Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пример психологического анализа сказки
В качестве примера приведем психологический анализ сказки Марии. Мария, 14 лет В одном небольшом городе жила маленькая девочка. Ей было всего пять лет, а звали ее Катей. Но в свои пять лет Катя была очень умной и понятливой. Она очень любила своих родителей, но когда девочке исполнилось шесть лет, они умерли, и Катя переехала к тете и дяде. Родственники надеялись, что Катя не поймет, что случилось, но ведь она была очень понятливой. Еще в пять лет у Кати было очень много страхов: она боялась темноты, буку, живущего под кроватью, замкнутых пространств, но она всегда могла побежать к родителям и чувствовать себя защищенной. Теперь же Катя осталась со своими страхами наедине. Шло время, Катя взрослела. И вот ей уже не шесть, а двенадцать лет. Но с каждым годом количество страхов у нее росло: непобежденные страхи порождали все новые и новые. Катя стала очень запуганной, нелюдимой, всегда хмурой. И вот наступил Новый год. Катя очень не любила этот праздник, ведь именно под Новый год умерли ее родители. Она запиралась в своей комнате, забивалась в угол и плакала. Но вот часы пробили полночь. Все вокруг Кати закружилось, засияло... Она оказалась уже не в своей комнате, а в каком-то необычайно красивом месте. Ей стало вдруг легко и свободно. Наконец-то она перестала бояться. И тут она увидела своих родителей. Ее мама подошла к Кате и, обняв, сказала ей: «Ничего не бойся, ведь мы всегда будем с тобой. Забудь свои страхи и печали, мы всегда будем оберегать тебя». Наутро Катя проснулась в своей постели, и ей действительно было не страшно! Тут в комнату вошла тетя, принеся с собой белую кошку и черного кота, и сказала, что нашла их на пороге. Катя была уверена, что это ее родители, и она поняла, что не надо ничего бояться, ведь ее родители теперь всегда будут с ней. Психологический анализ сказки Марии 1. Энергоинформационное поле сказки.Ощущения от сказки амбивалентные. С одной стороны, героиня справляется со своими страхам и, с другой стороны, от истории Марии остается тревожное «послевкусие». Вероятно, это является показателем актуализации глубинных процессов «самоисцеления» автора. 2. Основная тема.Основная тема сказки — преодоление девочкой собственных страхов и переживание ею потери родителей. Проанализируем основную идею сказки на четырех уровнях.
Сюжет сказки Эта сказка является ярким примером самотерапии девушки. История описывает динамику проработки детских страхов темноты, пространства, потери родителей.
Линия главной героини Образ себя, отношение к себе. Автор описывает героиню как умную и понятливую, любящую родителей, однако внутренне переполненную деструктивными чувствами. Несомненно, у автора имеются ресурсы и основания для принятия себя. Образ цели. Героиня в конце сказки приходит к внутренней гармонии, переживанию защищенности и духовной связи с родителями. Вероятно, это и есть глубинное стремление автора. Мотивы поступков. Актуализированные потребности героини — потребности в безопасности и защите, принадлежности и любви. Основной мотив поступков — преодоление страха, стремление приобрести ощущение защищенности. Отношения с окружающим миром. Окружающий мир неосознанно воспринимается героиней как опасный. Она ощущает себя незащищенной. Разрушительных тенденций по отношению к окружающему миру героиня не проявляет. Основной объект разрушения — ее собственный внутренний мир. Символическое поле сказки Наиболее яркими образами в сказке Марии являются: 1. Числа, определяющие возраст героини: 5,6 и 12 лет; 2. Новый год; 3. Полночь; 4. Необычайно красивое место, где происходит встреча с умершими родителями; 5. Белая кошка, черный кот; 6. Порог. Рассмотрим образы и их символическое значение подробнее. Числа, определяющие возраст героини, связаны с судьбоносными событиями ее жизни. Мы встречаемся с героиней, когда ей пять лет. Обычно в этом возрасте у детей актуализируются тема жизни и смерти и сопутствующие ей страхи: страх темноты, потери родителей, замкнутых пространств, существ, живущих под кроватью, и пр. Неосознанно ребенок ищет способ преодоления собственных страхов, пробуя различные варианты: желает спать с включенным светом, не отпускает от себя родителей, проявляет интерес к сказкам-страшилкам и прочее. В шесть лет героиня теряет родителей и переезжает к родственникам. Шесть-семь лет для многих детей — точка перехода в социум, который в реальной жизни представлен школой. В школьной среде ребенок вынужден самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками, отстаивать собственные права, проявлять свои способности. Другими словами, выживать, реализуя себя. В этом возрасте, пребывая большую часть времени в школьной среде (особенно если ребенок остается на продленный день), он во многом лишается поддержки и защиты родителей и вынужден справляться со своими проблемами сам. В это время активизируется процесс формирования психологической защиты, способности противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. В течение последующих лет школьной жизни у ребенка либо формируются навыки защиты и он чувствует себя достаточно уверенно; либо процесс формирования навыков резистентности затрудняется и ребенок ощущает себя уязвимым. Неосознанная уязвимость порождает переживания страха, тревоги, потери, формирует стремление к самоизоляции в качестве защиты. Двенадцать лет— вторая важная точка «перехода во взрослость». 12 лет — цикл планеты Юпитер. Астрологи связывают действие этой планеты с социальными аспектами жизни человека. Двенадцать лет — символический порог, разделяющий детство и взрослость. В детстве можно «позволить себе» испытывать страхи, отгораживаться от мира, в надежде на помощь взрослого. Начиная с 12 лет человек уже не может позволить себе такой роскоши, как взращивание и переживание внутренних страхов. В сказке Марии несколько символических указаний на актуализацию мифологемы точки перехода из одного состояние в другое, это: — 12 лет, — Новый год, — полночь, — порог. Подобный символизм — проявление ресурса, неосознанное стремление перейти в новое качество, победить собственные страхи и боль потери. В полночь, в Новый год героиня оказывается в необычайно красивом месте. Данный образ символизирует переживание архетипа Рая, Эдемского сада, места, где обитают боги или души праведников. Именно в этом месте героиню отпускают страхи, в один момент, без целенаправленной психологической работы (!). Актуализация архетипа Эдема в сказке Марии может отражать процесс сублимации, протекающий в ее внутреннем мире. С другой стороны, это может свидетельствовать о проявлении инфантильной тенденции — стремления освободиться от внутреннего напряжения при помощи высших сил. Переместить духовное переживание Рая в реальность героине помогают кот и кошка, найденные на пороге. Кот, кошка являются мистическими животными, символизирующими свободу, независимость, интуицию. Белая кошка является символом чистоты и веры, посредником между человеком и светлыми силами. Черный кот символизирует оберег от темных сил. Согласно древним Представлениям, черный кот сам по себе является союзником дьявола, но в силу собственного свободолюбия может самостоятельно выбирать себе хозяина. Человек, не испугавшийся черного кота, нашедший с ним контакт, получает надежную защиту от разрушительных сил. Так героиня, находясь в символической «точке перехода», получает надежные обереги, уравновешивающие ее созидательную и теневую природу. В общем смысле, символизм сказки Марии свидетельствует о неосознанном стремлении автора к переходу в качественно другое состояние, более зрелое и свободное от внутренних противоречий, а это является существенным ресурсом для психологической работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 950. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |