Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Философия как мировоззрение




 

Мировоззрение является одной из существенных характеристик личности, формирующее ее направленность. Человека без миро-воззрения не бывает, но он может это осознавать, а может и не осознавать. Для личностного развития благоприятно, когда человек осознает свои мировоззренческие ориентиры и установки.

Мировоззрение – это совокупность представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Из определения следует, что всякое мировоззрение есть знание, но не всякое знание есть мировоззрение. Мировоззрение есть знание, которое является совокупным, то есть формируется в результате обобщения очень широкого круга явления; содержит оценку, выражающую отношения людей к окружающему и происходящему; служит руководством к действию (является мотивацией поведения).

Из содержания мировоззрения вытекает его структура:

1. Знание о конечных причинах сущего.

2. Оценка окружающего и происходящего. 

3. Действие, основанное на определенной оценке (мотиве).

 

Структура мировоззрения определяет его функции:

1) гносеологическая (познавательная), заключающаяся в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная), позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая), позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в  соответствии со своими мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

Мировоззрение гораздо богаче и разносторонне, нежели его определения.

Мировоззрение - развивающееся явление. Поэтому оно в своем развитии проходит через определенные типы, которые взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Хронологически эти типы следуют друг за другом: мифология, религия и философия.

Основанием этой типологии является знание, составляющее ядро мировоззрения. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке:

1) мифология – донаучное мировоззрение;

2) религия – вненаучное мировоззрение;

3) философия – научное мировоззрение.

Данная типология весьма условная и лишь операциональная.

Мировоззрение формирует картину мира, на которой строится парадигма мышления.

Картина мира – это мысленно обобщенный образ мироздания. Парадигма – это направленность и характер мышления.

Картина мира связана с предельным основанием бытия; это образ мироздания; это представление о том, на чем «держится» мир. Картина мира есть результат абстрагирования. Картина мира – это то, что «видит» человек через свое «умственное окошко» (выражение В.С. Соловьева).

Мышление создает картину мира, которая формирует его парадигму.

Парадигму мышления можно уподобить светильнику, освещающему все, что человека окружает. Человек хорошо ориентируется лишь в границах освещаемого пространства.

Однако, парадигма имеет свои определенные параметры, характеристики, особенности. Все это задается мировоззрением, поэтому мировоззрение представляет собой тот стержень, на который «нанизываются» все остальные личностные качества и свойства. В соответствии с тремя типами мировоззрения существуют следующие три картины мира:

1. Мифологическая, основанная на донаучных представлениях, добываемых здравым смыслом, обыденным сознанием.

2. Религиозная, основанная на вере в сверхъестественное.

3. Философская, основанная на естествознании, общество-знании и человекознании, то есть на данных науки и практики.

Философия является мировоззрением именно в силу того, что она так или иначе, в конечном счете, вырабатывает картину мира, относящуюся к воображаемым объектам, устанавливаемым  посредством рефлексирования.

Философия как мировоззрение, от начала до конца, рефлексивна. В философии мировоззрение обретает свою самость. (Таблица 1).

 

 

Задание на усвоение

 

 

1. Используя материалы конспекта лекции ответьте на вопрос: нужны ли людям связные, целостные воззрения на мир? Если да, то как это реализуется?

2. Что есть картина мира?

3. Как соотносятся типы мировоззрения с картиной мира?

4. Изложите свой взгляд на соотношение мифов и философии, религии и философии?

5. Может ли человек иметь не философское мировоззрение?

6. Что такое рефлексирование?

 

 

Фрагмент философского текста

 

Аристотель

 

Имя (мудрости) необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. <…>

Наиболее божественная наука также и наиболее ценима. А таковой может быть только одна эта – в двояком смысле. А именно: божественная та из наук, которой скорее всего мог бы обладать бог, и точно так же божественной была бы всякая наука о божественном. И только к одной лишь искомой нами науке подходит и то и другое. Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной. <…>

Метафизика //Соч.: В 4 т.

М., 1976. Т. 1. С. 69-70.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...