Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фрагменты философского текста




 

Людвиг Фейербах

Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение затрагивает самое основание, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна была бы находиться также в сердце; сердце – сущность религии.

Христианство больше не удовлетворяет ни теоретика, ни человека практики. Сознательное отрицание христианства открывает новую эпоху, вызывает необходимость новой, чистосердечной философии, философии не христианской, а резко антихристианской. <…>

В религии человек раздваивается сам по себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что Бог. Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности.

Разлад между Богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью. <…>

Любовь есть сам Бог, и вне любви нет Бога. Любовь делает человека богом и Бога – человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство Бога и человека, духа и природы.

Новая философия есть отрицание как рационализма, так и мистицизма, как пантеизма, так и персонализма, как атеизма, так и теизма; она составляет единство всех этих противоположных истин, будучи абсолютно самостоятельной и чистой истиной.

Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание – с философией.

… Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.

Сущность христианства //Антология мировой философии.

Т. 3. С. 443-448, 470, 472-475, 481-487.

 

Владимир Ильич Ленин

<…> История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. <…>

Философия марксизма есть материализм. <…> Но Маркс не остановился на материализме XVIII в., а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретением немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений – диалектика, то есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. <…>

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространив его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.

Три источника и три составные части марксизма

//Полн. собр. соч. Т. 23. С. 40-44.

Альфред Норт Уайтхед 

У каждой эпохи свой характер, определенный тем, как люди отвечают на события, с которыми они сталкиваются. В этой реакции решающая роль принадлежит их главным убеждениям – надеждам, опасениям, суждениям о добре и зле.

Философия – это попытка прояснить эти фундаментальные убеждения, от которых в последнем счете зависят ценностные предпочтения, образующие характер человека.

Сейчас человечество вступило в одну из редких эпох, когда изменяется его мировоззрение. Традиция утратила свою принудительную силу. И наше дело – дело философов, людей науки и людей практического действия – воссоздать и переделать мировидение (содержащее в себе те элементы благоговения и порядка, без которых общество впало бы в хаос бесчинств), все более проникнутое действенной рациональностью. Такое мировидение есть знание, которое Платон приравнивал к добродетели. Те исторические эпохи, развитие которых было сопряжено с распространением этого мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества.

Избранные работы по философии.

М., 1990. С. 497.

 

 

Тема 7. Исторические типы философии

Моделей истории философии много, но самым продуктивным, эффективным является культурологическая модель, так как она основанием типологии берет особенность самой философии, ее специфический продукт – картину мира.

Рассмотрим основные типы философии на культурологической модели, которая историю философии понимает как последовательную смену картин мира.

В соответствии с культурологической моделью дадим краткую характеристику основным картинам мира:

 

Космоцентризм

Космоцентристская картина мира в центр мироздания ставит космос, понимаемый как природная гармония и порядок.

Причину гармонии и порядка древние мыслители, как на Востоке, так и на Западе, усматривали в природе. Поэтому философия преимущественно была натурфилософией – философией природы. В греческом языке слово «космос» является антонимом слова «хаос».

По времени существования космоцентризм совпадает с эпохой Античности (6 в. до н.э.- 6 в. н.э.) и отражает особенности этой эпохи.

Первые философы в учении о природе были натурфилософами и исходили из наивно-материалистического и стихийно-диалектиче- ского принципов.

Так, древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы объясняли природу из нее самой. Под материей они понимали первоначало мира и усматривали его в определенной стихии. Первоначалом мира (субстанцией) для древнегреческих философов, к примеру, были:

– огонь (Гераклит);

– земля (Анаксагор);

– вода (Фалес);

– воздух (Анаксимен).

Субстанция, то есть первоначало мира, помимо природных стихий, обозначалась такими понятиями, как «эйдос», «логос», «нус», «дао», «инь-янь».

Стихийная диалектика выражалась в формулах:

a) «все течет, все меняется…», «ничто не ново под Луной»;

б) «нет худа без добра» и т.д.

В космоцентризме главным является обнаружение основания гармонии, причины космоса. При ответе на этот вопрос обнаружились две линии (направления):

1. Причину природной гармонии усматривали в самой природе, в материальных явлениях и процессах (вода, воздух, огонь, земля, атомы, дао, как природная закономерность). Эту линию называют материалистической линией. Древние мыслители преимущественно были материалистами.

2. Причину гармонии начали усматривать в духовных явлениях и процессах (идея, эйдос, разум, разумное начало, апейрон – беспредельное, мысленное образование и т.д.). Эту линию называют идеалистической линией.

Вместе с тем, появились обобщающего характера учения, которые основание космоса усматривали в наличии абстрактных противоположностей, которые в восточной философии получили название инь и янь.

Получается так, что мир гармоничен благодаря единству противоположностей. Космос есть единство многообразия, гармония есть «законченная мозаичность».

Главное достижение космоцентризма – это попытка рассмотреть мир в единстве его многообразия. Видными представителями космоцентризма были Демокрит, Гераклит, Анаксимандр, Платон, Конфуций и Сократ.

Космоцентризм утверждает парадигму: природа мудра – стремись к природе, будь естественным, то есть самим собой. Идеалом древних мыслителей был уравновешенный, гармоничный, являющийся самим собой человек. Древние философы воспевали красоту души и тела человека, их гармонию. Наслаждение красотой древние философы называли катарсисом – очищением души, результатом которого является желание жить, утверждение жизни, стремление стать лучше.

Особняком в космоцентризме можно выделить учения двух великих мыслителей Сократа и Конфуция.

 

Учение Сократа

Сократ – древнегреческий философ. По своему облику, образу жизни, стилю мышления, пониманию философии Сократ характеризуется, как чрезвычайно оригинальный мыслитель. Сократ разработал свой особый стиль философии, который был назван сократическим.

Учение Сократа не вписывается ни в одну схему – ни в материалистическую, ни в идеалистическую.

По его мнению, философия есть живая мысль, поэтому она изначально диалогическая.

Мыслить (размышлять) – значит вести диалог

 с реальным или мнимым собеседником.

Сократ реализовывал свою установку в течение всей жизни и не отошел от нее. Вокруг Сократа собирались люди и вели диалоги, а после его смерти они записали эти диалоги. Наиболее последовательно диалоги были записаны Платоном, который после знакомства с Сократом посвятил свою жизнь философии.

Сократ внес в философию ряд оригинальных идей (принципов):

1. Майевтика – искусство задавать вопросы.

Благодаря майевтике, по мысли Сократа,

философия становится «повивальной бабкой истины».

2. Диалектика – искусство вести беседу, умение поддерживать диалог.

3. Ирония – самокритичное отношение к себе. Суть иронии Сократ сформулировал так: «Я знаю, что ничего не знаю».

Приверженцы сократического стиля философии воспринимали речевую деятельность как поток сознания (мыслей). Речевая деятельность есть вербализация духа (материализация мыслей в звуках).

Учение Конфуция

Конфуций – великий древнекитайский философ. Его наследие огромно, учеников еще больше. Конфуцианство считается эффективной формой проявлении человеческого духа. В нем получили развитие практически все формы общественного сознания: наука, мораль, религия, искусство, политика и право.

Конфуцианство – синкретное учение, то есть единое, целостное.

В целом конфуцианство представляет собой науку, религию и политико-правовое учение. Оно обрело размах и значимость идеологии. Оно внедрено в сознание и поведение китайцев.

Китайцы по сей день следуют духу и букве конфуцианства.

Конфуций в философии придерживался космоцентристских представлений. По его мнению, мир устроен гармонично, представляет собой порядок и гармонию. Человек должен организовать свою жизнь природосообразно, обучаясь у природы. При этом под природой Конфуций понимал изначально заданное, извечно присутствующее. Он считал, что вторгаться в эту сферу с радикальными изменениями чревато, надо придерживаться единого пути развития, устанавливая гармонию между собой и природой, с людьми и самим собой.

По Конфуцию, человек должен находиться

 в гармонии с природой, с другими людьми и с самим собой.

Центральное место в учении Конфуция принадлежит кодексу (своду) правил «благородного мужа», включающему в себе три основных принципа:

1. Жэнь – человеколюбие (доброта, праведная жизнь), выражаемое в формуле: «чего не желаешь себе, того не делай и другим». Эта максима впоследствии была названа «золотым правилом нравственности»;

2. Ли – нормы жизни, вытекающие из жэнь; это – путь воплощения жэнь в реальной жизни;

3. Чжи – праведность (надлежащее поведение); это – результат следования этикету.

В учении Конфуция есть положение, которое продиктовано духом того времени – это почитание правителей – патернализм. Конфуций предлагал относиться к правителям государства «снизу вверх», как к «отцу родному», соблюдая дистанцию.

На Западе же к правителям относятся по логике рядоположенности, как с партнером.

Таким образом, космоцентризм выработал единую, как на Востоке, так и на Западе, картину мира, подводя под своеобразный общий знаменатель философские воззрения Древнего мира. Это объясняется тем, что почти во всех странах этого периода социально-экономическая, общественно-политическая обстановка была приблизительно одинаковой. Выявилось это при разработке единой картины мира.

Однако жизнь не стоит на месте, она развивается. Общественные отношения меняются, рабовладение переживает кризис, начинают складываться феодальные общественные отношения с безграничным правом феодала. Соответственно меняется и картина мира.

 

 

Задание на усвоение

1. Почему стали очень актуальными воззрения древних философов о единстве природы и человека?

2. Что общего между Конфуцием и Сократом?

3. Что должно быть по Сократу главным предметом заботы человека?

4. Какими качествами по Конфуцию должен обладать благородный муж?

5. Действительно ли диалог – это поиск истины?

 

Фрагменты философского текста

Вильгельм Виндельбанд

Истина есть совместное мышление. Поэтому философия Сократа не есть самоуглубление и размышление, не есть она и поучение и обучение: она совместное искание, серьезная беседа. Ее необходимой формой является диалог. Там, где два человека обмениваются своими взглядами, появляется сила, принуждающая их признать истину, некая высшая необходимость, отличная от той, которая в ходе жизненных обстоятельств привела к своему мнению каждого из них. Прежде каждый из них мог иметь только те представления, которые сложились как необходимый продукт всей его жизни; теперь же, стремясь найти представление, значимое для обоих, они приходят к выводу, что помимо произвольного возникновения представлений есть обязательное для них правило, которому они должны подчиняться, если хотят найти истину. В этой диалогической философии в сознание ее участников проникает нормативное законодательство, подчинение или неподчинение которому составляет мерило истинности произвольно возникших представлений.

О Сократе // Избранное. Дух и история.

М., 1995. С. 66-67.

 

Конфуций

Учитель спросил:

– Ю! Ты слышал о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений?

– Нет! – ответил Цзылу.

– Сядь! Я скажу тебе.

Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться,

То это заблуждение приводит к глупости;

Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться,

То это заблуждение ведет к дерзости;

Когда стремятся быть правдивым, но не хотят учиться,

То это заблуждение приносит вред;

Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться,

То это заблуждение приводит к грубости;

Когда стремятся быть отважным, но не хотят учиться,

То это заблуждение приводит к смуте;

Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться,

То это заблуждение приводит к безрассудству.

Конфуций. Уроки мудрости.

М., 1998. С. 111.

 

Теоцентризм

Теоцентризм – это картина мира, ставящая в центр мироздания Бога (теос), понимаемого как высшая духовная творящая сущность – демиург (создатель).

По времени своего функционирования теоцентризм совпадает с эпохой Средневековья (5-6 в. н.э. – 14 в. н.э.), для которого присущи феодальные общественные отношения. Для усмирения крестьян, для освящения порядков нужна была соответствующая картина мира. Таковым оказался теоцентризм.

Помимо этого средневековая философия характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Патристика почитание трудов «отцов церкви» (священные предания) наравне с Библией (священным писанием). Она прошла два этапа: начальный и зрелый. Первый этап характерен апологетикой (защита), а второй – спекулятивностью (создание новых учений).

2. Фидеизм– приоритет веры перед знанием (разумом).

3. Схоластика – некритическое усвоение определенных догматов; корнем слова «схоластика» является «школа». Схоластику можно назвать «школярством». Схоластика в контексте средневековой философии и философии вообще связывается с теодицеей (доказательства бытия Бога) с креационизмом (учение о сотворении мира), провиденциализмом (учение о предустановленной гармонии).

В рамках схоластики была организована дискуссия о природе универсалий (общих понятий).

В ходе дискуссий философы разделились на две группы:

1) одни назвали себя реалистами (Августин Блаженный, Фома Аквинский); по их мнению, универсалии существуют реально (объективно) независимо от человека;

2) другие назвали себя номиналистами (Дунс Скот, Пьер Абеляр); по их мнению, реально существуют лишь вещи, а универсалии есть их имена (по латыни, номина).

Номинализм – стыдливый материализм.

Реализм представляет собой, в чистом виде, объективный идеализм, а номинализм есть идеализм с легким реверансом в сторону материализма. Тем не менее, эти идеи высказывались, укрепляя сознание людей.

4. Дуализм души и тела – проявляет себя в формуле: душа человека божественна, а тело человека – греховно. Душой человек ближе к Богу, а телом – к дьяволу. Все грехи от телесных вожделений. Отсюда требование – возвышать душу, подавлять телесность. Это отразилось на иконографии, в сакральной живописи, художественной литературе и проповедях.

Такая ситуация привела церковников к двойной морали (ханжеству). Женские и мужские монастыри в Европе стали пристанищем разврата, о чем написано множество книг (к примеру «Декамерон» Дж. Боккаччо).

Подавление личности в эпоху Средневековья достигло невообразимых размеров, что не могло продолжаться бесконечно. Господствующая теоцентристская картина мира перестала выполнять свою функцию.

Нужно отметить, что в эпоху Средневековья были созданы великие произведения, которые обогатили духовную жизнь людей – это «Исповедь» и «О Граде Божьем» св. Августина Блаженного; «Сумма теологии» св. Фомы Аквинского; «Похвала глупости» гуманиста Эразма Роттердамского.

Феодализм «трещал» по всем швам, воздух был навеян переменами. Новые общественные отношения, идущие на смену прежним, требовали другой картины мира.

Задание на усвоение

1. Постарайтесь составить общую характеристику Средневековья, пользуясь материалом учебника по истории.

2. Почему философы той эпохи были религиозными мыслителями?

3. Что побудило Августина Блаженного утверждать приоритет веры над разумом?

4. Как вы понимаете афоризм «верую, ибо абсурдно»?

5. Чем «град Божий» отличается от «града земного», по мнению Августина?

6. Проанализируйте аргументы Фомы Аквинского в пользу креационизма.

 

Фрагменты философского текста

Августин Блаженный

Думаю… что мы уже достаточно сделали для решения великих и весьма трудных вопросов о начале мира, души и самого человеческого рода. Последний мы разделили на два разряда: один – тех людей, которые живут по человеку, другой – тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом.

Мы находим в земном граде два вида: один – представляющий самую действительность этого града, а другой – служащий посредством этой действительности для предизображения Небесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града Небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти – сосудами милосердия.

О граде Божьем // Антология мировой философии.

В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 603.

Фома Аквинский

… Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует в материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума. Итак, сам бог есть первичный образец всего. – Однако же и среди сотворенных вещей некоторые могут именоваться образцами других в соответствии с тем, что одни из них следуют подобию других либо в силу принадлежность к тому же роду, либо в силу аналогии некоторого подражания.

Сумма теологии // Цит. по Боргош Юзеф.

Фома Аквинский. М., 1966. С. 180.

Антропоцентризм

Антропоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания Человека как существа природного в единстве души и тела.

По времени своего функционирования антропоцентризм совпадает с эпохой Возрождения (14 в. – нач. 17 в. н.э.). Возрождением называют период зарождения капиталистических общественных отношений, основанных на приоритете всего частного (собственности, труда, предпринимательства, жизни).

Первое, что требовалось – это преодоление многовекового подавления человека церковными догматами. Освобождение человека началось с реабилитации тела, объявленного греховным.

Великие поэты (Данте, Петрарка, Шекспир), художники, скульпторы (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль) воспевают красоту человеческого тела. Они высмеивали ханжество церковников (Дж. Боккаччо).

Человека представляли как целостное существо, где душа и тело гармоничны. Человек вновь обретает достоинство и самоуважение, он начинает избавляться от комплекса неполноценности, самоуничижения (М. Сервантес).

Пересмотр, казавшихся незыблемыми, догматов был сформулирован в следующих инновациях:

1) единство души и тела человека;

2) учение о двойственности истины, согласно которому нужно различать истины веры и истины разума. Этим самым влияние церкви на науку было ослаблено. Ибо церкви предписываются заниматься исключительно истинами веры и не вмешиваться в дела науки, которая занимается истинами разума;

3) учение, получившее название деизм. Деизм – признание Бога лишь творцом мира, а во всем остальном мир развивается независимо от Бога. Деизм подрывал устои церковного учения. В последующем это учение переродилось в пантеизм, которое растворяет Бога в природе;

4) преодоление античной созерцательности и средневековой пассивности, превращающее человека в активного созидателя.

В эпоху Возрождения начинает бурно развиваться естествознание. Такие естествоиспытатели, как Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей своими наблюдениями, опытами подрывали устои церковного учения.

Так, Кузанский возвысил разум человека, который может познавать мир без помощи Бога; Коперник создал гелиоцентристскую картину мира; Бруно заронил сомнение в сотворение мира; Галилей подверг сомнению вмешательство Бога в закономерности Земли. 

Таким образом, в основе мировоззрения эпохи Возрождения была положена идея безграничного жизнеутверждения, а философским основанием явился гуманистический неоплатонизм, то есть творчески переосмысленное учение античного мыслителя Платона. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным божественным смыслом, порядком и энергией. В итоге антропоцентризм духовно подготовил победу буржуазного общества.

 

Задание на усвоение

1. В чем состоит смысл названия эпохи «Возрождение»?

2. Вселенная глазами Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно.

3. Какие идеи эпохи Возрождения оказали наибольшее влияние на последующие философские учения?

4. Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.

5. Какие идеи Платона были творчески переработаны мыслителями эпохи Возрождения?

 

Фрагменты философского текста

Николай Кузанский

Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание. И тот почитает истину, кто знает, что без нее не может ни чем бы то ни было обладать, ни существовать, ни жить, ни понимать <…>

Но последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании; премудрый Сократ утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах… Поскольку это так… то ясно, что все, чего мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание.

Об ученом незнании

//Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1979. С. 285; 51.

Джордано Бруно

Бог есть бесконечное в бесконечном; он находится во всем и повсюду, но вне и не над, но в качестве наиприсутствующего, подобно тому как нет сущности вне и над сущим, нет природы вне природных вещей, блага – вне благого. Сущность же отличается от бытия только логически, как разум отличается от того, чьим разумом он является.

Итак, приступай и поймешь, где находятся Природа и Бог, ибо там же находятся причины вещей, сила начал, жребий стихий, семена возникающих вещей, формы-прообразы, активная возможность, все открывающая и известная под именем первой субстанции. Она же есть материя, пассивная возможность, подлежащая, пребывающая и присутствующая, приходящая почти всегда к единому. Ибо вовсе не существует как бы нисходящего свыше подателя форм, который бы извне образовывал вещи и придавал им порядок.

О безмерном и неисчислимых // Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973. С. 158.

 

Знаниецентризм

 

Знаниецентризм (наукоцентризм) – есть картина мира, ставящая в центр мироздания знание и способ его добывания, хранения и обработки – науку. По времени своего существования знаниецентризм совпадает с начальной стадией Нового времени.

Для дальнейшего развития нового зарождающегося общественного строя понадобились дополнительные стимулы, которые были обнаружены в развитии науки и техники. Для этого необходимо было подготовить человеческий фактор. Эпоха Возрождения выполнила эту функцию, поэтому знаниецентристская картина мира оказалась логически оправданной. Наука и техника не могли развиваться вне знания. Была сформулирована парадигма «Знание – сила (власть)» (Ф. Бэкон). Философы, предлагая знаниецентризм, основное внимание уделяли способам добывания знания. В силу этого интерес крупных мыслителей этой эпохи был связан с исследованиями в области методологии.

Главной проблемой философии становится метод.

Метод с греческого означает «путь», «дорога», следовательно, философы искали оптимальные пути познания. В рамках знаниецентризма было разработано два учения о методе:

1. Учение ФрэнсисаБэконаоб индуктивном методе, методах эмпирического исследования, отдающих приоритет чувственному познанию – сенсуализму.

Ф. Бэкон – основатель опытного познания.

    Бэкон написал фундаментальный труд «Новый органон», как бы полемизирующий с «Органоном» Аристотеля. Главной идеей Бэкона является познание всего того, что мешает наилучшему познанию. Препятствия он называет идолами познания и выделяет четыре идола;

1) идолы рода – недостатки, присущие с рождения, передающиеся от отца и матери;

2) идолы пещеры – недостатки воспитания ближнего окружения;

3) идолы площади (рынка) – это недостатки неправильного использования слов;

4) идолы театра – это ошибки, проистекающие из желания казаться лучше.

Задача заключалась в том, чтобы ясно представлять эти идолы и постараться их преодолевать. Ф. Бэкон, ставя на первый план опытное знание, отдает приоритет индукции – умозаключению путем наведения.

Ф. Бэкон по своему мировоззрению был материалистом и является основателем экспериментальной науки. Наука и техника получили импульс к развитию. Была подготовлена интеллектуально-духовная база к промышленной революции (вторая половина XIX века), вслед за которой начинается победное шествие буржуазной революции. 

2. Второе учение касается метода французского философа и математика Рене Декарта. По мнению Декарта познание начинается с сомнения. Декарт призывает сомневаться во всем. Однако, он сознавал абсурдность этого положения. Понимая это, Декарт принимает принцип, который помогает преодолеть абсолютный скептицизм. Он считает, что у человека должна быть та незыблемая основа, в правдивости которой не может быть сомнений. Таковым является факт мышления, выраженный в знаменитой формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Этим самым Декарт, сам того не понимая, становится приверженцем учения о врожденных идеях, реанимируя теорию познания Платона.

Познавать – значит вспоминать.

В силу своих установок Декарт отдает приоритет дедукции – умозаключению посредством выведения.

По своему мировоззрению Декарт был дуалистом,так как признавал два самостоятельных начала:  

1) материю, атрибутом которой является протяженность;

2) сознание, атрибутом которого является мышление.

Дуализм противопоставляется монизму – учению, признающему одно начало: или материю, или идею.

Материализм и идеализм – монистические учения.

Дуализм Декарта обострил интерес к психофизическому параллелизму (учению о дуализме души и тела).

Декарт терялся в поисках ответа на вопрос: где соединяется в человеке душа и тело? Ему пришлось придумать дополнительный орган, соединяющий психику и физиологию. Это было гениальное предвидение, ибо последние научные исследования обнаружили эти органы, среди которых очевидным является акцептор опережающего отражения, открытый П.К. Анохиным.

Таким образом, Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт наукоцентристскую картину мира довели до логического завершения. Общество обрело могучий импульс к саморазвитию, и новый, капиталистический строй достигает своего апогея. 

Появилась потребность к изменению картины мира, стимулируемая потребностью в устойчивом развитии.

Задание на усвоение

1. Что такое рациональность и как она складывалась в европейской культуре?

2. Что, по мнению Ф. Бэкона, задерживает прогресс науки?

3. Почему Ф. Бэкон поставил перед собой задачу создать научный метод?

4. В чем суть и каковы правила научного метода Р. Декарта?

5. Антитеза эмпиризма и рационализма.

Фрагменты философского текста

Фрэнсис Бэкон

Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает его в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду наиболее тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка.

Новый органон // Соч.: В 2 т.

М., 1972. Т.2. С. 56.

 

Поэтому я хочу заключить следующей мыслью, которая, как мне кажется, выражает смысл всего рассуждения: наука настраивает и направляет ум на то, чтобы он отныне никогда не оставался в покое и, так сказать, не застывал в своих недостатках, а, наоборот, постоянно побуждал себя к действию и стремился к совершенствованию. Ведь необразованный человек не знает, что значит погружаться в самого себя, оценивать самого себя, и не знает, как радостна жизнь, когда замечаешь, что с каждым днем она становится лучше. Образованный же человек, наоборот, не только использует ум и все свои достоинства, но постоянно исправляет свои ошибки и совершенствуется в добродетели.

О достоинстве и приумножении наук //Соч. в 2 т.

М., 1971. Т. 1. С. 134.

Рене Декарт

А такое высшее благо, как показывает даже и помимо света веры один природный разум, есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия. Так как все это вполне верно, то нетрудно в том убедиться, лишь бы правильно все было выведено. Но поскольку этому убеждению противоречит опыт, показывающий, что люди более всего занимающиеся философией, часто менее мудры и не столь правильно пользуются своим рассудком, как те, кто никогда не посвящал этому занятию, я желал бы здесь кратко изложить из чего состоят те науки, которыми мы теперь обладаем, и какой степени мудрости эти науки достигают. Первая ступень содержит только те понятия, которые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены и без размышления. Вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт. Третья – то, чему учит общение с другими людьми. Сюда можно присоединить, на четвертом месте, чтение книг, конечно не всех, но преимущественно тех, которые написаны людьми, способными наделить нас хорошими наставлениями; это как бы вид общения с их творцами. Вся мудрость, какою обычно обладают, приобретена, на мой взгляд, этими четырьмя способами. Я не включаю сюда божественное откровение, ибо оно не постепенно, а разом поднимает нас до безошибочной веры. Однако во все времена бывали великие люди, пытавшиеся присоединять пятую степень мудрости, гораздо более возвышенную и верную, чем предыдущие четыре; по-видимому, они делали это исключительно так, что отыскивали первые причины и истинные начала, из которых выводили объяснения всего доступного для познания.

Начала философии //Цит. по книге:

Мир философии. Ч. 1. М., 1991. С. 26.

 

Этатоцентризм

Знаниецентризм оставил очень глубокий в истории философии след и духовно подготовил триумфальное шествие капитализма по странам Европы. Капитализм победил полностью и окончательно. Это было закреплено результатами буржуазных революций в Нидерландах, Англии и Франции. Встает вопрос, как удержать достигнутые рубежи и сделать новый строй необратимым. Философия предлагает новую картину мира.

Этатоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания – государство в единстве политики и права. Утверждается парадигма: все – в государстве, все – через государство и от государства. Государство – это аппарат поддержания власти одной части населения над другой. Государство защищает интересы собственников (богатых).

Государство становится главным оплотом, главной силой, которая консервирует существующий строй, в данном случае, капиталистический. Этатоцентризм предлагает путь усиления государства для сохранения своих функций на долгие годы.

Этатоцентризм есть способ сохранения государства.

В этих поисках были предложены идеи, которые не утратили актуальности по сей день. Этатоцентризм исходит из того, что только государство может способствовать устойчивому развитию общества. Основная функция государства – легитимное насилие, принуждение. Этот способ не бесконечен, не безграничен, поэтому укрепление государства по пути диктатуры, тоталитаризма обречено на провал.

Философы того времени отражали это в своих трудах. Среди них такие крупнейшие мыслители того времени, как Никколо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и др.

Исследования этих авторов, проведенные в разные годы с отрывом в добрую сотню лет, отмечены идеями, которые сохранились по сей день. Они поняли, что укреплять государство нужно с расчетом на сохранение стабильности с обществом (большинством населения).

Государство как аппарат управления – лишь часть общества.

Этатоцентризм означает, что все происходящее в мире рассматривается сквозь призму государства и его чиновников. Однако, чрезвычайное усиление позиций государства означает гибель, оно уничтожает самого себя или его уничтожит недовольная толпа. В силу этого, теоретики этатоцентризма (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др.) предложили следующие принципы совершенствования государства:

1. Государство должно функционировать в жестком пространстве политики и права (у него должны быть четкие политико-правовые устои).

2. Верховенство закона, означающее равенство всех перед законом.

3. Разделение власти на три относительно самостоятельные ветви (законодательную, исполняющую и судебную) для взаимных сдержек и контроля.

4. Утверждение гражданского общества как противовеса государству.

5. Законопослушание сверху донизу, которое объявляется высшей добродетелью.

Главная идея этатоцентризма такова: государство становится сильнее, лишь делегируя свои полномочия гражданскому обществу. Таким образом, этатоцентризм в лице выдающихся представителей выдвинул ряд прогрессивных идей. Конкретно каждый философ предложил следующие идеи:

1. Никколо Макиавелли. «Государь»:

1) идея несовместимости морали с политикой: для достижения сохранения, удержания  власти все средства хороши;

2) идея однозначной зависимости от личностных качеств правителя;

3) идея о государственном правлении как технологии.

2. Шарль Луи Монтескье. «О духе законов»:

1) идея о верховенстве закона;

2) идея о влиянии мудрых законов на реальность;

3) идея об относительной самостоятельности законов.

3. Томас Гоббс. «Левиафан»:

1) идея о происхождении государства посредством общественного договора: государство есть результат договоренности людей, решивших перепоручить свои функции специально подготовленным людям;

2) идея о возможном злоупотреблении властью, превращения государства в монстра.

4. Джон Локк. «О двух способах правления» («Трактат о мудром правлении»):

                      идея о гражданском обществе как противовеса государству.

5. Жан-Жак Руссо. «Об общественном договоре»:

1) идея о разделении власти на законодательную, исполнительную, судебную;

2) идея о правовой культуре граждан.

Таким образом, этатоцентристская картина мира до поры, до времени выполняла свои функции, обеспечивая некоторую стабильность в развитии нового строя.

 

Задание на усвоение

 

1. Какие концепции происхождения государства Вы знаете?

2. Почему основной функцией государства является принуждение?

3. В чем состоит различие между «властью авторитета» и «авторитета власти»?

4. Что такое гражданское общество?

5. Каков смысл принципа разделения власти?

6. Согласны ли Вы с М.А. Бакуниным, который писал, что «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше»?

Фрагменты философского текста

Томас Гоббс

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством… В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Левиафан //Избр. произв. В 2 т.

М., 1964. Т. 2. С. 196-197.

Фридрих Энгельс

Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

По сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям. Старые родовые объединения, возникшие и державшиеся в силу кровных уз, сделались, как мы видели, недостаточными большей частью потому, что их предпосылка, связь членов рода с определенной территорией, давно перестала существовать. Территория осталась, но люди сделались подвижными. Поэтому исходным пунктом было принято территориальное деление.

Вторая отличительная черта – учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся как органы общества над обществом, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые.

Происхождение семьи, частной собственности и государства//

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961.

Т. 21. С. 170-171.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...