Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 4. Дайте определение понятию «восприятие». Охарактеризуйте свойства восприятия. Расскажите об особенностях музыкального восприятия.




Если ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и является при непосредственном контакте с ними, то восприятие отражает все свойства предмета в целом, при этом отдельные ощущения упорядочиваются и объединяются. Т.е. восприятие – это психический процесс отражения всех свойств предметов и явлений в целом.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

1. В первую очередь восприятие характеризуется целостностью. Слушая музыкальное произведение, мы не разделяем его на отдельные элементы: мелодию, ритм и т.д., если не ставим специальную задачу для этого. Мы воспринимаем музыку целостно, обобщая отдельные средства выразительности.

2.На наше восприятие влияет предыдущий опыт, ожидания, образование, интересы, потребности и т.д. Это свойство называется апперцепцией. Человек всегда соотносит любое явление с тем, что он уже видел, слышал, чувствовал.

3. Избирательность – выделение одних объектов перед другими.Обычно лишь значимое для нас в данный момент схватывается ясно и четко. Например, голодный человек среди всех запахов прежде всего воспримет запахи пищи.

4. Константность относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия). Например, с какого бы расстояния мы ни смотрели на столб или карандаш, первый постоянно будет восприниматься как большой, а второй – как маленький.

Музыкальное восприятие Е.Назайкинский определяет как сложную деятельность, направленную на адекватное отражение музыки. Эта деятельность объединяет восприятие музыкального материала с музыкальным и жизненным опытом, включает процесс познания, эмоциональное отношение и оценку произведения.

Восприятие времени в музыке. Чем более заполнено время событиями, переживаниями, действиями, тем оно кажется короче. И наоборот. Так, объективно долгое Allegro сонатно-симфонического цикла за счет насыщенности и частого переключения музыкальных образов может казаться субъективно короче медленной части, более стабильной и однородной. Также есть и другая закономерность: вре­мя, заполненное положительными эмоциями, нам кажется короче, время, заполненное отрицательными эмоциями, длин­нее. Так, режущая слух какофония, музыка, не соответствую­щая нашему психическому состоянию, наконец, не нравящаяся нам интерпретация вызывает часто отрицательные эмоции — мы ждем с нетерпением окончания звучания, время тянется мучительно долго. Напротив, если музыка связана с приятными ассоциация­ми, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального пере­живания летит быстро и незаметно.

Восприятие музыки тесно связано с движением (напряжение мышц корпуса, связок, движения рукой, головой или ногой). Если прекратить все движения во время музыкального восприятия, то само восприятие тоже прекращается.

Нельзя не сказать и о роли эмоций в музыкальном восприятии.Музыка – одно из самых эмоциональных видов искусств. Каждое переживание, каждая эмоция становится уделом музыки. Слушатель в ходе музыкального восприятия неизбежно проживает звучащую музыку, не может воспринимать ее как некий посторонний для себя объект. Музыка может вызвать у слушателя реакцию отторжения, но полное равнодушие вряд ли возможно.

 

ВОПРОС 5. Дайте определение понятию «внимание». Назовите виды внимания. Охарактеризуйте свойства внимания. Определите роль внимания в процессе обучения.

Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или деятельности. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Еще Аристотель различал произвольное внимание, сознательно сосредоточенно на чем-либо, и непроизвольное – обращенное на стимул помимо нашей воли.Непроизвольное внимание легче останавливается на том, что связано с интересами и увлечениями, потребностями, целями человека, а также со всем, что выделяется на общем фоне (девушка в красном пальто в черно-серой толпе, суперсовременный или старинный автомобиль на улице, бабочка, порхающая в воздухе поздней осенью).

В отличие от непроизвольного внимания, произвольное включается только тогда, когда мы ставим перед собой цель сосредоточиться и прилагаем к этому определенные усилия. Примечательно, что, раз установившись, произвольное внимание переходит в непроизвольное (в начале работы мы приложили усилия для концентрации, затем увлеклись).Такое внимание называетсяпостпроизвольным.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

1. Распределение внимания- умение выполнять более 2х видов деятельности, удерживая на них свое внимание. Некоторые люди одарены исключительными способностями в этом плане. Юлий Цезарь в одно и то же время читал, делал записи и выслушивал донесения гонцов.

2. Переключаемость– способность произвольно перемещать его с одного объекта на другой. Легче всего внимание переключается на то, что значимо для нас, например, мы чутко улавливаем в общем разговоре свое имя или имена близких.

3. Устойчивость- длительное удержание внимания на предмете, деятельности. По способности к длительной сосредоточенности люди сильно различаются.

4. Сосредоточенность (или концентрация) внимания– это удержание внимания на одном объекте или деятельности, это свойство определяет, насколько интенсивно внимание обращено на объект. Показатель концентрации – сопротивляемость отвлекающим факторам (шум за окном, телефонные звонки, разговоры рядом и т.д.).

5. Объем внимания – количество объектов, которые удается схватывать одновременно, – практически не поддается изменению. Обычно школьниками воспринимается лишь 2-5 простых объектов (цифр, букв, фигур, слов и т.д.), взрослыми - 5-7.

РОЛЬ ВНИМАНИЯ В УЧЕБЕ

Внимание необходимо для восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения учебного материала, для воображения и творчества. Внимание при обучении помогает правильно ставить задачи, решать и проверять их. В учебном процессе распространено как произвольное, так и непроизвольное внимание. Но наибольшее значение, конечно, имеет произвольное, самоуправляемое внимание. К серьезным нарушениям учебного процесса приводят рассеянность, провалы и разбросанность внимания, связанные с отвлечением от работы. Весьма ценным качеством является сознательное, волевое переключение, т.е. управление собственным вниманием, умение сосредоточиться. Этому способствует интерес, поиск мотива, смысла учебной работы, а также способность анализировать; организация контроля и самоконтроля. Внимание также зависит и от силы впечатлений – новизны, неожиданности, яркости, ясности изложения материала, логической связанности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...