Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 18. Назовите возрастные границы младшего школьного возраста. Опишите особенности характера младшего школьника. Охарактеризуйте психическое развитие младшего школьника.




МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 6-7 до 10-11 лет)

Начало школьного обучения знаменует собой полную смену образа жизни ребенка. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.В связи с этим происходитпереоценка ценностей: на первый план выходит учебная деятельность, а игра отходит все больше на второй план.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность,упрямство– своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Во-первых, всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Внимание. Сначала доминирует непроизвольное внимание. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут, однако учителю необходимо привлекать внимание к учебному материалу. К концу возрастного этапа в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость и распределение.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. «Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т.д.
Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Переключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

2. Память.Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии логическая память. В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учитель учит ребенка понимать то, что он должен запомнить.

3. Восприятие.Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – яркий, образный материал. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом.

4. Развитие чувств.Учитель разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и др., и ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление открывает для себя палитру новых челове­ческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными стано­вятся его чувства. Чувства: ответственности, сопереживания (сострадание, сорадость, сочувствие), расположения к людям, самолюбия. Способность к сопереживанию - это показатель внутреннего развития человека.

5. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

6.Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления.Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Т.е. мышление в данном возрасте в основном наглядно-образное. Происходит развитие логического (теоретического) мышления. Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы.


ВОПРОС 19. Назовите возрастные границы подросткового возраста. Охарактеризуйте психическое развитие подростка. Опишите трудности и опасности возраста.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 14-15 ЛЕТ)

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти: постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольнойпамяти. Речь становится богатой. Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...