Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. ИДЕАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ФОРМЫ 8 страница
Подведем итоги анализа знакового опосредствования и волшебной сказки. * Суть различий волшебной сказки и знака не в их натуре и фактуре. По этой характеристике они могут и не различаться. Различие состоит в их культурном задании. * Культурными заданиями знака и сказки являются представления разных форм и разных опытов субъектности. * Субъект, который задан в знаке и должен быть явлен в знаковом опосредствовании, — это субъект "умного" решения задачи, состоящего в определении и построении 101 места действия и его результата в данной ситуации. Его субъектность осуществляется в двух переходах. Во-первых, это преодоление импульсивных попыток действования в построении идеальной формы требуемого действия — его замысла. Во-вторых, это построение идеальной формы именно как замысла действия, а не просто чудесного образа, т. е. преодоления чудесности и воображаемости идеальной формы в осуществлении ее в данном материале, данных обстоятельствах и данными средствами. Можно сказать, что осуществление идеи и замысла является содержанием того события, в котором рождается субъект знакового опосредствования. * Субъект, который задан в волшебной сказке и должен быть явлен в ее слушании, — это не субъект решения задачи, и, следовательно, его субъектность не в построении и осуществлении замысла действия. Это субъект, олицетворяющий место самой этой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себятруда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М. М. Бахтин), субъект инициации идействия. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия — это содержание того события, в котором рождается субъект слушания сказки. Итак, причастие — это та форма субъектности, в которой открывается и строится своеобразный опыт самоопределения — опыт инициации продуктивной жизни, т. е. осмысления места, степени важности того или иного действия и принятие на себя обязательства его выполнения. В осуществлении открывается и строится опыт воплощения принятых на себя инициатив. 4.9. Сформулируем кратко основные положения о посредничестве. * Основной проблемой посредничества является соотношение идеального и наличного способов видения мира. Это соотношение возможно не иначе как поиск способа видения мира другими и способа его обращения на себя. * Полный цикл посредничества включает в себя две фазы — причастие и осуществление. 102 * Причастие есть приобщение идее как особой жизни, особой чувственно-образной реалии. Причастие — жизнь в идее. — Посредническое действие в причастии двуадресно. Его составляет собственное перевоплощение на глазах у других, адресованное другим и инициирующее их перевоплощение — вхождение в мир идеи. — Подобное вхождение строится как реципрокное действие — явление мира идеи при снятии инерции наличного функционирования и погруженности в него. — Снятие производится "за спиной" другого. Его способ не передается другому как особый предмет работы. — Реципрокность снятия-явления выступает для причащающихся как метаморфоза. — Опыт субъектности, формирующийся в причастии — это опыт инициативного действия, опыт принятия на себя решения трудной и даже невыполнимой задачи. * Осуществление есть приобщение идеальной жизни наличному бытию. — Всеобщим способом осуществления является опосредствование. Рис. 6. 103 — Опосредствование предполагает передачу позиции — способа видения мира — того способа, каким видит наличный мир Идеальный Субъект. — Подобная передача приводит к выделению другими собственной позиции и собственного способа действия, которые есть положительно-отрицательные образования. В них действие сопряжено с произвольным не-действием. — Опыт субъектности осуществления связан с различением идеи и наличности и поиском той реалии, в которой полно реализуется идея. Подытоживая главу, введу новое, завершающее определение посредничества. Посредничество — это деятельность, связанная с переходом из одного в другое "семантическое пространство". Одно из них — это пространство (смысловое поле) причастия, а другое — пространство (смысловое поле) осуществления. Пространство причастия, в которой идея тождественна реалии, — это пространство Чуда. В пространстве осуществления идея и ее реалия различаются (рис. 6). Позиция посредника задается местом на границе между этими двумя пространствами. В его действии в этом месте реально осуществляется переход, акт развития. Это действие и есть единица развития. Разбору содержания и строения этого действия посвящена следующая глава. Рекомендуемая литература 1. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. 2. Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1977. 3. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993. 4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 5. Бугрименко Е. А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей // Вопр. психол. 1994. N 1. 6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. 7. Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психол. 1991. N 4, 5, 6. 1992. N 3—4, 5—6. 8. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопр. психол. 1994. N 4. 9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 104 11. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1983. 12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. 13. Михайлов Ф. Т. Философский традиции и исторические практики // Философские исследования. 1993. N 2. 14. Мысль изреченная... (Сборник научных статей). М., 1991. 15. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978. 16. Петровский А. В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете идей А. Н. Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. 17. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 18. Стрелкова Л. П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 19. Нудинова Е. В. Возникновение знаковой функции на первом году жизни (сравнительный анализ улыбки и плача) // Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1986. 20. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Пг., 1923. 21. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 22. Эльконин Б. Д. Знак как предметное действие // Эргономика. Вып. 27. 1984. 23. Эльконин Б. Д. О феноменах переходных форм действия // Вопр. психол. 1994. N 1. 24. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. 25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 26. Эльконинова Л. Возрастная характеристика предвидения в мышлении дошкольника // Вопр. психол. 1987. N 2. 27. Эльконинова Л., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. N 2. 105 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |