Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки




Конфликтное содержание выражено в остаточных инфантильных тенденциях (стремление быть замеченной и положительно оцененной). Ресурсное содержание представлено богатым символическим рядом и стремлением к самосовершенствованию и созидательному изменению окружающего мира.

Перспективные задачи

На данный момент у Надежды достаточно ресурсов для поддержания самоуважения и конструктивной самореализации. Возможно сделать акцент на построении реалистической программы социальной самореа­лизации.

Эпилог. Надежда рассталась с мужем и начала самостоятельную жизнь. Она счастлива, видит перспективу самореализации и новых кон­структивных взаимоотношений с мужчиной. Можно быть уверенными, что ее этап взаимоотношений с мужчиной-хищником завершен.

Случай в войсках

Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. Психо­логи и педагоги относятся к этому методу чаще всего положительно. Представители более отдаленных от психологии специальностей — с улыбкой на лице и иронией в голосе. Они воспринимают сказкотерапию как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открыва­ют поистине безграничные возможности метода.

Почему так происходит? Может быть, это связано с тем, что метод сказкотерапии мало известен людям, несмотря на то, что он является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались. Именно так передавались знания о духовном пути души и социальной реализации человека. Поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой.

После ознакомления с методом часто звучит вопрос: «Это метод для детей?» Да, и для детей тоже, однако диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» ме­тодом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Особенно непросто было использовать сказкотерапию в войсках. Военнослужащие должны быть реалистами и скептиками. Но когда в одной из воинских частей военного округа был предложен метод сказко­терапии для работы с военнослужащими и членами их семей, командо­вание долго не совещалось. Люди, которые отвечали за быт, досуг, эмоциональное состояние военнослужащих, были заинтересованы дан­ным предложением. Командир части, ознакомившись с литературой по сказкотерапии, сказал: «Что получится, конечно, неизвестно, но что вреда не принесет никому, так это точно».

Безусловно, в процессе внедрения сказкотерапии с военнослужащи­ми пришлось преодолеть немало негативных реакций, связанных с пси­хологическим сопротивлением. Сформировать перспективные задачи психологической работы помогала авторская сказка. Однако чтобы по­лучить ее, необходимо было «разогреть» будущих авторов.

Эффективным средством для этого явилась песочница. Итак, после несения караульной службы личный состав отдыхал в комнате досуга. Там и находилась песочница с комплектом игрушек. Телевизор был вы­ключен, а видеокассета спокойно лежала на столе. А в это время шесте­ро взрослых 20-летних мальчишек создавали песочную картину. Мир на песке менялся несколько раз. Кто-то из ребят раньше отошел от пе­сочницы и стал наблюдать за происходящим со стороны. Наигравшись, они сказали:

«Я как бы растворился в этом песке, хотелось именно создавать, а не ломать».

«Я снова был ребенком, и мне было спокойно».

«Очень хотелось построить дом, где меня ждут».

«Напряженность ушла, ушла тяжесть от оружия, которая досаждала в последние два часа несения караульной службы».

Итак, солдаты были готовы к сочинению собственных сказок. Приве­дем пример одной из них.

А., 20 лет

Дорога домой

Сегодня к песочнице я прикоснулся.

Не помню, когда так было со мной

А далее сказка, она просто чудо.

Чудо, в котором дорога домой.

Дорога в цветах, солнца луч, берег моря.

Дом, самовар и волшебник седой.

Он обещал мне исполнить желание.

Желание простое — хочу я домой.

Но нужно условие выполнить прежде

от нечисти море и лес оградить.

Для этого нужно с домом, богатырь, пока погодить.

Ну что ж, я исполню условие это.

Я лес защищу, и море, и степь.

Потом же пойду дорогою к дому.

Где мама, любовь и свет.

Психологический анализ сказки А.

Энергоинформационное поле

Сказка трогает своей откровенностью, трепетом. Ощущается грусть, ностальгия. При исполнении воинского долга хочется домой. Однако подобное эмоциональное поле может стать проблемным для психолога, поскольку чрезмерное проникновение в него может лишить психолога объективности. Как уже говорилось, сказки, оказывающее сильное эмо­циональное воздействие, свидетельствуют о способности автора к вли­янию на других, и понимание этого факта может быть использовано пси­хологом как дополнительный ресурс.

Основная тема

Дом и внутреннее устремление к нему. Противоречие между желае­мым и реально необходимым. Фактически, мы имеем ситуацию ценност­ного конфликта между Эго и домом. Конфликт — всегда показатель рос­та, но чтобы понять, принесет ли он пользу, нужно проанализировать пути его разрешения. В данном случае мы не знаем, как разрешится конфликт. Автор находится в неустойчивом психологическом состо­янии.

Сюжет

Сказка не имеет выраженного сюжета. Повествование основано на рефлексии. Эту сказку можно было бы назвать «срезом» внутренней реальности автора. Она отражает его актуальное состояние, мечты и отношение к реальности. Подобный сюжет говорит о склонности автора к рефлексии, самоанализу, но также свидетельствует о проявлении ин­фантильных тенденций.

Линия главного героя

Автор видит себя ребенком и взрослым (богатырем) одновременно. Стремится уйти из давящей атмосферы в безопасную. Идеализирует дом, воспринимает его как «землю обетованную». Для воинской служ­бы важно, что автор сознательно контролирует исполнение долга.

Символическое поле сказки

В сказке проявлены яркие образы, символизирующие ресурсные ипо­стаси автора.

Наиболее яркие образы сказки связаны с ощущением, переживани­ем Пути. Дорога — путь к цели. Образ дороги всегда символизирует личностное развитие. Жизнь подразумевает изменения. Принцип доро­ги — доверие, уважение к спонтанности и свободе, развитию самого себя. Появление символа дороги — ресурс автора, а также свидетель­ство его готовности к личностному развитию.

Цветы — красота, духовное совершенство, невинность, женствен­ность. Ожидание плода. Цветение. Появление образа цветов свидетель­ствует о стремление к любви.

Луч солнца — оплодотворяющая сила, святость, духовное просвет­ление и творческая энергия, созидательная сила.

Дом — «воспоминание». Если дом рассматривается как самость, он также символизирует скорее нашу женскую сторону, чем мужскую (мо­жет быть, в связи с недостатком внимания женщин).

Лес — у К.-Г. Юнга символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, лес является образом убежища. В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений.

Богатырь символизирует актуализацию архетипа спасителя, аде­кватного роли военнослужащего.

6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание сказки обосновано условиями жизни ав­тора и его долгом как военнослужащего. Ностальгия по дому — наибо­лее частый мотив, актуализированный среди солдат срочной службы. Ресурсное содержание представлено в основной идее сказки, а также в символическом поле. Автор имеет ощущение Пути.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...