Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Волевые действия могут быть простыми и сложными.




К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться (купить в магазине продукты, умыться утром). Простые волевые действия совершаются без борьбы мотивов, они не характеризуют воли человека.

Сложные волевые действия сопровождаются борьбой мотивов.В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Воля человека характеризуется волевыми качествами: целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка.

Особую роль в формировании волевых процессов у детей выполняет игровая и учебная деятельность. Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.

Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников. Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности.

 

 

ВОПРОС 10. Дайте определение понятию «темперамент». Охарактеризуйте 4 типа высшей нервной деятельности по И.П.Павлову. Охарактеризуйте классические типы темпераментов.

Темперамент– это индивидуально-психологические особенности человека, проявление типа нервной системы в интенсивности, темпе и ритме психических процессов и состояний.

Темперамент проявляется в мышлении, речи, манере общения. Он не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. Не следует путать темперамент с характером. Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а характер - приобретенное.

Современная типология темпераментов восходит к "отцу" медицины Гиппократу.Он считал, что особенности психики и поведения человека определяются тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: кровь, желтая или черная желчь и лимфа. Смешение, сочетание этих жидкостей он называл словом «кразис». Гораздо позже римский врач Клавдий Гален (131-201) перевел это греческое слово на латынь как «темперамент». А названия телесных жидкостей послужили для обозначения типов темперамента.

Новым шагом в исследовании биологических основ темперамента стало учение И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль, что темперамент определяется не жидкостями или тканями тела, а особенностями работы нервной системы.

Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) "безудержный"(сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);

2) "живой"(сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с, соответствует темпераменту сангвиника);

3) "спокойный"(сильный, уравновешенный, инертный тип н/с, соответствует темпераменту флегматика);

4) слабый(слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с, обусловливает темперамент меланхолика).

Павлов особо подчеркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством, да и вообще о темпераменте невозможно судить по принципу «хорошо-плохо». Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, слабая – с другими. Так, слабая нервная система дарует высокую чувствительность, в частности, способность воспринимать неощутимые для других раздражители (звуковые, зрительные и др.). Сильная же нервная система более устойчива к интенсивным и продолжительным стимулам. Люди подобного типа, например, могут долго и плодотворно работать при шуме и прочих посторонних помехах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...