Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение себестоимости перевозок при изменении качественных показателей использования подвижного состава методом коэффициентов влияния.




 

Формулы зависимости себестоимости перевозок от качественных показателей использования подвижного состава позволяют установить характер и степень влияния изменения отдельных показателей на себестоимость перевозок.

В общем виде характер зависимости себестоимости от качественных показателей выражается формулами вида

,

где а – величина себестоимости, состоящая из зависящих и условно-постоянных расходов, не изменяющаяся при изменении показателя;

b/х, b×х – величина себестоимости, состоящая из зависящих расходов, меняющаяся обратно пропорционально (b/х) или прямо пропорционально (b×х) изменению показателя;

х - показатели, связанные с себестоимостью грузовых перевозок обратной зависимостью: нагрузка груженого вагона, масса поезда брутто и участковая скорость (P, Q и V); или прямой зависимостью: порожний пробег вагонов от груженого и пробег локомотивов в одиночном следовании.

Рассчитанная по среднесетевым значениям показателя х часть себестоимости (b/x или ) позволяет определить степень зависимости себестоимости перевозок от конкретного качественного показателя использования подвижного состава - величину коэффициента влияния.

В зависимости от вида связи себестоимости перевозок с тем или иным показателем использования подвижного состава экономический смысл коэффициентов влияния различается.

При обратной зависимости коэффициенты показывают часть себестоимости перевозок, меняющуюся обратно пропорционально величине данного показателя.

При прямой зависимости коэффициенты влияния показывают на сколько процентов увеличится (снизится) себестоимость перевозок при увеличении (снижении) величины качественного показателя использования подвижного состава на 1%.

Величины коэффициентов влияния качественных показателей использования подвижного состава различаются по дорогам, вариантам анализа, видам перевозок и видам тяги.

Это объясняется неодинаковой зависимостью калькуляционных измерителей от качественных показателей использования подвижного состава, изменением состава и величины зависящих расходов по вариантам анализа, условиями работы дорог и другими особенностям. Степень влияния качественных показателей на себестоимость грузовых перевозок представлена в табл. 10.15.

Пользуясь данными табл. 10.15. можно рассчитать изменение себестоимости грузовых перевозок, при изменении качественных показателей использования подвижного состава методом коэффициентов влияния.

Рассмотрим использование этого метода расчета на отдельных примерах.

Таблица 10.15.    

Зависимость себестоимости грузовых перевозокот качественных показателей использования подвижного состава (перспективный вариант анализа).

Показатель

Электровозная тяга

Тепловозная тяга

Относительная величина себестоимости грузовых перевозок, изменяющаяся обратно пропорционально величине данного показателя, %:

Нагрузка груженого вагона, т 19,5

11,8

Масса поезда брутто, т 12,9

12,4

Участковая скорость движения грузовых поездов, км/час 4,2

4,6

Изменение себестоимости перевозок в %% при изменении показателя использования подвижного состава на 1%:

Отношение порожнего пробега к груженому, % 0,10

0,07

Отношение одиночного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов, % 0,12

0,09

       

 

Пример 1. Рассчитать, на какую величину снизятся эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок на участках с электровозной тягой в связи с уменьшением порожнего пробега вагонов от груженого с 67% до 63%, т.е. на 4%. Расчет произвести для перспективного варианта.

Себестоимость грузовых перевозок на участках с электровозной тягой на равна 360,00 коп./10 ткм тарифных, объем перевозок - 64,2 млрд. ткм.

Себестоимость грузовых перевозок на участках с электровозной тягой при изменении порожнего пробега вагонов на 1 % снизится на 0,1 % (табл. 10.10). При уменьшении порожнего пробега вагонов на 4% себестоимость перевозок снизится на 0,1 × 4 = 0,4% или на  коп. / ткм. Величина эксплуатационных расходов при объеме перевозок 64,2 млрд. ткм сократится на

Пример 2. Определить для тех же условий экономию эксплуатационных расходов при увеличении массы грузового поезда на 10% и уменьшении участковой скорости движения поездов на 6%.

Первоначальную массу поезда (Qбр) примем за 100%, после увеличения – 110%. При базовой величине массы поезда (100%) удельный вес этой части себестоимости, меняющейся обратно пропорционально Qбр, составлял 12,9% от ее полной величины (табл. 10.10).

При массе поезда, равной 110%, зависящая от Qбр часть себестоимости составит .

Себестоимость перевозок снижается на 12,9 – 11,73 = 1,17 %, или на

Экономия эксплуатационных расходов составит

Аналогично рассчитывается изменение себестоимости перевозок и эксплуатационных расходов при уменьшении участковой скорости (Vуч) движения поездов на 6%. Относительная часть себестоимости, изменяющаяся обратно пропорционально участковой скорости, составляет 4,2 % (табл. 10.15). При уменьшении участковой скорости на 6 % себестоимость перевозок увеличится на  или 0,864 коп./10 ткм.

Величина эксплуатационных расходов возрастет на дороге на млн. руб.

Расчет себестоимости перевозок при одновременном изменении нескольких показателей использования подвижного состава.

Если требуется рассчитать изменение себестоимости перевозок и эксплуатационных расходов при изменении не одного, а нескольких показателей использования подвижного состава, то необходимо принять во внимание, что изменение рассматриваемых показателей может оказать влияние на одни и те же группы расходов (полностью или частично). В то время как расчет влияния отдельно каждого показателя производится по отношению к первоначальной (базовой) величине себестоимости перевозок (без учета изменения ее в результате влияния других показателей). Кроме того, при прямой и обратной форме зависимости отдельные показатели могут влиять на одни и те же группы расходов разнонаправлено и степень их влияния на эти расходы может быть различной. Поэтому, оценку влияния на себестоимость перевозок одновременно изменяющихся нескольких показателей использования подвижного состава получают, используя в расчетах коэффициенты изменения себестоимости перевозок под влиянием отдельно каждого показателя (1±kизм.с). Для этого необходимо базовую величину себестоимости перевозок Cб умножить на эти коэффициенты. Расчет себестоимости следует выполнять раздельно для показателей, связанных с себестоимостью прямой зависимостью, по формуле:

и для показателей, связанных с ней обратной зависимостью:

Окончательный результат определяется сопоставлением величин себестоимости С¢ и С¢¢.

Пример 3. Определить изменение себестоимости грузовых перевозок для условий, приведенных в примерах 1 и 2. Все рассматриваемые показатели изменяются одновременно: a< 4%; Qбр> 10% и Vуч> 6%.

При уменьшении a на 4%, себестоимость перевозок снизилась на 0,4 %, т.е. коэффициент изменения себестоимости перевозок

При увеличении Qбр на 10%, себестоимость перевозок уменьшилась на 1,17%, .

При уменьшении Vуч на 6% себестоимость перевозок возрастет на 0,24 %, .

Тогда изменение базовой себестоимости перевозок

– при увеличении Qбр на 10% и снижении Vуч на 6% составит

С'=360,00×(1-0,0117)(1+0,0024) = 360,00×0,9977=

= 356,64 коп. / 10 ткм

% = (360,00 – 356,64) × 100 % / 360,00= 0,93 %

При снижении a на 4,0 % базовая себестоимость перевозок уменьшилась на 0,4%,  = – 0,004. Себестоимость составит 360,00-1,44= 358,56 коп./10 ткм.

Снижение себестоимости при одновременном изменении всех показателей (Qбр, Vуч, a) составит 0,93+0,4=1,33 % или 360,00*0,0133=4,788 коп./10 ткм. Годовая экономия эксплуатационных расходов равна

млн. руб.

Для получения более полных и точных расчетов по изменению себестоимости перевозок при одновременном изменении многих качественных показателей использования подвижного состава и в условиях перевозок, отличающихся от среднесетевых, следует применять метод единичных расходных ставок.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...