Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 3. Дайте определение понятию «ощущение». Классифицируйте виды ощущений. Расскажите о значении ощущений в музыкальной деятельности.




ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 3 КУРСА

ВОПРОС 1. Дайте определение понятию «психология». Назовите основные этапы развития психологии. Опишите связь психологии с другими науками.

В дословном переводе с греческого языка психология — наука о душе (рsyche — душа, logos — понятие, учение). С лингвистической точки зрения "душа" и "психика" - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.  Таким образом,психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Психология в своем развитии прошла четыре основных этапа.

1.Как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представители: Платон, Аристотель.

2.Как наука о сознании. Возникла в 17 в. с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. (Рене Декарт, Джон Локк)

3.Как наука о поведении. Этот этап начался в 20 в. Задачей психологии было наблюдение на поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы поступков не учитывались. (Вильгельм Вундт, Джон Уотсон)

4.Как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Для современного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую область знаний. Выделяют такие отрасли психологии, как: общая психология, педагогическая, возрастная, медицинская, социальная, психология искусства и т.д.

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

История. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития .

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекция и психотерапия).

Педагогика. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

 

 

ВОПРОС 2. Дайте определение понятию «психология». Опишите основные методы исследования общей и музыкальной психологии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики.Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности развития психики и человеческого сознания. Музыкальная психология - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение -целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. В психологии используется также наблюдение человека за самим собой – метод самонаблюдения. Этот метод призван прежде всего побуждать человека к работе над собой, к развитию положительных качеств и борьбе со своими недостатками.

Опрос метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них.

Анкетирование– стандартный бланк с вопросами для письменного ответа. Такой метод позволяет охватить одновременно множество людей и задать в обезличенной форме самые острые вопросы.

Наиболее широко известная психологическая методика – тест.Первые тесты предназначались исключительно для определения уровня интеллекта. Затем были созданы тесты творческих способностей, тесты на внимание, выявление личностных качеств, а также различных душевных состояний.

Самые важные, глубинные проблемы люди, как правило, не осознают, скрывают не только от исследователя, но и от самого себя. Раскрыться подсознанию помогают проективные методики. Дело в том, что наше подсознание «говорит» не словами, а образами и символами. Существуют тесты, предлагающие испытуемому что-то нарисовать, исполнить, изобразить.

Эксперимент.Испытуемого ставят в специально созданную ситуацию, а за его реакциями и поведением наблюдают исследователи.

Экспериментальные методы подразделяются наестественный эксперимент, лабораторный и формирующий (обучающий). Естественный экспериментпроводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной организацией. Лабораторный эксперимент проводится в необычных, искусственных условиях для жизни, труда, обучения. Отсутствует естественность. Обычно применяется специальная аппаратура. При проведении формирующего (обучающего) эксперимента человека не только изучают, но на него оказывается определенное активное воздействие (особым образом обучают его или воспитывают какие-либо качества).

Пользуются в психологии также методом изучения продуктов деятельности человека(например, сочинений, рисунков, дневников, писем, воспоминаний).

В период 20-60-е годы 20 в. появляются специфические методы исследования музыкальной психологии, адекватные характеру музыкальной деятельности. Таковы, например, методикивосприятия и оценки незаконченной музыкальной мыс­ли, фальшивой гармонизации, методы диагностики отдельных компонентов музыкальности, тесты для выявления типа музыкальной памяти.Используются также наблюдения за процессом работы исполните­лей над музыкальными произведениями, за поведением в си­туации публичного выступления. При изучении деятельности композиторов применяется техника скрытой звукозаписи.

 

 

ВОПРОС 3. Дайте определение понятию «ощущение». Классифицируйте виды ощущений. Расскажите о значении ощущений в музыкальной деятельности.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являютсяощущения.Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения, которые возникают у человека, можно разделить на 3 группы:

1. Экстероцептивные– ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела. Эти ощущения отражают свойства предметов и явлений, находящихся вне нас (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и осязательные ощущения).Зрительные– это ощущение света и цвета. Слуховыеощущения подразделяются на 3 вида: речевые, музыкальные и шумы.Обонятельные ощущенияу современного человек играют небольшую роль, но люди слепо-глухие пользуются обонянием повсеместно. Вкусовые ощущения зависят от обонятельных: при сильном насморке любое блюдо кажется безвкусным. Вкусовые ощущения находятся в большой зависимости от чувства голода: в этом состоянии даже невкусная пища кажется вкуснее. 4 вида вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Кожные ощущения– тактильные (ощущение прикосновения) и температурные (ощущения тепла, холода).Осязательные ощущения возникают при ощупывании предметов.

2. Интероцептивные –ощущения от органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах(органические ощущения голода, жажды, боли).Органические ощущения появляются, когда в работе организма появляется сбой. Голод, жажда, тошнота, боль, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыхания – помогают нам распознать болезнь или помочь своему организму при неком нарушении.

3. Проприоцептивные(двигательные, кинестетические) – ощущения, связанные с движением или положением тела в пространстве.Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.Двигательные – ощущения движения и положения частей тела.Особое место занимают вибрационные ощущения, дающие сведения о колебаниях (вибрациях) предметов. Этот вид ощущений очень важен для слепых и глухих людей. Так они могут не только узнавать людей и предметы, но и обучаться музыке.

ЗНАЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сенсорные музыкальные способности – это фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощущениях и отражают чувственную природу человека. Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные, ритмические ощущения. Для вокалистов, духовиков и струнников большое значение имеют вибрационные ощущения, дающие звуку характерную полноту и окраску тембра.

Ведущей сенсорной музыкальной способностью является музыкальный слух. С точки зрения реакции на звуковысотность музыкальный слух подразделяется на относительный (ОС) и абсолютный (АС). ОС присущ подавляющему большинству людей, и для него характерно узнавание высоты тона после предварительной настройки. АС – качественно редкая разновидность музыкального слуха. Основной его отличительной чертой является определение высоты тона без предварительной настройки. Абсолютный слух может быть активным и пассивным. Человек, обладающий активным видом АС, может воспроизвести голосом или на инструменте любой заданный звук; обладающий пассивным АС – только назвать слышимый.

Особо ценное свойство музыкального слуха – внутренний слухспособность представлять музыку в сознании, реально не слыша и не исполняя ее. Это свойство необходимо для развития музыкальной памяти.

Ритмические ощущения, или чувство музыкального ритмавосприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Возможные причины неритмичной игры:

1. Отсутствие общей уравновешенности центральной нервной системы.

2. Отсутствие координации в руках и пальцах, наличие мышечных зажимов.

3. Отсутствие исполнительской дисциплины в игре, слабое чувство метро-ритма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...