Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Общая характеристика моделей истории философии




История философии может быть представлена пятью моделями:

I.Формационная модель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие общественного строя, в рамках которого функционирует та или иная философская система. В этой модели выделяют следующие типы философии:

1. Философия рабовладельческого общества.

2. Философия феодального общества.

3. Философия капиталистического общества.

4. Философия коммунистического общества.

Эта модель основана на формационном подходе к пониманию истории.

Согласно формационному подходу история человечества есть последовательная революционная смена одного общественного строя другим, более прогрессивным общественным строем.

Основой формационной модели является тезис о том, что в определенном типе общества формируются соответствующие философские идеи. Внутренним источником саморазвития признается борьба материализма и идеализма в мировоззрении и борьба диалектики и метафизики в методологии.

История философии в этой модели предстает как периодическая смена материализма и идеализма, диалектики и метафизики, отражающих борьбу классов (эксплуататоров и эксплуатируемых). При этом материализм и диалектика связываются с деятельностью прогрессивных классов, а идеализм и метафизика с деятельностью консервативных классов.

Эта модель довольно успешно объясняет связь философии с общественными отношениями, раскрывает причины изменения мировоззренческих установок, однако, имеет существенный недостаток. Это – игнорирование многообразия философских учений, нивелирующее их индивидуальные различия и попытка ограничить философию борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики.

В целом в формационной модели за основание типологии берется общественный строй, являющийся по отношению к философии фактором внешним.

II.Цивилизационная модель. Эта модель за основание типологии философии берет своеобразие цивилизации, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система.

Термин «цивилизация» используется в трех значениях:

– как антоним варварства;

– как синоним культуры;

– как индустрия, отражающая уровень развития техники и технологии.

По месту и роли индустрии в жизнедеятельности людей выделяют следующие типы философии:

– философия доиндустриальных обществ;

– философия индустриальных обществ;

– философия постиндустриальных обществ.

Недостатком этой модели являются:

1. Слишком большой отрезок времени, охватываемой каждым типом философии. Поэтому не удается раскрыть качественные отличия одного учения от другого.

2. Размытость различий внутри типологии, не позволяющая индивидуализировать то или иное философское учение.

Цивилизационная модель фиксирует, исключительно, сходства философских учений, игнорируя моменты различия. Кроме того, индустрия является тоже внешним фактором. Тем не менее, эта модель используется и представлена во многих исследованиях и обобщающих работах.

III.Эпохальнаямодель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие эпохи, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система.

Эпоха – своеобразный духовный фон развертывания исторических событий.

Эпоха не есть отрезок исторического времени, а специфическая характеристика исторического времени, не само время, а его как бы аура.

В этой модели выделяют следующие типы:

1. Философия эпохи Античности.

2. Философия эпохи Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения.

4. Философия эпохи Реформации.

5. Философия эпохи Нового времени.

6. Философия эпохи Просвещения.

7. Философия эпохи Классицизма.

8. Философия эпохи Новейшего времени.

9. Философия эпохи Современности.

Не трудно заметить, что данная модель в основном совпадает с принятой в исторической науке периодизацией европейской истории. Кроме того, она более адекватно отражает своеобразие философских учений, ибо за основание типологии берется духовное явление.

     Философия есть дух эпохи;

«эпоха, выраженная в мыслях» (Гегель).

Однако, и эта модель основание типологии философии усматривает вне самой философии.

IV.Модель Ф. Энгельса. Фридрих Энгельс за основание типологии философии предлагает основной вопрос философии (ОВФ).

Ф. Энгельс – основоположник философии диалектического материализма, сподвижник К. Маркса. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», во втором разделе, Энгельс развивает учение об основном вопросе философии. По Энгельсу, философия есть учение о предельных основаниях бытия. Бытие есть все то, что окружает человека и происходит вокруг него и в нем самом. Поэтому бытие предстает двояким образом по отношению к человеку:

1) объективное бытие (природа, общество), существующее вне и независимо от человека;

2) субъективное бытие (мысли, чувства), характерное для сознания человека.

Поэтому предельные основания бытия следует искать либо в объективном бытии (материи), либо в субъективном бытии (сознании). По Энгельсу, третьего не дано. Энгельс формулирует основной вопрос философии следующим образом: «Основной вопрос философии – это вопрос об отношении духа к природе, материи к сознанию».

Основной вопрос философии имеет две стороны:

1) что первично: дух или природа, материя или сознание?

2) познаваем ли мир и может ли сознание быть отражением материи?

Энгельс по этим двум основаниям предлагает следующую типологию философских учений:

1. Материализм есть учение, считающее первичной материю, а сознание ее порождением (отражением). Материализм бывает трех видов в зависимости от трактовки материи:

1) наивный материализм, считающий материю первоначалом, первоосновой мира, его субстанцией;

2) метафизический материализм, понимающий под  материей первовещество мира, его субстрат (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Д. Дидро);

3) диалектический материализм, определяющий материю как объективную реальность, данную  человеку в его ощущениях (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Диалектический материализм синтезирует субстанционально субстратный подход, где субстанциональный подход характеризует философский смысл понятия «материя», а субстратный подход – естественно-научный аспект.

2. Идеализм – философское учение, считающее первичным сознание, а материю его порождением, инобытием. В свою очередь, различают два вида идеализма:

1) объективный идеализм полагает, что сознание, порождающее мир, существует объективно, то есть вне, и независимо от отдельного человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель);

2)  субъективный идеализм же считает первичным сознание отдельного человека (субъекта): «Мир порождается мыслями и чувствами каждого» (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

3. Дуализм – тип философии, признающий в одинаковой степени два начала: материю и сознание, считая их равнозначными: материальное порождается материей, духовное – сознанием (Р. Декарт).

По второй стороне основного вопроса философии выделяют два типа философии:

1. Гностицизм – философия, признающая познаваемость мира на основе принципа тождественности мышления и бытия.

Познаваемость мира признают все материалисты и все объективные идеалисты, а также большинство субъективных идеалистов. Действительно, принцип тождества мышления и бытия ими признается, но по-своему. Для материалистов мир познаваем, так как сознание есть отражение материи. Для объективных идеалистов мир создан мировым разумом по своему подобию и потому познаваем. Для субъективных идеалистов мир таков, каким его воспринимает каждый и потому он и познаваем.

Вместе с тем часть субъективных идеалистов отрицает познаваемость мира. Их называют агностиками.

2. Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира. В истории философии имеются две аргументации агностицизма:

1) аргументы крупнейшего английского философа, историка, экономиста и публициста Дэвида Юма:

а) человек познает мир с помощью своих ощущений, которые предоставлены через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);

б) ощущения человека недостоверны, так как органы чувств ограничены и несовершенны;

в) поскольку других источников знания у человека нет, постольку он никогда не узнает каков мир на самом деле.

Мир непознаваем.

Ошибка Юма связана с тем, что он разрывает связь чувственного и логического в познании и противопоставляет их друг другу. В результате чувства человека создают непреодолимый барьер между ним и внешним миром.

2) аргументы родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта:

а) мир поделен на две части: видимую и невидимую (на явления и сущности);

б) человек познает мир явлений, а при попытке постичь мир сущностей он наталкивается на антиномии;

в) так как знание не должно быть противоречивым, мир сущностей непознаваем.

По Канту сущность есть «вещь-в-себе», то есть скрыта от непосредственного взора и потому и непознаваема.

Ошибка Канта состоит в том, что он антиномии – положения, которые в одно и то же время и утверждаются, и опровергаются, исключает из познавательного процесса и относит их к сфере чистого разума. Этим самым он разрывает явление от сущности. На самом деле, по выражению его младшего современника Гегеля, «явление существенно, а сущность является».

Модель Фридриха Энгельса все же учитывает особенности функционирования философии, ибо за основание типологии берется основной вопрос философии, связанный с ее предметом. Вместе с тем и эта модель не дает адекватную картину истории философии, так как в ней не берется во внимание конечная цель философии, ее смысл.

V. Культурологическая модель – модель истории философии, основанная на своеобразии картин мира. Она за основание типологии философии берет своеобразие картины мира, вырабатываемой в ту или иную историческую эпоху.

Картина мира есть то, что составляет конечный результат философии. В конце концов, любая философская система так или иначе вырабатывает картину мира. Люди картиной мира называют представление о том, на чем «держится мир», вокруг чего «мир вращается». Вокруг этих представлений вырабатывается определенная культура мышления, его парадигма.

В этой модели выделяют следующие типы философии:

1. Космоцентризм.

2. Теоцентризм.

3. Антропоцентризм.

4. Знаниецентризм.

5. Этатоцентризм.

6. Логикоцентизм.

7. Социоцентризм.

8. Космизм.

9. Гуманизм.

Культурологическая модель увязывается с «эпохальной» моделью. Она основана на своеобразии человеческого способа бытия, где приоритет отдается разумному началу, духовным факторам.

Культурологическая модель позволяет понять мыслительную культуру эпохи, которая выражается в парадигмах. (Таблица 5).

 

Задание на усвоение

 

    «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения».

    «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины».

    «…Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий».

    «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…»

    «Философия – «наука о науке вообще».

    «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

1. Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии?

2. Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципиальное различие позиций философов.

3. К каким этапам развития философии относятся представления: «Человек есть микрокосмос, подобный во всем макрокосмосу», «Человек – это его душа, благодаря которой он хорош или плох», «Человек – это венец творения, образ и подобие Бога», «Всем своим достоинством человек обязан самому себе». «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» и кому из мыслителей они принадлежат?

4. Развитие философии подчиняется объективным и субъективным факторам, каковы они?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1083.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...