Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.




3. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление.

4. В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

5. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали,они боятся быть отвергнутыми. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

6. Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

7. Склонность к рефлексии (самопознание).Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей.

8. Повышенная возбудимость, частая смена настроения.Физиологические изменения (половое созревание), чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным.

9. Развитие волевых качеств.В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием.

ТРУДНОСТИ ВОЗРАСТА

1) капризность – не устраивают те нормы, ценности, которые в детстве были смыслом всего;

2) нигилизм – отрицание всего, т.к. прежние формы поведения, ценности учения разрушились, а новые еще не сформировались.

3) Неадекватность поведения – результат неумения найти себя в новых условиях.

У подростка формируется чувство взрослости (желание быть взрослым). Эта потребность выражается в претензии на внешнюю взрослость (одежда, поведение). Каждый подросток выражает свое понимание взрослости (у одних это может быть «крутость», курение, помыкание младшими, применение силы; у других – ответственность, мужество, честность). Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. И в то же время смутно чувствует, что к полной взрослости он еще не готов.

ОПАСНОСТИ ВОЗРАСТА:

· Уход из дома

· Попадание в секту

· Вступление в сомнительные организации

· Пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам

ВОПРОС 20. Дайте определение понятиям «конфликт» и «конфликтная ситуация». Назовите основные причины педагогических конфликтов. Опишите способы предупреждения и разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов, выражающееся в споре или дискуссии, но при этом характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Конфликтвзаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Причины педагогических конфликтов.

· Отсутствие индивидуального подхода (дождь для котенка и утенка не одно и то же)

· Отсутствие культуры общения и педагогического такта

· Отсутствие должной формы требований, поощрения и наказания (т.е. методов стимулирования)

· Недостаточная компетентность преподавателя (недостаток опыта, глубоких знаний, неразвитость профессиональных способностей и т.п.)

· Наличие между учащимся и преподавателем серьезных личных проблем

· «пропасть» между учебным материалом и «жизнью»

· Нахождение одного из участников педагогического процесса в сложной жизненной ситуации или стрессе (например, волнение перед экзаменом, учебная/педагогическая перегрузка)

· Другое

Возможные приемы предупреждения конфликта:

· Называть по имени, даже когда сердиты

· Не упрекать близкими

· После наказания вернуться к нормальным отношениям

· Не стоит часто жаловаться родителям на поведение учащихся (Учитель пишет в дневнике: «Ваш сын плохо вел себя на уроке». Отец пишет в ответ: «Ваш ученик вчера не вынес мусор из ведра» - замечательный анекдот из учительской газеты)

· Проявлять понимающее терпение (дать высказаться, снять напряжение, выслушать)

· Приглашение третьего авторитетного для ребенка лица.

· Обмен позициями: «влезть в шкуру ученика»

· Оценивать действия, а не ученика.

· Перевод, уточнение – я правильно понял(а), что ты хотел сказать…?

· «Оценка – это дуло пистолета, направленное в лоб ученика» (Амонашвили). Не торопитесь ставить двойку, не выяснив причины

· Спокойствие, только спокойствие! «Гнев – проявление бессилия» (Ж.Жак Руссо) 

· Видеть не проступок, а ребенка, попавшего в беду

· Если учитель не прав, ему следует решительно признать ошибку

· В беседе с провинившимся учеником необходимо четко знать ЧТО сказать, КАК, (40% информации несет интонация), КОГДА, при КОМ, ЗАЧЕМ?

· Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

· Для предупреждения конфликтов используются индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых можно выяснить их позиции и разъясняются свои.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Организуйте диалог.

- Поговорите о чувствах ребенка или помогите ему их обозначить: "Ты, наверное, расстроен тем, что…", «Вам было весело…», «Я вижу, ты так зол, что готов взорваться», «Это довольно болезненно…», «Да уж, это довольно неприятно, когда тебя резко критикуют, да еще перед другими людьми!» и т.д.Порой подобного сопереживания достаточно, чтобы ребенок почувствовал, что его поняли. Он может «выпустить пар» и прийти к самостоятельному решению проблемы.

-Поговорите о своих чувствах:«Я не люблю, когда меня перебивают», «Меня беспокоит…», «Мне очень приятно, что…», «Я чувствую такую досаду, когда люди не выполняют свои обещания!», «Я прихожу в бешенство от подобных поступков! Мне бы хотелось/ я ожидаю от тебя, что…» и т.п.

-Обозначьте проблему без конкретных обвинений:«У нас проблема. Ты хочешь, чтобы мы сейчас пошли покупать кроссовки. А я хочу закончить разбор белья для стирки, после чего мне нужно готовить ужин», «Я очень волнуюсь и беспокоюсь, когда мой ребенок опаздывает на ужин, а затем не отвечает на телефонные звонки. Ведь поздно вечером на улице может быть опасно! Подумай, как можно решить эту проблему»или в виде вопроса:«Как найти способ прийти на день рождения подруги и справиться с ситуацией, когда некоторые девочки будут обзываться?»

- Если вы задаёте вопрос, подождите, пока ребенок не ответит на него.

- Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов ребенка.

- Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твоё мнение".

- Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов "Как я тебя поняла…", "По-твоему мнению…", "Ты считаешь…".

- Попытайтесь вместе с ним определить, что следует делать. Лучше, если это будут "пошаговые" действия (во-первых, во-вторых и т.д.). Отметьте срок выполнения этих действий и того, кто будет нести за это ответственность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...