Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 6. Дайте определения понятию «память». Назовите процессы памяти. Перечислите виды памяти. Охарактеризуйте значение памяти в жизни человека.




Память– отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Процессы памяти

Запоминание– процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение– процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

Забывание –процесс, с помощью которого человек избавляется от конкретных деталей и включает возможность обобщения.С временным забыванием связаноявление реминисценции. Это отсроченное воспроизведение материала,которое оказывается более полным, ярким и точным, чем воспроизведение сразу после получения информации. Бывает, вы заучиваете стихотворение, номер телефона или произведение, но повторить без ошибки никак не можете. И вдруг через несколько дней текст сам сплывает в памяти.

Виды памяти.

Виды памяти можно условно разделить на 3 группы.

Группа 1 – что человек запоминает. Информацию разных типов хранят разные виды памяти. Древнейшая из них – моторная (двигательная) – позволяет запоминать различные движения и действия. Без этого вида памяти человеку бы каждый раз заново приходилось учиться ходить, есть, выполнять разные действия.

Эмоциональная память бережет переживания, которыми сопровождаются события нашей жизни.Этот вид памяти наиболее прочный. Его стоит использовать при обучении: любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать его интересным для себя.

Образная памятьсвязана с работой органов чувств ивключает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую. Много лет спустя мы можем совершенно отчетливо припомнить вкус бабушкиного пирога, прикосновение дорогого человека, любимую с детства мелодию.

Усвоение сложных понятий, идей происходит с помощью словесно-логической памяти.Она фиксирует информацию, представленную в словесной форме.

Группа 2 – как человек запоминает. Как и внимание, память также может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольно запоминается то, что нам интересно, над чем мы активно и с увлечением работаем – запоминается как бы само собой. Однако в сознательной деятельности, особенно учебной, ведущее место занимает произвольная память.

Группа 3 – как долго сохраняется информация. Что же происходит с информацией, попавшей в наш внутренний мир?

Когда мы обращаем на что-то внимание, это информация попадает в кратковременную память(процесс в несколько секунд или минут), достаточный для воспроизведения только что произошедших событий.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Самый надежный сейф – долговременная память. Помещенные туда сведения могут быть сохраняются и могут быть воспроизведены даже спустя годы. Период перемещения информации из кратковременной памяти в долговременную занимает от 15 минут до часа. Наиболее простым и привычным способом является повторение, однако механическое зазубривание неэффективно.

ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ.

Благодаря памяти человек не ограничивается ощущениями и восприятиями, но включается в себя приобретенные опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах. Память позволяет нам это использовать для будущих действий и поведения. Особенно важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны запоминать большое количество разнообразной информации.

Запоминание в работе над произведением.

1. Не просматривать произведение просто так. Если первое прочтение неправильно, пьеса может быть загублена. Прежде, чем учить произведение, необходимо прояснить его характер, настроение, фразировку, аппликатуру. Не нужно жалеть времени на эту стадию работы, постоянно спрашивать себя: не пропустил ли я чего-нибудь?

2. Разумно планировать повторения. 8-часовые занятия не имеют смысла. Для активной работы достаточно3-4-х часов с небольшими перерывами.

3. Выразительная, эмоционально окрашенная игра – помощь памяти (80% всей информации, которой владеет человек, эмоционально окрашено).

4. Повторение плюс мышление! А не механически (например, 2 фразы начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному).

5. Делить текст на логичные смысловые единицы и работать над ними по отдельности – находить в них опорные интонации, кульминации, смены тональностей, фактуры, темпа.

6. Полезно мысленное проигрывание произведения.

7. Если внимание капризно, лучше поощрять его, чем ругать (придумать себе побудительный мотив: делая это быстро, я экономлю время для отдыха, соревнование с самим собой и т.д.).

8. Прерванная задача лучше запоминается: лучше отложить работу на завтра, чем бесконечно повторять в утомленном состоянии.

9. Удержание в памяти большого репертуара способствует ее развитию.

10. Использовать для запоминания больше каналов памяти: слуховой, двигательный, зрительный, образный, логический.

 

ВОПРОС 7. Дайте определение понятию «мышление». Назовите виды мышления. Перечислите мыслительные операции. Опишите особенности музыкального мышления.

Мышление –это обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений и установление связей и отношений между ними. В мышлении происходит поиск решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ:

анализ(расчленение сложного объекта на составляющие его части),

синтез(мысленное соединение отдельных частей объекта),

сравнение(установление сходства и различия между объектами),

абстрагирование(выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными),

обобщение(выделение общих признаков у класса объектов).Обобщение может быть верным, логичным – по главным признакам, и ошибочным – по второстепенным признакам (вся молодежь – хулиганы, все богатые – бессердечные) – псевдологика.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Группа. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (словесно-логическое или теоретическое).

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами. Это простейший из известных видов мышления. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы, человек может мысленно переставить эти предметы и оценить результат. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Абстрактно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Оно осуществляется по законам логики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...