Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Предметная специфика философии




 

Философия – «любовь к мудрости». Однако, смысл и назначение философии выходит далеко за пределы «любви к мудрости». Философия есть мировоззрение, поэтому она вооружает человека картиной мира и парадигмой мышления, то есть выполняет мировоззренческую и методологическую функции.

Философия вырабатывает картину мира, служит мировоззрением, и, формируя парадигму мышления, является методологическим ориентиром.

В отличие от мифологии и религии философия руководствуется данными науки. Среди специалистов существует дискуссия по поводу смысла и характера философии. Вместе с тем у них имеется общий знаменатель: «Никто не отрицает за философией ее мировоззренческий характер». В самом общем виде расхождение в интерпретации предметной специфики философии можно выделить два подхода:

1. Философия, по своему происхождению и закономерностям функционирования и развития, есть наука (научное мировоззрение).

2. Философия есть поток сознания, результат и процесс рефлексирования (она есть форма общественного сознания).

Философия является тем и другим, ибо содержит в себе элементы науки и является формой общественного сознания. Однако среди философов не утихают споры по этому поводу.

В отечественной философии одним из последних, кто специально размышлял по этому поводу был М.К. Мамардашвили. Его интервью в журнале «Юность» в 80-е годы прошлого века стало знаковым в понимании предметной специфики философии. В последующем оно было оформлено в виде статьи «Как я понимаю философию». В год смерти была опубликована книга под таким общим названием. В этой статье Мераб Мамардашвили написал, что философию нельзя выучить как физику, историю, математику. Философию надо пережить, почувствовать.

Философия постигается посредством интеллектуального сопереживания.

Мамардашвили полагал, что философию нужно постигать не в чьем-то изложении, пересказе и интерпретации, а по оригиналу, тексту, источнику, посредством вдумчивого чтения, оставаясь наедине с самим собой. С другой стороны, Мамардашвили советует молодым идти слушать философов, вступать с ними в диалог.

Мераб Мамардашвили различает философию как функцию духа (мышление) и философию как учебную дисциплину. Философия, как учебная дисциплина, отличается от других своеобразием постижения. В конечном счете, Мамардашвили приходит к общему мнению о том, что философия отличается от других научных дисциплин своим рефлексивным характером.

В этом отношении каждый мыслящий человек есть философ: он мыслит – значит философствует.

Предмет изучения перед философией предстает в опосредованном мыслями виде, поэтому философия вырабатывает мысли о мыслях.

Предметом философии выступают мысли. Философия вырабатывает мысли о мыслях. Философия, как правило, определяется как учение о предельных основаниях бытия (или конечных причинах сущего). В свою очередь, предельные основания представляют собой воображаемый объект, устанавливаемый путем абстрагирования.

Таким образом, особенность философии заключается в том, что она носит рефлексивный характер. (Таблица 2)

 

Задание на усвоение

 

1. В чем состоит особенность философии?

2. Чем отличается философия от науки?

3. Что общего между понятиями «единое во многом», «всеобщее», «конечная причина», «первые начала» и «мысли о мыслях»?

4. Что значит рефлексировать?

 

Фрагменты философского текста

 

Фрэнсис Бэкон

Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства.

Философия дает замечательное лекарство и противоядие против неверия и заблуждения.

Именно та философия является настоящей, которая самым тщательнейшим и верным образом передает слова самого мира и сама как бы написана под его диктовку; она есть не что иное, как его подобие и отражение, она ничего не прибавляет от себя, но только повторяет произнесенное им. <…>

Великое восстановление наук

//Соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 61.

Рене Декарт

Я хотел бы выяснить, что такое философия, сделав почин с наиболее обычного, с того, например, что слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное значение всего того, что может познать человек, это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. При этом необходимо понять, что здесь познание вещей из начал, от которых они зависят, выводится таким образом, что во всем ряду выводов нет ничего, что не было бы совершенно ясным.

Затем я предложил бы обсудить полезность этой философии и вместе с тем доказал бы важность убеждения, что философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства больше блага, как иметь истинных философов.

Начала философии // Избранные произведения.

М., 1950. С. 411-412.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов. Но если верно – а это, конечно, верно, - что человек отличается от животного мышлением, то все человеческое таково только потому, что оно произведено мышлением. Так как, однако, философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий, то философское мышление также отличается и от такого мышления, которое деятельно во всем человеческом и сообщает всему человеческому его человечность, хотя оно и тождественно с ним, так как в себе существует только одно мышление. Это различие связано с тем, что содержание человеческого сознания, имеющее своим основанием мышление, выступает сначала не в форме мысли, а в форме чувства, созерцания, представления – в формах, которые должно отличать от мышления как формы.

Гегель Г. Соч.: В 14 т.

М.; Л., 1929. Т. 1. С. 18.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 520.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...