Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризисы – переломные точки развития, отделяющие один возраст от другого. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка.




В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Одни говорят, что кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии ребенка закономерно. Ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному.Чтобы изменения заметить, нужно сравнивать ребенка не с ровесником, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающим, и у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.

Л.С. Выготский выделил следующие критические периоды детства: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет (подростковый), семнадцати лет (юношеский).

1. Кризис новорожденности –происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы.

2. Кризис одного года– возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Ребенок стремится передвигаться самостоятельно, проявляет попытки говорить.

3. Кризис трех лет– проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое осознание себя как личности, стремится противопоставить свою волю воле окружающих, настоять на собственной значимости.

4. Кризис шести-семи лет– происходит смена игровой деятельности на учебную, смена режима дня, необходимость выполнять домашние задания, повышение меры ответственности, появление собственной активности. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый– кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. «Уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис проявляется в капризности, нигилизме, неадекватности поведения.

6. Кризис юности16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

 

Вопрос 15. Назовите возрастные границы дошкольного возраста. Охарактеризуйте психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет.Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т.е. цвета, формы, величины, и сравнение предметов с этими эталонами.

2. Мышление приобретает форму наглядно-образного.

3. Умственное развитие: ребенок пытается упорядочить мир.Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей "маленьких философов" о происхождении луны, солнца, звезд. Для объяснения привлекаются знания, почерпнутые из телевизионных программ о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках, даже о пятнах на солнце.

Восприятие, внимание и память носят непроизвольный характер, но постепенно приобретают элементы произвольности.

5. Происходит активное развитие речи (растет словарный запас, развивается фонематический слух, грамматический строй речи). Эгоцентрическая речь – обращенная к самому себе. С ее помощью ребенок регулирует свои действия. К концу возрастного этапа она переходит во внутреннюю речь.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера. Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

7. В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

8. Именно в дошкольном возрасте у ребенка появляются этические переживания ("Что такое хорошо и что такое плохо"). Первоначально он может оценить только чужие поступки: других детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А во второй половине дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усвоил.

9. Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания. Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?». Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет – «Я маленький». Появляется самооценка. Ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством с становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях, от них можно слышать следующие высказывания: «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».

10. Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем. Вот как говорят дети: «Когда я был маленьким. Когда я вырасту большой».

11. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...