Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 16. Раскройте значение игры для развития ребенка. Опишите этапы развития детской игры.
Значение игры для развития ребенка 1. Развитие произвольности памяти и внимания.Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты. Развитие умственных способностей. 3. Развитие воображения.«Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодический свист, за которым следовали звуки на самых низких нотах: «Дин-дон-дон, дин-дон-дон», так как Бен изображал пароход. Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся, не торопясь, заворачивать, осторожно, с надлежащей важностью, потому что представлял собою «Большую Миссури», сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее. — Стоп, машина, сэр! Динь-дилинь, динь-дилинь-динь! — Стоп, правый борт! Дилинь-динь-динь! Стоп, левый борт! Вперед и направо!» (Твен М. Приключения Тома Сойера. Калининград, 1972. С. 15—16). 4. Развитие произвольного поведения и рефлексии (способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы): именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. 5. Развитие чувств (эмпатии – сопереживания), эмоциональной саморегуляции поведения. 6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность). Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями. Развитие речи, навыков общения. Этапы развития детской игры: I. В раннем возрасте - игра предметно-манипулятивная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину. Предмету придают различные несвойственные действия-функции: палочка используется как ложка, расческа, ручка, градусник. Арбузная корка - лодочка, утюг, качели для кукол. II. Около 3-х лет начинаетсяигра сюжетно-отобразительная. В игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Ребенок при этом играет один с разными игрушками. У игрушек появляются мамы и дети, доктора и больные. III. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми – складывается сюжетно-ролевая игра. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. Игровое общение шлифует характеры, создает деловую направленность личности, когда ради развития сюжета можно договориться и в чем-то уступить партнеру. IV.В старшем дошкольном возрастесюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Сюжетно-ролевая игра развивается в разных направлениях; сюжеты отражают все более далекие сферы действительности: путешествия, почту, скорую помощь, ателье, космодром, службу 911, концерт и т. п. Сюжеты становятся развернутыми. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.
ВОПРОС 17. Дайте определение понятию «психологическая готовность ребенка к школе». Назовите и охарактеризуйте виды психологической готовности ребенка к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, социальная и волевая готовность. Личностная. Выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе: наличие интереса к школе, положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью – учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Интеллектуальная. Предполагает необходимый уровень мыслительных процессов, умения анализа, синтеза, обобщения, интеллектуальную активность. Интеллектуальная готовность ребёнка – уровень развития психических качеств ребёнка, восприятия и памяти, внимания и мышления. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении (всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок). Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Важно также, как ребенок ориентирован в окружающем (знание своего адреса, названия города, страны, имен, отчеств и профессий родителей, ориентирование во временах года, месяцах, днях недели, дифферециация диких и домашних животных и т.д.) Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка как будто предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы узнать, как ребенок понял произведение, как он понял определенное явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему. Найденное ими собственное объяснение может закрепиться, запомниться и остаться надолго единственно верным. Осмысление же окружающего старшими дошкольниками должно быть по-настоящему правильным и если не совсем научным по форме, то истинным по существу. Это ни в какой степени не касается детской фантазии. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями - до этой «истины» они доберутся и сами. Но если городской ребенок считает, что домашние животные - это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванне, то, вдоволь посмеявшись, следует объяснить ребенку смысл понятия «домашние животные», отдифференцировать его от понятия «дикие животные» и, может быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Так же следует поступить и при выявлении других неверных представлений ребенка. Такая совместная деятельность учит детей думать, рассуждать, делать выводы, а не заучивать знания механически. Волевая. Выражается в способности управлять своим поведением, организованности, умении планировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Мотивационная и волевая готовность – понимание и принятие учеником учителя, норм и правил поведения в школьном учреждении. Произвольность в поведении 6-летнего ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения, помощи, умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе. первостепенное значение в формировании воли имеет формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их. ...Мама воспитанника подготовительной группы в школе рассказывает о своем сыне: «Трудились мы с Колей вместе, он посуду мне мыть помогал. Пришел соседский мальчик и стал звать Колю на улицу. Соблазн был велик. Коле очень хотелось пойти погулять. Он уже хотел положить полотенце, но вдруг остановился, посмотрел на меня и сказал другу: «Вот кончу помогать маме и тогда обязательно приду». Довольна я была таким поведением сына, ведь раньше он так не поступал. Социальная (коммуникативная). Благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками, развитию коммуникативных и организаторских способностей. Родители должны способствовать и формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |