Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 11. Художественный мир японской литературы




Особенности национального менталитета. Проблема традиции и новаторства. Творчество Р. Акутагавы. Влияние западноевропейской культуры и экзистенциализма. Гротеск, фантастика, парадоксальность образов и сюжетов. Интерес к человеческой психике и бессознательному. Человек как микромир. Тема творчества, искусства. Мифологема одиночества. Пантеистические мотивы. Творчество Я. Кавабата. Воплощение классического японского представления о прекрасном в творчестве Ясунари Кавабата. Учение дзэн и концепция прекрасного в японской литературе. Традиция и ритуал в романе «Тысячекрылый журавль». Творчество Кобэ Абэ. Сочетание вымышленного и реального в романах писателя. Творчество Ю. Мисима. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест. Красота и зло. Метафоричность прозы. Феномен Мураками.

ТЕМА 12. Повествовательные стратегии постмодернистского текста.

Постмодернизм как метод, до предела, до отрицания самого модернизма доводящий его основополагающие принципы, - утверждение тотальной бессмысленности, хаотичности бытия, бессилия любого объективного знания, несостоятельности всякой систематизации. Имманентность литературного процесса, замкнутого в гигантской библиотеке – понятие интертекстуальности. Деконструктивизм как адекватное выражение постмодернизма, вытесняющего искусство «толкованием текстов» на основе тотального релятивизма и субъективизма. Постмодернизм как прием. Широкое употребление постмодернистских приемов в эпоху поисков универсального художественного языка. Философский дискурс Жака Деррида – вызов традиции логоцентризма. Ролан Барт и «смерть автора». Мир как текст. Незакрепленность смысла. «Право выбора молчания» (Д.Берроуз). Упразднение литературы как стиля. Интертекст. Исчезновение границ между высокой культурой и культурой массовой (Л.Фидлер). Постмодернистская литература как чистый эксперимент (И.Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник») и как проект создания художественного метаязыка. Новеллистика Х.Л.Борхеса. Романа У.Эко «Имя розы», Д.Фаулза «Волхв», Х.Кортасара «Игра в классики». Своеобразие постмодернизма У. Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о постмодернизме. «Имя розы» как исторический роман, обстоятельства и характеры в романе, жанр «интеллектуального детектива», виртуальная реальность. Эко и Кальвино.

ТЕМА 13. Тенденции развития европейской и американской прозы конца ХХ – первого десятилетия ХХI века

 Пространство и время в современном европейском романе ( П.Акройд, Дж.Хеллер, П.Киньяр, Р.Ирвин, П.Остер, К.Исигуро, Т.Фишер и др.). Функция замкнутого пространства в "Стеклянном городе" П.Остера и "Доме мистера Ди" П.Акройда. "Ориентальные" романы Р.Ирвина. "Перекрестки времени" в романах Дж.Хеллера ("Вообрази себе картину"). К.Исигуро ("Не отпускай меня"). Постмодернистская стилистика в современном европейском романе  (П.Акройд, А.Байетт).Вызов романтизму в "Ангелах и насекомых" А.Байетт. Миф в современном европейском романе (Л. Малерба, А.Барикко). Миф об Одиссее в романе Л.Малербы "Итака навсегда". Мифологема "моря" А.Барикко. Проблема "гипертекста" и современный европейский роман (М.Павич, П.Корнель). Гипертекстовые вариации Милорада Павича. Комментарии к потерянной рукописи: "Пути к раю" Петера Корнеля. Тема истории в современном зарубежном романе (Г.Свифт, Д.Барнс, П.Остер). Проблема исторической преемственности в романах Г.Свифта. От "Истории мира в 10 ½ главах" к "Дикобразу": миф, история, человек в романах Д.Барнса. "Поездка" по "американским горкам" истории в "Храме Луны" П.Остера. "Элементарные частицы" М.Уэльбека как общест­венно-литературное явление рубежа ХХ-ХХI вв. "Роман-вызов". Проблематика "проклятых вопросов" и "болезней" западного мира в "Элементарных частицах". Функциональность заглавия. Пути героев "Элементарных частиц": Брюно, Дэниэл, Мишель Джерзински. Афро-американская литература последних десятилетий ХХ века. «Третий черный Ренессанс». Фольклор и мифологизм мышления в романах Тони Моррисон «Любимица» и «Песнь Соломона". Этнические литературы на культурной карте США и Великобритании. Проблема осознания этнических корней в произведениях современных писателей-эмигрантов.

 

ТЕМА 14. Латиноамериканская литература рубежа ХХ - ХХI вв.

"Женский" современный латиноамериканский роман (Лаура Эскивель). Еда как магический женский язык ("Шоколад на крутом кипятке"). Художественный мир Марио Варгаса Льоса. Романы Льоса начала ХХI века ("Нечестивец, или Праздник Козла", "Похождения скверной девчонки", "Сон кельта").

 

Практические занятия

                                          по учебной дисциплине  

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НОВЕЙШАЯ)

Практическое занятие № 1

Тема:Стратегии послевоенной литературы Америки и Великобритании

Образ молодого героя в романе Д. Сэлинджера
"Над пропастью во ржи"

  1. Отчужденность героя в романе «Над пропастью во ржи». Психологический портрет Холдена Колфилда.
  2. Суть конфликта Холдена Колфилда с обществом:

Холден Колфилд и его семья;

Холден Колфилд и его сверстники в школе;

Холден Колфилд и учителя (поиск духовного наставника);

Путешествие Холдена Колфилда по Нью-Йорку (смысл вопроса об утках);

Холден Колфилд и его отношение к литературе (комментарий к его сочинениям и записям).

  1. Проблема самопознания и самовыражения в романе «Над пропастью во ржи».
  2. Интерпретация названия романа «Над пропастью во ржи».

Литература

1.  Алиханова Ю.М. Некоторые вопросы учения о дхвани в древнеиндийской поэтике // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М., 1964.

2.  Анастасьев Н. Миры Джерома Сэлинджера // Молодая гвардия. 1965. № 2.

3.  Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Д.Д.Сэлинджера. М., 1975.

4.  Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.

5.  Завадская Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? // Историко-филологические исследования. М., 1967.

6.  Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). М., 1969.


Практическое занятие № 2

Тема:Жанр философско-интеллектуального романа в английской и французской литературе второй половины ХХ века

Ребенок и Людоед (Роман М. Турнье "Лесной царь")

1. Архитектоника романа. Дневник Тиффожа, его функция в раскрытии характера Авеля Тиффожа.

2. Тема людоеда в "Лесном царе", её вариации.

3. Тема детства судьба Авеля Тиффожа. "Кальтенборнский людоед".

4. "Прозрение" героя. Встреча с Эфраимом. Финал романа.

5. Лесной царь: Гёте, Жуковский, Турнье. Семантика образа.

 

Методические рекомендации

Готовясь к занятию по "Лесному царю", следует помнить, что жизнь главного героя романа – это не частный случай, а неотъемлемая часть исторических событий, имеющих вселенский масштаб. Отсюда фигура скромного механика Тиффожа вырастает до размеров мифологического персонажа, а роман благодаря своему историческому и философскому фону наполняется глубоким общечеловеческим содержанием.

Следует также помнить, что "Лесной царь" – это роман о детях. Похищение, умерщвление или воспитание ребенка как будущего человечества – в этом философский смысл романа. Фашизм, по мнению Турнье, это то, что убивает будущее, то, что пожирает его, как людоед. Чтобы воплотить в этом романе весь комплекс проблем, потребовалось очень сложная форма, осмыслению которой посвящен первый этап практического занятия.

В романе шесть (разных по объему) частей; каждая из них соответствует не только историческому времени, но и качественно новому витку внутренней эволюции героя. Какую функциональную роль играет дневник Тиффожа? Какой поиск (или поиск чего?) ведет в нем герой? Что явилось главным фактором в повороте судьбы Тиффожа? Каким человеком он предстает в дневнике? Стоит обратить внимание на то, что дневниковые записи постепенно усложняются. Вследствие чего?

Какое место занимает в жизни Тиффожа Нестор? И почему Тиффож тянется всю жизнь к детям? Какие повороты в судьбе героя связаны с детьми? Что "сотворил" он со своим "учеником"?

Известно, что Тиффож постоянно ищет вокруг себя знаки и символы, от расшифровки которых, как он считает, зависит его судьба. Одним из таких "знаков" был найденный в торфяном болоте древний вождь германских племен – "лесной царь". Как сказался этот "знак" на жизни Авеля Тиффожа? Какое место отводится в ней Синей бороде? В процессе подготовки к занятию проследите развитие темы "Лесного царя" и ее авторскую транскрипцию. Как функционирует в романе Турнье мифологема ребенка? Когда наступает "прозрение" героя Турнье? Каким образом вы объясняете себе финал романа?

"Лесной царь" М.Турнье необычайно многоплановен. И естественно, что на занятии мы сможем разобраться лишь в каких-то отдельных смыслах романа. Но есть надежда, что вы еще неоднократно будете возвращаться к нему.

 

Основная литература.

1. Асанова Н.А., Смирнов А.С. Философский роман Мишеля Турнье. Изд-во Казанского университета, 1997.

2. Зонина Л.А. Распутье. //Вопросы литературы. 1981. № 9. С. 71-114.

Дополнительная литература.

1. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. М., 1982. С. 277-342.

2. Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания. М., 1980.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Жанр философско-интеллектуального романа в английской и французской литературе второй половины ХХ века










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...