Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое значение транспортного налога




Современная история налогообложения транспортных средств начала развиваться с конца 1991 г., когда был принят Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». Ст. 6 этого закона была посвящена налогу с владельцев транспортных средств, налогоплательщиками которого признавались и организации, и физические лица. Это говорит о том, что изначально транспортные средства облагались универсальным налогом, имеющим равное действие в отношении, как граждан, так и юридических лиц. Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации.Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». В соответствии с этим указом с 01.01.1994 г. вводился новый федеральный налог – транспортный налог, налогоплательщиками которого признавались только юридические лица.Вместе с тем этот налог мог быть связан с налогообложением транспортных средств лишь по своему названию. Фактически объектом его налогообложения являлся фонд оплаты труда, или, другими словами, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выплачиваемые по трудовым и иным гражданско-правовым договорам. Налоговая ставка определялась в размере 1%. Поскольку у действовавших в то время страховых взносов в государственные внебюджетные фонды объектом обложения также признавался фонд оплаты труда, рассматриваемый транспортный налог, по существу, представлял собой дополнительный налоговый платеж, взимаемый с того же объекта, что и названные страховые взносы.Название «транспортный» этот налог получил не потому, что им должны были облагаться транспортные средства, а в связи с тем, что Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270, определив зачисление доходов от этого налога в полном объеме в региональные бюджеты, установил целевое расходование поступающих от его взимания средств исключительно на финансирование поддержки и развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе.Введенный транспортный налог просуществовал практически четыре года – с 01.01.1994 г. по 14.11.1997 г. Указом Президента РФ от 15.11.1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации», введенным в действие со дня его подписания, Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270, установивший транспортный налог, был признан недействующим.

В рамках проводимой работы над второй частью НК РФ с учетом положений ст. 14 НК РФ и в целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства на территории РФ 24.06.2002 г.был принят Федеральный Закон № 110 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах». В соответствии с этим законом с 01.01.2003 г. транспортный налог стал взиматься на основании гл. 28 НК РФ.

В последние годы наблюдаются темпы роста поступлений транспортного налога в бюджетную систему РФ, его доля в консолидированном бюджете РФ составляет около 0,3 %всех налоговых доходов (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4 – Показатели поступлений транспортного налога в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

 

Наименование доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 100 13250,7 100 16003 100
Транспортный налог 26,9 0,25 40,3 0,3 53 0,33

Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 

Характеристика элементов налога

Налогоплательщики (ст. 357 НК РФ):

– налогоплательщики – владельцы транспортных средств (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства);

– налогоплательщики по доверенности.

Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится только при соблюдении названных условий на основании уведомления, предусмотренного ст. 357 НК РФ, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) транспортное средство;

3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств и подтверждающие передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством перечислены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5– Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств и передачу их на основании доверенности

 

Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств Документы, подтверждающие передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством
Договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату   Справка-счет Расписка в получении транспортных средств Документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю  Копия доверенности, заверенная нотариусом

 

Если эти условия выполняются, то гражданин должен уведомить налоговый орган месту своего жительства о том, что он передал автомобиль по доверенности. Если такого уведомления не последовало, то налогоплательщиком транспортного налога будет признано физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет, а при отсутствии указания о сроке доверенности она действует в течение года со дня совершения. Поэтому плательщиком транспортного налога в случае, если срок доверенности истек, и транспортное средство продолжает числиться в органах ГИБДД за собственником транспортного средства, является этот собственник.

Объектом налогообложения признаются (ст. 358 НК РФ) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем ст. 358 НК РФ и п. 12 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...