Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Принципы моделирования истории философии




 

Типологизация является универсальным принципом познания. Она используется во всех науках. В любой типологизации основной проблемой является выбор основания выделения типов. Определив это, исследователи строят (конструируют) модель соответствующего процесса, явления и события.

Моделирование – это способ изучения сложных развивающихся объектов посредством построения аналога, копии, выполняющего функцию его заместителя, и называемого моделью.

Моделирование историко-философского процесса есть выделение исторических типов философии. История философии предстает как процесс последовательной смены одного типа философии другим, соответствующим духу времени, типом философии. Как и во всякой истории, в истории философии хронологический принцип (принцип временной последовательности) является обязательным. Однако, в философии наблюдается явление, когда одни и те же идеи периодически повторяются. Дух не имеет временных характеристик, то есть по отношению к духовному явлению прошлое, настоящее и будущее размываются. Поэтому в истории философии учитывается не только время (хронос), но и место (топос). Следовательно, любое философское учение рассматривается в определенном хронотопе, то есть в единстве места и времени.

В историческом познании используются два способа реконструкции событий прошлого:

1) антикваризм – способ изучения событий прошлого глазами человека того времени, как бы перенесясь в древность;

2) презентизм – способ изучения событий прошлого глазами современного человека, как бы перенеся эти события в настоящее время.

Антикваризм обладает высокой степенью адекватности. Он наиболее желателен, но трудно реализуем, ибо время необратимо, прошлое не возвращается. Тем не менее, антикваризм применяется, используя определенные методы исторического познания. Среди них приоритет отдается герменевтике.

Термин «герменевтика» производен от имени древнегреческого божества Гермеса, который известен своей добродетелью без искажений доводить волю Зевса. Впоследствии любая адекватность оригиналу стала называться результатом герменевтики.

Впервые герменевтика была применена для интерпретации Библии. Затем к герменевтике обратились литературоведы-текстологи. В XX веке герменевтика стала методом познания действительности, превратившись в категорию гносеологии и эпистемологии.

Герменевтику, как метод познания, разрабатывали такие философы, как Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер, Рикёр.

Во второй половине XX века герменевтика превратилась в одно из направлений философии, ибо она становится способом видения мира, способом реконструкции (расшифровки). По мнению представителей герменевтической философии, окружающая действительность предстает в виде знаков и символов, которые человек расшифровывает. Герменевтика отвечает на вопрос: «Что это значит? Как это понимать?». Двумя взаимосвязанными сторонами герменевтики являются объяснение и понимание.

Написать историю философии – значит дать интерпретацию жизни и деятельности великих философов с тем, чтобы понять их идеи.

Что касается презентизма, то дело обстоит несколько иначе. В этом случае прошлое объясняется с точки зрения современности с позиции какого-либо класса, партии или правителя.

Презентизм реализуется посредством так называемого «классово-партийного подхода», так как исходит из того, что история есть «политика, повернутое прошлое». Как видно, презентизм отличается заметным субъективизмом. Однако историческое познание по своей сути зависимо от личности историка. В нем субъект и объект познания слиты воедино. Поэтому антикваризм и презентизм оказались взаимодополняющими способами.

Таким образом, оптимально сочетая антикваризм и презентизм, историки философии предлагают определенные модели типологизации философии. В самом общем виде можно охарактеризовать следующие пять моделей истории философии. (Таблица 4).

 

Задание на усвоение

 

1. Почему для понимания философского учения важен хронотоп?

2. Что такое хронотоп?

3. Существует ли общая логика развития философских идей?

4. Что из себя представляют антикваризм и презентизм?

5. Что такое герменевтика и как ею пользуются в отражении историко-философского процесса?

 

Фрагмент философского текста

 

Николай Александрович Бердяев

Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать. Даже экономическое его положение самое беззащитное. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив. В философе всегда есть что-то от Спинозы и от спинозовской судьбы. Социальная беззащитность философа и персональный характер его философии напоминают положение пророка и пророческое служение. Пророк также социально беззащитен и гораздо более гоним, чем философ, хотя он гораздо более философа обращен к судьбам общества и народа. Философия пророческого типа самая беззащитная и наименее признаваемая, наиболее обреченная на одиночество. Бесспорно, в философии есть традиция. Философ чувствует себя принадлежащим к философской семье. И есть разные философские семьи. Например, есть платоновская философская семья, есть кантовская философская семья. Философская традиция может кристаллизоваться в национальной духовной культуре, она может образовать школу.

Философия свободного духа.

М., 1994. С. 238-239.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...