Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки
Конфликтное содержание выражено в остаточных инфантильных тенденциях (стремление быть замеченной и положительно оцененной). Ресурсное содержание представлено богатым символическим рядом и стремлением к самосовершенствованию и созидательному изменению окружающего мира. Перспективные задачи На данный момент у Надежды достаточно ресурсов для поддержания самоуважения и конструктивной самореализации. Возможно сделать акцент на построении реалистической программы социальной самореализации. Эпилог. Надежда рассталась с мужем и начала самостоятельную жизнь. Она счастлива, видит перспективу самореализации и новых конструктивных взаимоотношений с мужчиной. Можно быть уверенными, что ее этап взаимоотношений с мужчиной-хищником завершен. Случай в войсках Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. Психологи и педагоги относятся к этому методу чаще всего положительно. Представители более отдаленных от психологии специальностей — с улыбкой на лице и иронией в голосе. Они воспринимают сказкотерапию как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода. Почему так происходит? Может быть, это связано с тем, что метод сказкотерапии мало известен людям, несмотря на то, что он является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались. Именно так передавались знания о духовном пути души и социальной реализации человека. Поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. После ознакомления с методом часто звучит вопрос: «Это метод для детей?» Да, и для детей тоже, однако диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Особенно непросто было использовать сказкотерапию в войсках. Военнослужащие должны быть реалистами и скептиками. Но когда в одной из воинских частей военного округа был предложен метод сказкотерапии для работы с военнослужащими и членами их семей, командование долго не совещалось. Люди, которые отвечали за быт, досуг, эмоциональное состояние военнослужащих, были заинтересованы данным предложением. Командир части, ознакомившись с литературой по сказкотерапии, сказал: «Что получится, конечно, неизвестно, но что вреда не принесет никому, так это точно». Безусловно, в процессе внедрения сказкотерапии с военнослужащими пришлось преодолеть немало негативных реакций, связанных с психологическим сопротивлением. Сформировать перспективные задачи психологической работы помогала авторская сказка. Однако чтобы получить ее, необходимо было «разогреть» будущих авторов. Эффективным средством для этого явилась песочница. Итак, после несения караульной службы личный состав отдыхал в комнате досуга. Там и находилась песочница с комплектом игрушек. Телевизор был выключен, а видеокассета спокойно лежала на столе. А в это время шестеро взрослых 20-летних мальчишек создавали песочную картину. Мир на песке менялся несколько раз. Кто-то из ребят раньше отошел от песочницы и стал наблюдать за происходящим со стороны. Наигравшись, они сказали: «Я как бы растворился в этом песке, хотелось именно создавать, а не ломать». «Я снова был ребенком, и мне было спокойно». «Очень хотелось построить дом, где меня ждут». «Напряженность ушла, ушла тяжесть от оружия, которая досаждала в последние два часа несения караульной службы». Итак, солдаты были готовы к сочинению собственных сказок. Приведем пример одной из них. А., 20 лет Дорога домой Сегодня к песочнице я прикоснулся. Не помню, когда так было со мной А далее сказка, она просто чудо. Чудо, в котором дорога домой. Дорога в цветах, солнца луч, берег моря. Дом, самовар и волшебник седой. Он обещал мне исполнить желание. Желание простое — хочу я домой. Но нужно условие выполнить прежде от нечисти море и лес оградить. Для этого нужно с домом, богатырь, пока погодить. Ну что ж, я исполню условие это. Я лес защищу, и море, и степь. Потом же пойду дорогою к дому. Где мама, любовь и свет. Психологический анализ сказки А. Энергоинформационное поле Сказка трогает своей откровенностью, трепетом. Ощущается грусть, ностальгия. При исполнении воинского долга хочется домой. Однако подобное эмоциональное поле может стать проблемным для психолога, поскольку чрезмерное проникновение в него может лишить психолога объективности. Как уже говорилось, сказки, оказывающее сильное эмоциональное воздействие, свидетельствуют о способности автора к влиянию на других, и понимание этого факта может быть использовано психологом как дополнительный ресурс. Основная тема Дом и внутреннее устремление к нему. Противоречие между желаемым и реально необходимым. Фактически, мы имеем ситуацию ценностного конфликта между Эго и домом. Конфликт — всегда показатель роста, но чтобы понять, принесет ли он пользу, нужно проанализировать пути его разрешения. В данном случае мы не знаем, как разрешится конфликт. Автор находится в неустойчивом психологическом состоянии. Сюжет Сказка не имеет выраженного сюжета. Повествование основано на рефлексии. Эту сказку можно было бы назвать «срезом» внутренней реальности автора. Она отражает его актуальное состояние, мечты и отношение к реальности. Подобный сюжет говорит о склонности автора к рефлексии, самоанализу, но также свидетельствует о проявлении инфантильных тенденций. Линия главного героя Автор видит себя ребенком и взрослым (богатырем) одновременно. Стремится уйти из давящей атмосферы в безопасную. Идеализирует дом, воспринимает его как «землю обетованную». Для воинской службы важно, что автор сознательно контролирует исполнение долга. Символическое поле сказки В сказке проявлены яркие образы, символизирующие ресурсные ипостаси автора. Наиболее яркие образы сказки связаны с ощущением, переживанием Пути. Дорога — путь к цели. Образ дороги всегда символизирует личностное развитие. Жизнь подразумевает изменения. Принцип дороги — доверие, уважение к спонтанности и свободе, развитию самого себя. Появление символа дороги — ресурс автора, а также свидетельство его готовности к личностному развитию. Цветы — красота, духовное совершенство, невинность, женственность. Ожидание плода. Цветение. Появление образа цветов свидетельствует о стремление к любви. Луч солнца — оплодотворяющая сила, святость, духовное просветление и творческая энергия, созидательная сила. Дом — «воспоминание». Если дом рассматривается как самость, он также символизирует скорее нашу женскую сторону, чем мужскую (может быть, в связи с недостатком внимания женщин). Лес — у К.-Г. Юнга символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, лес является образом убежища. В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений. Богатырь символизирует актуализацию архетипа спасителя, адекватного роли военнослужащего. 6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание сказки обосновано условиями жизни автора и его долгом как военнослужащего. Ностальгия по дому — наиболее частый мотив, актуализированный среди солдат срочной службы. Ресурсное содержание представлено в основной идее сказки, а также в символическом поле. Автор имеет ощущение Пути. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |