Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Зарождение философии




 

В научном отношении термин «философия» имеет множество определений. В них инвариантная (неизменная) основа. Это – понимание философии как учения о предельном основании бытия. Философия дает ответы, прежде всего, на мировоззренческие вопросы, она есть форма мировоззрения.

По мнению известного историка философии, специалиста по античной философии А.Н. Чанышева, имеются три версии зарождения философии:

1. Мифогенная версия, полагающая, что решающую роль в зарождении философии сыграли мифы, так как философия есть мифотворчество.

2. Религиогенная версия считает, что в зарождении философии ключевое значение имеет религия, так как по своей природе и предназначению философия есть разновидность религии.

3. Наукогенная версия исходит из того, что философия является наукой, хотя и весьма специфичной, и зародилась одновременно с развитием науки.

В каждой из этих версий содержится лишь доля истины, но не вся истина. Они абсолютируют одну из сторон философии, поэтому интерпретируют происхождение философии односторонне, не учитывая объективные и субъективные предпосылки этого процесса.

Философия – неотъемлемая часть культуры, присущей только людям способа организации жизнедеятельности. Культура отличает человека от остальной природы. Когда говорят, что человек есть существо природное («дитя природы»), то имеют в виду культуру как «вторую природу», сотворенную им самим с помощью «ума, сердца и рук».

В формировании культуры определяющее значение принадлежит труду – целесообразной деятельности по превращению предметов природы в продукт, пригодный к потреблению. Труд бывает присваивающим и производящим. Трудовая деятельность выражает сущностную характеристику жизни человека. Она отличает человека от животного. 

Объективные предпосылки зарождения философии связаны с двумя главными последствиями разделения труда:

1) с общественным, разделившим людей на богатых и бедных;

2) с отделением умственного труда от физического.

Философию создают люди, которые, не производя ничего материального, заняты производством идей.

Субъективные предпосылки зарождения философии связаны с абстрактным мышлением, со способностью оперировать воображаемыми объектами.

В основе философии лежит способность к абстрактному мышлению, способствующему рефлексированию.

Таким образом, успешное сочетание объективных и субъективных предпосылок привело к зарождению философии. В социально-экономическом и духовно-политическом отношении зарождение философии связано с появлением первого классово-антагонистического рабовладельческого общества. Философия появилась в тех странах, где рабовладельческий строй победил и развивался бурно.

Зарождение философии – великое достижение рабовладельческого общества.

Философия зародилась одновременно в разных концах света: в Египте, Индии, Китае, Греции. Время зарождения примерно одинаковое. Это – 3,5 тысяч лет тому назад. В этих странах сложились приблизительно одинаковые условия в жизни и деятельности людей. Их духовное развитие также находилось на одном уровне. В те времена разница 900-800 лет не имело большого значения, разницы, так как темп жизни был очень медленным.

Однако философия в своем зарождении в зависимости от того, где она зарождалась, имеет свои особенности, связанные с тем, какой тип мировоззрения оказался приоритетным. Так, восточная философия больше мифологична и религиозна, тогда как западная философия больше опирается на науку (научные знания и методы). В этом можно убедиться на примере великих философских учений Востока и Запада – Конфуция и Платона. Философия Конфуция одновременно является религией и наукой, мифологией и идеологией. Конфуцианство – учение синкретное, сочетающее миф, религию и науку. Философия Платона умозрительна, рационалистична, опирается больше на знаниях, нежели мифах, на мыслях, нежели чувствах.

Итак, философия в трех крупных очагах цивилизации зародилась примерно в одно и то же время. Сопутствующими обстоятельствами оказались мифология, религия и наука, роль которых в названных цивилизациях была разной. Так, в Древней Индии приоритетной была мифология, в Древнем Китае – религия, а в Древней Греции – наука.

Зародившись, философия начинает развиваться по своим собственным специфическим закономерностям, которые составляют предмет самостоятельной философской дисциплины – истории философии.

История философии есть саморефлексирование философии. В своей истории философия пытается понять саму себя. Богатейшая история философии дает очень много для понимания философии.

 (Таблица 3).

 

Задание на усвоение

 

1. Используя материалы конспекта постарайтесь ответить на вопрос: всегда ли существовала философия?

2. Можно ли считать, что философия родилась вместе с человеком?

3. Каковы особенности дофилософских картин мира?

4. Почему зарождение философии связано с рабовладельческим строем?

 

Фрагмент философского текста

 

Фридрих Шлегель

Что делает сама истинная абстракция, как не очищает представления от их земной примеси, возвышает и помещает их среди богов? Только благодаря абстракции из людей возникли все боги.

Не будем больше сравнивать, но сразу же поведем речь о высшей из всех способностей человека, созидающих и формирующих философию и, в свою очередь, формируемых ею. По общему суждению и словоупотреблению, это ум. Правда, нынешняя философия нередко принижает его и возвышает разум. Совершенно естественно, что для философии, скорее движущейся к бесконечному, нежели дающей его, больше сочетающей и смешивающей, нежели завершающей все в единичности, нет ничего выше в человеческом духе, чем способность сочетать одни представления с другими и до бесконечности продолжать нить мысли множеством разных способов. Однако эта особенность не составляет всеобщего закона. Согласно образу мыслей и языку образованных людей, воображение ближе всего поэту, разумность – нравственному человеку. Ум же – это то, в чем все и состоит, когда речь идет о духе человека. Ум – это способность мыслить. Мысль – это представление, существующее полностью само по себе, совершенно развитое, цельное и бесконечное в своих границах, самое божественное, что есть в человеческом духе. В этом смысле ум есть самая естественная философия и высшее благо. Благодаря его всемогуществу весь человек становится внутренне ясным.

Эстетика. Философия. Критика // Шлегель Ф.

Соч.: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 349-350.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 774.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...