Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ (ВИДЫ) СПОСОБНОСТЕЙ




1.По направленности выделяют две группы способностей: общие и специальные. Первые проявляются во многих областях знаний, вторые – в какой-то одной.

Общие способности – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, любознательности, творческого воображения и др.Они позволяют достигать высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности (общее интеллектуальное развитие человека, обучаемость, внимательность, воображение, речь, работоспособность…).

Специальные –способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов (музыкальные, лингвистические…).

2. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. На первом из них человек обнаруживает высокую способность овладевать умением, осваивать знания. На втором – создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями человек переходит с одного уровня на другой. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания и только по мере приобретения опыта проявляли творчество.

Степени развития способностей.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называетсяодаренностью.

Высокая степень способностей личности к определенной деятельности, которая проявляется в оригинальности и новизне подхода, называетсяталантом.

Гениальность –наивысшая степень проявления творческих сил человека.Творчество гениальной личности имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности (Моцарт, Ломоносов, Менделеев, Пушкин…)

СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Музыкальная одаренность– это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

Классификации музыкальных способностей многочисленны и разнообразны.

Один из отечественных классических подходов -структура музыкальных способностей Б.М. Теплова

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Он определял музыкальность как особый комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью.

Теплов выделял в музыкальных способностях общие и специальные. К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности. К специальным:

1. Ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звукового движения)

2. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающих звуковысотное движение.

3. Музыкально-ритмическое чувство (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его).

На основе различных теорий и подходов к определению музыкальных способностей можно выделить следующие основные музыкальные способности:

· музыкальный слух

· чувство музыкального ритма

· музыкальная память

· музыкальное мышление

· музыкальное воображение

 

 

Вопрос 13. Дайте определение понятию «возрастная психология». Объясните понятия «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития», «психические новообразования». Охарактеризуйте факторы психического развития.

Возрастная психология –отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах (на протяжении всей жизни человека). Главное, что отличает ее от других областей психологии – это акцент на динамике развития. Так, в общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение; в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

Для понимания возрастного развития человека важны понятия социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и психических новообразований.

Социальная ситуация развития– та конкретная форма отношений, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период; это то, в какие области общественной жизни входит ребенок (семья ли то, или другие взрослые или сверстники). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданных человечеством, и к самому себе.

Ведущая деятельность– это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Одни виды деятельности и общения выходят на первый план, другие отодвигаются на второй.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для игровой и продуктивной деятельности.

Новообразования– качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

Факторами психического развития являются:

· Наследственность (темперамент и задатки способностей, наличие или отсутствие генетических отклонений, предрасположенностей)

· Среда (общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение: родители, члены семьи, воспитатели, педагоги, сверстники)

· Активность личности(отношение к происходящему, постановка целей, волевые усилия и т.п.)

Вопрос 14. Дайте определение понятию «возрастная психология». Опишите различные точки зрения психологов на понятие «кризис». Охарактеризуйте возрастные кризисы детства по Л.С.Выготскому.

Возрастная психология –отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах (на протяжении всей жизни человека). Главное, что отличает ее от других областей психологии – это акцент на динамике развития. Так, в общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение; в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

КРИЗИСЫ

На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются «стабильные» и «нестабильные» (кризисные) стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...