Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция концепций маркетинга




Цель и задачи дисциплины «Введение в маркетинг».

Цель изучения дисциплины - формирование у будущих специалистов глубоких теоретических знаний по использованию основ маркетинга; обучение способам и подходам практического применения инструментов маркетинга в деятельности в условиях рыночных отношений на основе эффективного использования их потенциала с ориентацией на потребителя.

Задачи дисциплины.В результате изучения данного курса студенты должны иметь целостное представление об изучении теоретических основ маркетинга; рассмотрении прикладных методов маркетинговых исследований на макро- и микроуровне; исследованиях проблем и особенностей организации и планирования маркетинга на предприятиях различных отраслей экономики; реализации товарной, ценовой и коммуникационной политики; оценки конкурентоспособности товара и компании

 

2. Определение основных понятий маркетинга. Сущность категорий: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, рынок.

 

Рынок – это совокупность всех реальных и потенциальных покупателей товара.

Согласно этому определению, размер рынка определяется числом покупателей, которые могут откликнуться на то или иное рыночное предложение.

Отрасль – группа компаний, предлагающих товар или категорию взаимозаменяемых товаров; совокупность всех продавцов товара или услуги.

Потенциальный рынок – это совокупность покупателей, проявляющих интерес определенному товару или услуге. Но одного потребительского интереса для существования рынка недостаточно.

Потенциальные покупатели должны иметь достаточный доход, и у них должен быть доступ к предлагаемому товару. Если товар не продается в тех или иных районах, потенциальные потребители оказываются вне сферы влияния рынка.

Доступный рынок – это совокупность покупателей, проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и возможность приобрести данный товар или услугу. В некоторых случаях компания или правительство ограничивают продажи товара определенным категориям населения (например, запрещена продажа алкогольных напитков людям в возрасте до 18 лет).

Субъекты рынка: поставщики, посредники, производители, покупатели.

Рынок продавца – доминирует власть продавца, более активен покупатель.

Рынок покупателя – доминирует власть покупателя, более активен продавец.

Нужда – необходимость удовлетворения человека в пище, одежде, жилье..

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, зависящие от окружающей среды.

Спрос - потребность общества в товарах личного и производственного потребления, ограниченная платежеспособностью.

 

 

Существуют четыре способа удовлетворения потребностей: самообеспечение, отъем; попрошайничество, обмен.

Основные формулировки маркетинга как научно практической дисциплины

Маркетингвид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (по Ф.Котлеру).

Маркетинг – это интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса (президент АМА в 1957 г. Джон Маккетерик).

Маркетинг -  это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.

Маркетинг – это процесс обеспечения соответствия между нашими внутренними возможностями и потребностями рынка, в ходе которого отыскивается конкурентное преимущество, приносящее прибыль.

 

Основу маркетинга составляют разработка программы производства товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация до­ставки, установление цен, развертывание служб сервиса и т п

«Маркетинг не может быть набором рецептов, мозаикой навыков активности, он продуктивен лишь при условии комплексности и системности его использования»

 

Основные функции, принципы  и  содержание задач маркетинга

Основные задачи, решаемые в пределах маркетинговых функций

Функции Содержание задач
Аналитическая Анализ внешней и внутренней среды; рынка; потребителей; фирменной структуры рынка; товара
Продуктово-производственная Создание новых товаров; организация производства новых товаров; применение новых технологий; управление конкурентоспособностью
Сбытовая Формирование товарной политики; проведение ценовой политики; организация системы товародвижения; организация сервиса
Формирующая Формирование спроса; стимулирование сбыта
Управления и  контроля Организация планирования; информационное обеспечение управления; коммуникационное обеспечение маркетинга; организация контроля

Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя

Основные принципы маркетинга в условиях России таковы:

· максимальное приспособление производства продукции и всей производственно-сбытовой деятельности производителя к требованиям рынка;

· учет потребностей потребителя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса:

· активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону;

· принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта (ситуационное управление);

· наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта;

· ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха;

· проявление маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.

 

Эволюция концепций маркетинга

Существует пять основных концепций (подходов), на основании которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:

1. Концепция совершенствования производства.

Утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене и, следовательно, руководство должно сосредоточить свои задачи на совершенствовании производства.

2. Концепция совершенствования товара.

Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики и, следовательно, организация должна сосредоточить свои задачи на совершенствовании товара.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (особенно в отношении товаров пассивного спроса).

4. Концепция маркетинга (сосредоточенность на нуждах покупателя)

Утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Правило: «производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести», т.е. «любите клиента, а не товар».

5. Концепция социально-этичного маркетинга.

Утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Требуется сбалансированность прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества

                                                                                                                                                   

6. Общие и специфические цели маркетинговой деятельности

Общие цели маркетинговой деятельности:

1. максимально высокое потребление,

2. достижение максимальной потребительской удовлетворенности,

3. предоставление максимально широкого выбора,

4. максимальное повышение качества жизни.

На решение этих целей направлен маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый анализ и синтез, стратегическое и оперативное планирование, реализацию планов, посредством контроля на основе информационного обеспечения.

 

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие специфические цели маркетинговой деятельности:

· Увеличение выручки и общего объема продаж.

· Положительное позиционирование компании.

 

Для достижения указанных целей нужно необходимы:

· Анализ ассортимента и его оптимизация.

· Распродажа товаров, залежавшихся на складах.

· Поиск новых каналов сбыта.

· Пересмотр ценовой политики и повышение цен.

· Забота об окружающей среде.

· Создание доверительных отношений с общественностью.

· Участие в тематических выставках и ярмарках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...