Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки




Конфликтное содержание сказки выражено в двух комплексах пе­реживаний:

— переживание потери родителей, ч

— переживание страхов и противоречивых чувств одиночества и уязвимости.

Ресурсное содержание сказки проявляется в нескольких аспектах:

— интеллектуальных и духовных способностях героини, а следова­тельно, и автора сказки,

— неосознанном стремлении сопротивляться внутренним разруши­тельным тенденциям (страхам, тревогам), изменить свою жизнь,

— ощущении «точки перехода» из одного качества в другое,

— актуализации внутренних защитных ресурсов (в сказке — прояв­ленных через образы белой кошки и чёрного кота),

— проживании в благоприятной среде (тетя и дядя героини хорошо к ней относятся и стараются создать «все условия»),

— сублимации образов отца и матери как духовных защитников, хра­нителей.

Перспективные задачи психологической работы с автором сказки

Собственно, в сказке Марии содержится уже технология психологи­ческой работы с ней. На символическом уровне она выглядит следую­щим образом.

1. Так как в сказке исцеление героини начинается с того, что она по­падает в необычайно красивое место, где освобождается от страхов, пер­вой задачей психологической работы может стать создание для Марии ситуации эмоционального комфорта, в которой она могла бы накопить ресурс позитивных переживаний. Для решения этой задачи эффективным будет использование медитативных сказок всех трех видов3. Также возможно использовать элементы песочной терапии для моделирования состояния эмоционального комфорта и защищенно­сти (использование «моделирующих инструкций)4.

 

3Тексты медитативных сказок можно найти в книгах «Практикум по сказкотерапии» и «Тренинг по сказкотерапии» под редакцией Т. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: «Речь», 2001.

4 Подробнее об этом можно прочитать в книге Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнее­вой «Практикум по песочной терапии». СПб.: «Речь». 2002.

 

2. Так как героиню «отпускают» страхи и печали, второй задачей психологической работы может стать обеспечение условий для отреагирования страхов. Для решения этой задачи можно использовать песочницу и теневой театр5.

3. Так как героиня получает возможность общаться с родителями, явившимися ей в образах белой кошки и черного кота, и понимает, что родители всегда духовно будут с ней, третьей задачей психологиче­ской работы может быть проработка темы потери: принятие по­тери, отпускание, духовная сублимация. Для решения этой задачи мож­но использовать психотерапевтические сказки А. Гнездилова6. А также необходимо содействовать процессу сочинения сказок самой Марией.

Итак, сказки о взаимоотношениях с родителями, отношениях в се­мье, как и сказки другой тематики, связаны с различными процессами и противоречиями внутри человека. Понимание содержания и соотноше­ния конфликтного и ресурсного аспектов авторской истории дает нам возможность более точно сформировать задачи психологической рабо­ты и подобрать адекватные для нее средства.

 

5 Подробнее об этом можно прочитать в книге Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по креативной терапии». СПб.: «Речь», 2001.

6 Психотерапевтические сказки можно найти в книге А. Гнездилова «Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина». СПб.: «Речь», 2002.

 

Психологическая интерпретация сказок о личностном росте

Тема личностного роста, преодоления собственных недостатков, по­роков является ключевой во многих сказках. В этой главе мы собрали истории, в которых данный мотив прослеживается особенно четко.

Идея личностного роста имеет немало модификаций, мы рассмотрим четыре из них, наиболее распространенные.

1. Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и побе­дителя: спасая или освобождая других, герой вступает в схватку с вра­гом и побеждает.

2. Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную: сначала герой проявляет себя с теневой стороны, но в результате собственных усилий или помощи других изменяется в луч­шую сторону.

3. Сюжет, основанный на рефлексии: герой пытается разобраться с тем, что с ним происходит, что он хочет, к чему стремится.

4. Сюжет, основанный на самостоятельном преодолении собствен­ных теневых качеств: герой осознает необходимость изменений и с по­мощью силы воли побеждает собственную теневую природу. Фактиче­ски данный сюжет является основой психокоррекционных и психотера­певтических сказок.

Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя

В основе данного сюжета — открытое столкновение добра и зла, во время которого появляется герой и либо самостоятельно побеждает зло, либо предлагает способ, как это можно сделать. Драматизация такого сюжета характерна для мальчиков, юношей, молодых мужчин, обычно от 11 лет (реже — от 9 лет). Появление данного сюжета в сказке под­ростка укажет на процесс активного формирования мужественности, лидерских качеств, основой которых являются архетипы спасителя и по­бедителя.

Герой обязательно должен проявить заботу о соотечественниках и предложить способ их спасения от зла. Если автор неосознанно ориен­тируется на приоритет силы, герой его сказки будет самостоятельно сражаться с врагом. Если автор «во главу угла» ставит ум, хитрость, он постарается победить зло чужими руками, хитростью или совместными действиями.

Данный сюжет всегда содержит явный конфликт. Собственно, без противостояния нет развития. Во внутреннем плане автор неосознанно разрешает имеющиеся у него противоречия, во внешнем — придумыва­ет способы преодоления трудных ситуаций. Поэтому, встретив анало­гичный сюжет в авторской сказке, мы зададим себе несколько вопросов:

1. Какой внутренний конфликт актуален для автора данной сказки?

2. В чем он проявляется во внутреннем плане?

3. В какой ситуации реальной жизни автора проявляется его внут­ренний конфликт?

4. С кем он конфликтует, кого хочет победить?

5. Какие способы борьбы со злом склонен использовать автор?

6. Насколько эффективны эти способы борьбы? Поразмышляем об этом, разобрав пример.

Михаил, 11 лет

В далеком царстве жил добрый волшебник, имени которого никто не знал. Он жил на скале, в прекрасном замке. Замок был сделан из нефрита. В царстве все было хорошо, люди радовались жизни.

Но в один день все переменилось. В городе началась война со злым кол­дуном. Город набрал огромное войско, и во главе с волшебником это войско пошло на врага.

Война длилась очень долго. Все думали, что добро проиграет.

В последний год войны волшебник собрал последние войска и отвоевал территорию своего царства. Волшебник не пошел на остальную территорию врага, потому как злой колдун сдался.

Итак, какой внутренний конфликт актуален для автора данной сказ­ки? В сказке идет противоборство между добрым волшебником, хозяи­ном города, и злым колдуном, претендующим на его территорию. Следо­вательно, кто-то покушается на территорию самого автора. Такой тер­риторией могут быть:

— пространство его внутреннего мира (мальчик испытывает на себе деструктивное психологическое воздействие);

— его персонального пространства дома (например, приезжает по­жилой родственник и его подселяют в комнату ребенка);

— территория, на которой проявляются его лидерские качества (до­пустим, он занимал определенное положение в классе, но появился аль­тернативный лидер, активно претендующий на его место).

Естественно, мальчик начинает активно сопротивляться, искать вы­ход из создавшегося положения. В качестве способа борьбы он исполь­зует прямую ответную агрессию, идет на открытое столкновение. Веро­ятно, борьба в реальной жизни автора приобрела затяжной характер и у него есть ощущение подорванных сил.

Однако в финале сказки волшебник побеждает противника и обрета­ет контроль над собственной территорией. Данный финал является ука­занием на то, что автор бессознательно стремится разрешить внутрен­ний конфликт, но ему требуется помощь.

Перспективные задачи психологической работы с Михаилом:

1. Создание условий для отреагирования Михаилом внутреннего конфликта, с одной стороны, создание условий для восстановления со­зидательных сил Михаила, с другой. Казалось бы, это две разные зада­чи, но решаться они должны одновременно. Оптимальной средой для параллельного решения этих задач является песочница. Благодаря свой­ствам песка Михаил сможет восстановить силы; а используя миниатюр­ные фигурки, сможет разыграть в песочнице сцены битвы и пережить чувство победы.

2. Разбор с Михаилом конкретных ситуаций, в которых проявляется основной конфликт. Это возможно благодаря тому, что на первом этапе работы у психолога установится достаточно близкий контакт с мальчи­ком. В данном контексте полезно использовать технику «Шесть шляп»7.

3. Формирование «геройского набора» способов борьбы со злом. Важ­но разобрать с Михаилом различные способы преодоления героем труд­ностей и борьбы со злом, используя материал мифов и легенд о героях, народных и авторских сказок. Например, среди способов преодоления трудностей встречаются: прямая агрессия, хитрость, использование волшебных предметов, провокация, совместное решение трудностей и др. Необходимо обсудить с Михаилом каждый способ, разобрать, в ка­ких ситуациях реальной жизни он эффективен, а в каких — нет. Глав­ное — сформировать у Михаила понимание того, что у него есть целый арсенал способов решения проблем, и необходимо гибко использовать его в соответствии с актуальной ситуацией.

Приведем еще несколько примеров «мужских сказок», для которых интерпретация и формирование психологических задач строятся так же, как и в сказке Михаила.

Анатолий, 13 лет

Однажды давно, во времена рыцарей и королей, когда не объяснимое сейчас было объяснимо тогда, было волшебство и сказочные монеты. Вот именно в те времена жил-был рыцарь, обладавший магической силой ума, да и неплохой физической силой. Так бы и шло все хорошо в этой стране, под названием «Великий город», но однажды на них напал дракон, обла­давший огромной силой и размером. Из его рта вырывались две струи, два химических вещества, которые смешиваются и образуют пламя.

Этот дракон стал пожирать сначала животных — коров, другой скот. Лю­ди, конечно, встревожились, но делать было нечего, рыцари ходили сра­жаться с ним, но никто не возвращался, но это было только полбеды... другие драконы учуяли запах мяса и прилетели в эту же страну, и драконов стало уже три. И когда кончился скот, они начали пожирать людей, всех без раз­бору.

И вот этот рыцарь начал сражаться с ними и победил одного, посадив его в клетку. Потом второго он загнал в волшебную клетку, а третьего, самого большого, утопил в лаве.

 

7 Техника описана в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко «Практикум по креативной терапии». СПб.: Речь, 2002. С. 222-232.

 

Андрей, 15 лет

Храбрый король

Жил-был один храбрый человек. Он был Королем. Его отец выбрал в ка­честве наследника именно его, а не других сыновей. Все люди удивлялись, почему король выбрал именно этого сына. Ведь он был не очень умен и си­лен.

Король умер, а сын стал править королевством. Другие сыновья либо уехали в другие страны, либо умерли.

Однажды в это королевство прилетел дракон. В этом королевстве было много золота, а драконы любили золото. Дракон всех перебил, но королю и небольшому войску удалось спастись. Король не стал огорчаться и решил вернуть королевство. Они хитростью выманили этого дракона из замка и за­манили его в перевал. Там они устроили ловушку. Они насыпали сверху кам­ней, а внизу немного золота, и, когда дракон залетел в перевал, они сброси­ли камни и засыпали дракона.

Королю в дальнейшем стали помогать соседние страны развиваться. В страну стали приезжать люди, и страна стала развитой. Все помнили рас­сказ о драконе и теперь полностью признавали в человеке, правящим коро­левством, короля.

 

Алексей, 15 лет

Ум и сила

Действие происходит в Древней Греции, в маленьком селении рядом с Афинами.

На бедную деревеньку постоянно нападал Черный рыцарь и его банда. Они громили и грабили городок, убивали местных жителей. Они были кро­вожадными и очень любили золото.

Но однажды в деревню вошел человек-странник, он был небольшого ро­ста и не сильного телосложения.

Однажды в городе проходила выставка алмазов и золота. И Черный ры­царь ворвался в зал, взял богатства и скрылся. И тогда ювелир, устроивший эту выставку, обвинил правителя города в краже и потребовал деньги у го­рода. Но поскольку в городе не было денег, они не могли их отдать.

И тут появился странник и предложил свой план.

Они собрали все оставшиеся деньги в одном дворике, над ним натянули сетку, туда заманили Черного рыцаря и накинули на него эту сетку.

После чего его судил суд, и он был приговорен к каторге.

Маленький городок стал процветать и богатеть, так как ему больше ни­кто не мешал.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 849.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...