Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика определения зависимости себестоимости перевозок от качественных показателей использования подвижного состава




Для решения многих вопросов, связанных с оценкой эффективности технологических резервов, введения новой техники, реконструктивных, организационных и других мероприятий, для принятия управленческих решений необходимо знать характер и степень зависимости себестоимости перевозок от каждого качественного показателя использования подвижного состава в отдельности. Эту зависимость можно установить, используя метод единичных расходных ставок. Для получения формулы зависимости себестоимости перевозок от каждого показателя использования подвижного состава следует интересующий нас показатель принять за переменную величину, считая все остальные показатели неизменными, равными средним для данной дороги величинам, и определять обычным способом расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем. В результате суммирования всех групп расходов выводят формулу зависимости себестоимости перевозок от данного показателя использования подвижного состава.

Условно-постоянные расходы при изменении качественных показателей не изменяются. Их величину для рассматриваемых вариантов анализа определяют умножением части себестоимости, состоящей из условно-постоянных расходов, на 1000 ткм или на 1000 пассажиро-км.

Так как условия перевозок и их технико-экономическая характеристика существенно различается по вариантам анализа, по грузовым и пассажирским перевозкам, а в каждом из них – и по видам тяги, то формулы зависимости себестоимости перевозок от одного и того же качественного показателя также будут неодинаковыми для этих рассматриваемых условий.

Методика определения формул зависимости себестоимости перевозок от каждого из качественных показателей использования подвижного состава едина по видам перевозок, видам тяги, вариантам анализа. Различаются лишь условия перевозок, информационная база расчетов, величины расходных ставок, удельный вес зависящих расходов и перечень калькуляционных измерителей.

В данном разделе подробно излагается вывод формул зависимости себестоимости грузовых перевозок от основных качественных показателей использования подвижного состава на участках с разными видами тяги для перспективного варианта анализа.

Полученные формулы зависимости выражают либо обратную зависимость себестоимости от показателя вида:

c=a+b/x;

либо прямую зависимость вида c=a+bx. (табл.10.2 и10.3)


Таблица10.2.

Характер изменения калькуляционных измерителей при изменениикачественных показателей использования, подвижного состава в грузовом движении.

Характер изменения калькуляционных измерителей и

Изменение калькуляционных измерителей при изменении качественного показателя

Р Q6p Ууч a b
Измерители, ме­няющиеся прямо или обратно про­порционально Вагоно-километры, количество грузо­вых отправок Бригадо-часы локо­мотивных бригад, локомотиво-километры, локомотиво-часы - - -  
Измерители, ме­няющиеся замедленно Локомотиво-километры, локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад, тонно-ки­лометры брутто вагонов и локомо­тивов, расход топ­лива или электро­энергии, маневро­вые локомотиво-часы Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, расход топлива или электроэнергии, маневровые локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад, расход топлива или электро­энергии, локомотиво-километры, локо­мотиво-часы Вагоно-километры, бригадо-часы локомотивных бригад, локомотиво-километры, локомотиво-часы, тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, расход топлива или электроэнер­гии, маневровые локо­мотиво-часы Локомотиво-километры, локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад, тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, расход топлива или электроэнергии
Измерители и расходы, остающиеся стабиль­ными Условно-посто­янные расходы Вагоно-километры, количество отправок, условно-постоянные расходы Вагоно-километры, тонно-километры брутто вагонов и ло­комотивов, маневро­вые локомотиво-ча­сы, количество грузо­вых отправок,услов­но-постоянные рас­ходы Количество грузовых отправок, условно-постоянные расходы Вагоно-километры, маневровые локомотиво-часы, количество грузовых отправок.условно-постоянные расходы

 

 


 

Таблица10.3

Характер изменения калькуляционных измерителейпри изменении качественных показателей в пассажирском движении.

Характер изменения калькуляционных измерителей и расходов

Изменение калькуляционных измерителей при изменении качественных показателей

Рн m Vуч
Измерители, меняющиеся прямо или обратно пропорционально Вагоно-километры, локомотиво-километры,локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад Локомотиво-километры, локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад
Измерители, меняющиеся замедленно Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, расход топлива или электроэнергии, маневровые локомотиво-часы Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, расход топлива или электроэнергии, маневровые локомотиво-часы Локомотиво-километры, локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад, расход топлива или электроэнергии
 Измерители и расходы, остающиеся стабильными  Количество отправленныхпассажиров, условно-постоянные расходы Вагоно-километры, количество отправленных пассажиров, условно-постоянные расходы Вагоно-километры, тонно-километры брутто вагонов и локомотивов, маневровые локомотиво-часы, количество отправленных пассажиров, условно-постоянные расходы

Формализация этой зависимости позволяет при многовариантных расчетах автоматизировать определение себестоимости перевозок при изменении величины качественного показателя использования подвижного состава.

Кроме того, по выведенным формулам зависимости может быть определена для среднесетевых условий перевозок степень зависимости себестоимости от конкретного показателя, т.е. величина коэффициента влияния этого показателя на себестоимость перевозок.

В современных условиях целесообразно использовать методический подход на основе расчета величины расходных ставок по укрупненным видам работ. Сущность его заключается в группировке зависящих расходов по видам деятельности по отдельным укрупненным видам работ по признаку связи их с калькуляционными измерителями, расчетом единичных расходных ставок по УВР и определении удельного веса условно-постоянных расходов по УВР [14]. Областью использования такого методического подхода к расчету единичных расходных ставок могут быть анализ по видам деятельности и УВР, изменение себестоимости в грузовом и пассажирском движении в связи с изменением объёма перевозок; оценка влияния изменения качественных показателей использования подвижного состава по отдельным УВР на себестоимость перевозок; проведение реконструктивных и рационализаторских мероприятий, влияющих на снижение расходов железных дорог; распределение грузооборота между различными видами транспорта, выбор оптимального направления перевозок и др.

Для использования данного методического подхода необходимо:

1) провести группировку статей расходов, связанных с определенным измерителем и изменяющихся при одинаковых условиях перевозок пропорционально этому измерителю;

2) по каждому УВР, вошедшему в рассматриваемый вид деятельности, определить перечень калькуляционных измерителей, влияющих на изменение зависящих расходов УВР при изменении качественных показателей использования подвижного состава;

3) определить удельный вес зависящих расходов каждого УВР в общей величине расходов, связанных с определенным измерителем;

4) по рассматриваемому виду деятельности рассчитать величины расходных ставок по каждому калькуляционному измерителю, расходы по которому связаны с соответствующим УВР;

5)  рассчитать величины калькуляционных измерителей на 1000 эксплуатационных т-км нетто с учетом того, что по каждому УВР группируются расходы, относимые на определенные измерители;

6) умножением расходных ставок по УВР ( ) на соответствующие калькуляционные измерители (И) определить зависящие расходы каждого УВР по калькуляционным измерителям, вошедшим в этот УВР ( ):

 .

Так, определение зависящих расходов по УВР «Грузовые перевозки» по калькуляционным измерителям имеет следующее формализованное представление:

1) условно-постоянные расходы по УВР ( ) определяют на 1000 т-км или в %% от .

2) просуммировав зависящие расходы УВР и приходящиеся на данные УВР условно-постоянные расходы, определить общую сумму расходов по данному УВР ( ):

.

В целом расходы по конкретному виду деятельности определяются суммой произведений зависящих и условно- постоянных расходов по данному виду деятельности на удельные веса этих расходов в общей величине расходов по данному виду деятельности:

,

где  ,

,

,  – зависящие и условно-постоянные расходы по УВР «Грузовые перевозки»;

,  – удельный вес зависящих и условно-постоянных расходов по УВР «Грузовые перевозки» (табл.11.4).

Себестоимость 10 тарифных т-км получают умножением себестоимости 10 эксплуатационных т-км на коэффициент разрыва, учитывающий соотношение т-км эксплуатационных и т-км тарифных.

Данный методический подход позволяет более точно обосновать величину зависящих и условно-постоянных расходов в конкретных условиях перевозок, расширить анализ затрат, использовать полученные результаты при бюджетировании и нормировании расходов по видам деятельности, при разработке мотивационного фонда и других управленческих решениях и технико-экономических расчетах [14]. В новых условиях учета затрат по видам деятельности и по укрупненным видам работ важное значение приобретает определение удельного веса и структуры затрат по видам деятельности и УВР, в том числе переменных и условно-постоянных и обоснование выбора измерителей для группировки зависящих расходов по видам деятельности и УВР и расчета по ним расходных ставок, определения уровня условно-постоянных затрат по статьям расходов, входящих в каждый УВР по конкретному виду деятельности.


Таблица10.4

Структура расходов УВР по виду деятельности «Грузовые перевозки»(условная сеть, электротяга, перспективный вариант анализа).

УВР

Всего расходов

Зависящие
расходы

Условно-постоянные расходы

Удельный вес
 зависящих расходов
к общей
величине расходов,

%

Удельный вес
условно-постоянных расходов
к общей
величине
расходов,

%

Отношение условно-постоянных расходов к зависящим расходам,

%










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...