»

Особенности развития зарубежной драматургии второй половины 20 века. Творчество Жана Ануя. Интерпретация мифа с точки зрения экзистенциальной философии в драме «Антигона». Э. Ионеско. Формирование эстетики "антидрамы". Особенности мировидения и его отражение в структуре драм. Мир как хаос и абсурд. Иррациональность бытия, отсутствие причинно-следственных связей. Ассоциативный, парадигматический характер восприятия мира. Отказ от индивидуализации героев, отсутствие социальных связей. Логика и алогизм в поведении, псевдомотивировки. Нонсенс и десемантизация речи как средства создания образов в пьесе "Лысая певица". Использование приема "театр в театре", его функции. Пародия как средство выражения авторской позиции. Формирование абсурдной картины мира через язык. Категория игры в творчестве Ионеско. Идеология и личность в пьесе "Носорог". Тема свободы и сопротивления насилию. С.Беккет. Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние Шопенгауэра, Кьеркегора, Хайдеггера. Литературное ученичество у Дж.Джойса. Метафизические проблемы бытия: добро/зло, плоть/дух, идеальное/реальное. Идея отчужденности и враждебности мира. Обобщенно-философский характер прозы. Пространство и время в романах. Сквозные образы и их функции. Многозначность интерпретаций драмы "В ожидании Годо". Ход истории и индивидуальная воля человека. Мотив дороги. Архетипичность образов героев. Абсурд и гротеск в драмах.

 

ТЕМА 5. Стратегии послевоенной литературы Америки и Великобритании

Особенности литературного процесса в Великобритании в послевоенное время. Творчество Г. Грина. Особенности поэтики. Соединение комического и трагического, парадоксальность прозы. Творчество Ч.П. Сноу. Исследование политической жизни Англии: аналитический характер прозы, отсутствие метафоричности. Творчество Энтони Пауэлла. Жанр политического детектива в английской литературе. Творчество М. Эмиса. Слияние культурного мировосприятия Запада и Востока: Кадзуо Исигуро. Движение «сердитых молодых людей». Драматургия «новой волны».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...