Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯСтр 1 из 12Следующая ⇒
Б. Д. ЭЛЬКОНИН ВВЕДЕНИЕ (В ТРАДИЦИИ Тривола МОСКВА 1994 2 ББК88 Рецензенты: Доктор психологических наук, старший научный сотрудник Г. А. Цукерман, Кандидат психологических наук, член-корреспондент РАО В. С. Собкин. Научный редактор Т. А. Нежнова Б. Д. Эльконин. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с., ил. В книге предложен подход к анализу акта развития. Акт развития представляется в двух аспектах: во-первых, как определенное состояние жизни, и во-вторых, как культуросозидательное (продуктивное) действие. Представлены материалы, демонстрирующие возможность экспериментального изучения акта развития. ISBN 5-88415-003-2
3 Данное издание представляет собой авторскую работу, подготовленную в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива". Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос. Стратегический комитет программы:
4
Эльконин Борис Даниилович Родился в 1950 году в Москве. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 году. Кандидат психологических наук, заведующий лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО. Ведет исследования и имеет публикации по проблемам психологии развития, возрастной и детской психологии, теории действия, психологии продуктивного мышления, педагогической психологии, проектирования образовательного пространства. 5 ОГЛАВЛЕНИЕ
6 Публикация этой книги инициирована Владимиром Петровичем Зинченко, возглавляющим программу "Геном культурного развития человека", в рамках которой многие мысли, изложенные в книге, были обсуждены и тем самым апробированы. Автор искренне признателен Владимиру Петровичу за то, что, сочтя некоторые соображения достойными публикации, он не только порекомендовал, но и настоял на их монографическом представлении. Автор благодарен Фонду "Культурная инициатива", поддержка которого сделала возможным издание книги. 7
ПРЕДИСЛОВИЕ Считаю необходимым сделать несколько предуведомлений Читателю, приступающему к работе с этой книгой, чтобы заранее снять некоторые вполне обоснованные ожидания, которым, однако, не суждено будет осуществиться. Проще говоря, перечислю то, чего Читатель в этой книге не найдет. 1. Эта книга является введением именно в психологию развития, а не в детскую, возрастную или педагогическую психологию, и поэтому в ней нет систематического развертывания их оснований. Перечисленные области психологической науки имеют разные объекты изучения, разные языки описания и поэтому предполагают, разные способы размышления. Объектом психологии развития является акт развития per ce, т. е. говоря предельно абстрактно, переход как таковой. Понятно, что данное утверждение содержит допущение о наличии некой особой реальности перехода, особой "жизненной ткани", которая составляет акт развития. Именно эту "жизненную ткань" нам с Читателем предстоит рассмотреть как область особых феноменов, требующих для своего ухватывания особого метода мышления. Если уж появляется новое слово или имя, то, на мой взгляд, более продуктивно начать размышлять о той новой реальности, которая в нем рождается, и пытаться помочь этому рождению, нежели эмпирически обобщать уже известное и установившееся, лишь расширяя круг объектов. Последнее, кстати, уже сделано в американской психологии развития; подробнее об этом см.: Бурменская, Обухова, Подольский, 1986. 2. В названии работы указано, что она выполнена в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Добавлю, что объектом анализа и критики являются лишь труды самого Л. С. Выготского и его ближайших сотрудников и учеников — тех, кого можно назвать вторым 8 поколением выготчан, и лишь в редких случаях рассматриваются работы следующих поколений. Подобное сужение рабочего поля преследует цель предельной концентрации внимания именно на основах и началах психологии развития, ибо я считаю, что именно Л. С. Выготский был тем первым и единственным психологом, которому удалось выделить собственный объект этой науки и выстроить соответствующий ему метод. Анализу, критике, дальнейшему пониманию и конкретизации этих объекта и метода посвящена книга. 3. Принятый мною метод изложения не соответствует "учебническим" стандартам. Этот метод можно назвать проблематизирующим. Проблема, которая проходит через всю книгу и лишь в напряжении которой все сказанное в ней имеет смысл,— это проблема полагания субъекта развития. Выбор такой нетрадиционной манеры написания "учебника" совершен сознательно, ибо я считаю своевременным и современным лишь того специалиста-психолога, который может задать "границу работы" своих методик, профессиональных сведений и техник. Подобная граница возможна лишь как выделение той проблемы, относительно которой весь этот арсенал только и существует. Вне проблематизации невозможно самоопределение — т. е. определение своих собственных возможностей и их границ. А вне самоопределения психолог и вовсе предстает как некий "химик душевной жизни". 4. Не совсем каноническое принятие в качестве материала достаточно узкой и глубокой "области осмысления", выбор проблематизации в качестве метода ее представления, а также использование для этого некоторых собственных работ дают основание назвать этот учебник авторским и адресовать его в основном тем, кто не просто знакомится с психологией, а намеревается профессионально заниматься ею. 9 РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Глава 1. БЫТИЕ РАЗВИТИЯ
1.1. Все психологические теории развития, в том числе концепции Л. С. Выготского и его последователей, исходили из того, что развитие есть. При этом необходимо предполагалось, что в реальной жизни присутствуют и "работают" те специальные конструкции, через которые теоретики понимают и описывают развитие человека (например, понятие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, основных психологических новообразованиях). Вместе с тем предполагалось еще и то, что существует какая-то "область", "пространство" феноменов человеческой жизни, которая называется человеческим (детским) развитием, и это особая, специальная "область", отличающаяся от других "областей" (например, функционирования). Но главное — в повороте, инверсии этих суждений: есть особая "область жизни", которая называется развитием. Такова исходная интуиция любой психологической теории развития и теории Л. С. Выготского в том числе. Задача всего учебника — выявление, объективация и проблематизация именно этой интуиции. Итак, развитие есть, существует, является неким особым бытием и все дело, основная задача в том, чтобы это бытие выделить и представить. И это именно задача, поскольку вся история психологии и, в 10 частности, история школы Выготского свидетельствует о том, что эта область жизни не видна непосредственно, не бросается в глаза. А следовательно, нужны специальные средства, особые "очки", разрешающая способность и устройство которых позволяют увидеть, явить себе эту жизнь в ее чистоте, без каких-либо "примесей" и инородных элементов. Эти средства я и называю категориями онтологии развития, т. е. категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия. 1.2. Построение средств видения и вычленения акта развития как особой жизненной реальности является не только теоретически необходимым действием. В определенных исторических условиях это действие и практически необходимо. Таковой является ситуация исторического кризиса детства (Эльконин Б., 1992). В истории детства есть периоды, для которых характерна утрата форм участия детей и взрослых в жизни друг друга. При этом, конечно же, начинают "замутняться" основные содержательные характеристики возрастов — такие, как ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Именно поэтому у наблюдателя теряется ощущение естественно и закономерно текущего процесса детского развития и становится неуместным своеобразное допущение объективного и закономерного процесса развития системы отношений детей и взрослых. Психологическое содержание возрастов (по Д. Б. Эльконину — различные образцы смыслов и задач деятельности или ее операционно-технического состава) перестает быть точкой отсчета — подобием "идеально твердого тела", относительно которого исследователем строятся теоретические конструкты и экспериментальные ситуации, а также практические разработки (например, суждение о том, что в дошкольном возрасте эффективное обучение возможно только в форме игры, поскольку игра является ведущим типом деятельности вэтомвозрасте, становится далеко не очевидным). В период исторического кризиса детства предметом осмысления и действия должны стать именно "точки отсчета" развития — его исторически складывающиеся содержания и формы. Опоры развития должны быть теоретически и практически воссозданы или пересозданы, ибо они перестали быть, налично и объективно существовать. Онтология развития и задает строение этих форм и опор. Она есть то знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства и откликается на него; это есть знание, возникающее в кризисной ситуации 11 и призванное связать две истории и два времени — время жизни человека и время жизни рода — и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых описываются "точки взаимоперехода" жизни рода и человека. 1.3. В дальнейшем движении нам предстоит выстроить три основные категории онтологии развития, имена которых: идеальная форма, событийность и посредничество или, соответственно, образ совершенного поведения; способ его явления — "встречи" с наличным поведением; поиск и построение этого способа. Именно с помощью этих трех опор я собираюсь наиболее общо и схематично описать акт развития, полагая при этом, что идеальная форма, событийность и посредничество и есть то, содержание чего меняется в истории, и что именно их воссоздание является положительным заданием исторического кризиса детства. Рекомендуемая литература 1. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и творчество Д. Б. Эльконина // Вопр. психол. 1988. N 3. 2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 3. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. 1992. N 3—4. 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |