Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Георг Вильгельм Фридрих Гегель




Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи.

В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.

Философия права. М., 1990. С.228.

 

Логикоцентризм

 

Этатоцентризм способствовал устойчивому развитию капиталистической системы и подготовил определенные предпосылки к его дальнейшему развитию, которая выразилась в формировании новой картины мира.

Логикоцентризместь картина мира, ставящая в центр мироздания мышление (разум) и закон его развития – логику. Утверждается парадигма: «Все разумное действительно и все действительное – разумно» (Г.В. Гегель). Логикоцентризм является достижением немецкой классической философии. В нем философия обрела саму себя.

Философия Германии с середины XVIII века до середины XIX века называется классической, так как философия была возвращена в свое исконное предметное поле – вырабатывание мыслей о мыслях.

В учениях немецких философов философия обретает свою самость, возвращается к себе, предстает в чистом виде. Немецкая классическая философия представлена трудами И. Канта, И. Фихте, В. Шеллинга, Г.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. У Канта есть выражение о том, что его не перестают удивлять две вещи: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Два этапа творчества Канта связаны с реализацией своего интереса, обусловленных этими двумя «удивлениями».

В «докритический» период Кант занимался натурфилософией и выдвинул ряд гипотез в области космогонии (происхождении мира) и космологии (учении о Вселенной). Его гипотеза о происхождении жизни на Земле предвосхитила теорию А.И. Опарина.

Критический период отмечен тремя великими сочинениями: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».

Под словом «критика» Кант понимал глубокое осмысление предмета изучения, то есть мыслящее рассмотрение.

Кант считал, что философия должна ответить на три фундаментальных вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я должен надеяться?

Лишь ответив на эти вопросы, можно понять, что есть Человек.

При этом он в качестве объекта своих рассуждений берет сферу разума, мышления. Этим самым мышление Кант превращает в «предельное основание бытия». В термин «критика» он вкладывает глубокий рациональный смысл – приоритет разума, логицизм.

Своеобразную эстафету от Канта получает Иоганн Готлиб Фихте, автор знаменитого труда «Наукоучение». В этой работе Фихте в качестве единственной реальности берет свое собственное самосознание «Я», а все остальное представляет как «не-Я». В дальнейших рассуждениях Фихте полагает, что «не-Я» существует благодаря тому, что есть «Я» (по Фихте «Я» и «не-Я» жестко взаимообусловлены). В качестве инструмента познания Фихте предлагает интеллектуальную операцию, которая называется интроекцией.Таким образом, Фихте становится на позиции субъективного идеализма. Для него логицизм связан с субъективным разумом.

Оригинальное воплощение логикоцентризм получил в учении Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. По Шеллингу, абсолютной реальностью является природа, которая самодостаточна и ее можно объяснить из нее же самой. Природа есть живая сущность, мыслящая субстанция. Она единая, неделимая, человек и природа являются нерасторжимыми частями природы.

Человек мыслит, так как является частью мыслящей природы.

Природа равна самой себе, практически не меняется, пребывая в вечном круговороте. Познавать природу, значит познавать человека; познавать человека, значит познавать природу. Учение Шеллинга называется философией тождества.Никаких других факторов внешнего характера для развития природы и человека нет.

Рациональное начало (разум) заложено в самой природе. Этот разум является центром мироздания. Логикоцентризм Шеллинга обусловлен признанием природы мыслящей субстанцией.

Отталкиваясь от учений своих предшественников, будучи их младшим современником и прямым учеником Георг Вильгельм Фридрих Гегель выступил одновременно критиком и систематизатором учений названных мыслителей.  

По Гегелю, единственной реальностью является абсолютная идея, все остальное – ее инобытие; весь мир есть объективация, материализация, метаморфоза мирового разума. В мире все происходит как воплощение абсолютного духа (все, что существует, функционирует, развивается, есть воплощенная идея, объективация идеи).

В отличие от Платона и Фомы Аквинского, которые так же были объективными идеалистами, Гегель раскрывает механизм этого процесса, показывает как это происходит, исследует логику, вскрывает закономерности развития (саморазвития духа). Этот процесс он называет диалектикой. По Гегелю, диалектика есть логика саморазвития мирового разума. Диалектика, логика и теория познания в единстве представляют собой логицизм.

Основной труд Гегеля называется «Наука логики». Этой работе предшествовали «Феноменология духа». «Наука логики» есть всеобъемлющее учение о процессе развития. Заслуга Гегеля в том, что он разработал своеобразный инструментарий этого учения: принципы, законы, категории, благодаря которым диалектика превратилась в науку.

По Гегелю, принципами диалектики как науки являются:

1. Принцип всеобщей связи («в мире все связано со всем»).

2. Принцип развития («в мире все находится в беспрестанном изменении».

3. Принцип детерминизма («в мире все причинно обусловлено»).

Гегель анализирует три основных закона диалектики, которые раскрывают процесс развития:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, показывающий механизм развития.

3. Закон отрицания отрицания, указывающий направленность развития.

Гегель рассматривает парные категории, которые уточняют всеобщую взаимосвязь явлений:

– содержание и форма;

– необходимость и случайность;

– причины и следствия;

– возможность и действительность;

– часть и целое;

– сущность и явление.

Гегель довел логикоцентризм до совершенства, создав грандиозную систему объективно идеалистической философии. Однако гегелевская философия оказалась внутренне противоречивой: диалектический метод, не признающий завершенности столкнулся с системой, которая была объявлена Гегелем завершенной, закрытой, целостной. Он не распространяет (не применяет) свой метод к своей системе. Противоречие между методом и системой Гегеля состоит в том, что метод у него диалектический, а система оказалась метафизической.

Последним представителем немецкой классической философии был ЛюдвигФейербах. Основная его идея – доказательство необходимости обновления философии, придания ей антропологического характера. Для этого Фейербах «очеловечил Бога». По его мнению, Бог, мыслимый как «духовная» сущность, доступная только для разума и интеллекта есть «не что иное, как сущность самого разума». В этом срезе человек рассматривается в качестве реального, чувственного существа, обладающего мышлением. По Фейербаху критерием истинности знаний является согласие людей во мнениях. Если, идеи общезначимы, приняты в обществе, значит они истинны. Так Людвиг Фейербах возвращает человека в центр философии и предлагает смотреть на мир через его потребности и интересы. Не случайно он в новой религии на месте любви к Богу ставит любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

Таким образом, немецкая классическая философия коллективными усилиями разработала логикоцентристскую картину мира и, тем самым возвращает философию в ее собственное предметное полевырабатывание «мыслей о мыслях».

    Однако, развитие общества предъявляет к философии новые требования, так как в силу объективных и субъективных причин идеал устойчивого развития общества не был реализован, но приближен. Поэтому философия предлагает новую картину мира, пытаясь проблемы устойчивого развития общества, исходя из самого общества.

 

Задание на усвоение

 

1. С какими обстоятельствами экономического, социального, политического и духовного характера связано выдвижение рациональных начал в жизнедеятельности людей?

2. Почему именно Германия оказалась родиной логицизма?

3. Что такое практический разум у И. Канта?

4. В чем специфика кантовской трактовки «золотого правила нравственности»?

5. Что такое солипсизм?

6. Чем отличается учение Шеллинга от пантеизма Спинозы?

7. Как доказывает Гегель триадичность мышления?

8. Почему антропологический материализм Фейербаха относят к рационализму?

Фрагменты философского текста

Иммануил Кант

Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля не что иное, как практический разум.

Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

…каждое разумное существо должно поступать так, как если бы оно благодаря своим максимам всегда было законодательствующим членом во всеобщем царстве целей.

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью.

Критика практического разума //Соч. В 6 т. Т. 4(1).

М., 1963. С. 250, 270, 281, 347, 454, 465-466.

Иоганн Готлиб Фихте

Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу.

Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится через человека в прекраснейший порядок… Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни.

Леность – источник всех пороков. Как можно больше наслаждаться, как можно меньше делать – это задача испорченной природы… Нет спасения для человека до пор, пока эта естественная косность не будет счастливо побеждена и пока человек не найдет в деятельности и только в деятельности, своих радостей и своего наслаждения.

Цит. по книге: Хрестоматия по истории философии:

От Лао-Цзы до Фейербаха. М., 1997. С. 379-380.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...