Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную




Данный сюжет отражает мифологему трансформации героя, которая происходит в результате положительного, обучающего действия сказоч­ной среды. Фабула представлена следующей последовательностью со­бытий:

1. Главный герой ведет себя деструктивно (в некоторых сказках он в глубине души желает измениться и даже может предпринять для этого некоторые шаги);

2. Окружающие героя существа испытывают дискомфорт в связи с действиями героя;

3. Окружающие героя существа по-доброму относятся к нему и со­здают условия для проявления созидательных сторон его души;

4. Герой понимает, что в созидательной ипостаси гораздо приятнее живется, и меняет свое поведение.

Собственно, данная мифологема представляет собой технологию психологической работы в контексте сказкотерапии. Сначала сказкотерапевт, не обращая внимания на деструктивные проявления клиента, стремится найти его созидательный ресурс. Потом он создает условия для проявления созидательной природы, используя для этого сказки, игры, упражнения, тем самым постепенно формируя у клиента мотива­цию исследования собственной созидательной природы и стремление ее проявлять.

Появление данного сюжета в авторской сказке указывает еще на одно обстоятельство: клиент неосознанно сигнализирует нам о том, на­сколько важно для его развития ощущение им безопасной комфортной среды. То есть в общении с ним нам необходимо будет проявлять чудеса терпения и принятия, какие бы «номера» он не исполнял. Неосознавае­мый клиентом сигнал психологу звучит так: «Я вас должен сначала про­верить, правда ли вы такой добрый, каким кажетесь. Я должен убедить­ся в том, что хорошие люди существуют. Докажите мне это, и я изме­нюсь, потому что в душе я — хороший».

Безусловно, не все авторы сказок с данным сюжетом будут испыты­вать терпение и великодушие сказкотерапевта! Более того, данная мифологема проявляется у гармоничных детей, подростков и взрослых. Но потребность в комфортной безопасной среде все равно должна быть учтена нами.

Приведем несколько примеров актуализации данного сюжета.

Павел, 11 лет

Однажды днем в школе я познакомился с одним мальчиком. Он был очень жалостливый и обиженный. Это было из-за того, что с ним никто не дружил, а он так хотел, чтобы с ним дружили. И у меня сжалось сердце. «По­мочь ему надо», — подумал я.

Я решил отправить его в страну счастья. Там с ним все дружили, он полу­чал в Школе «Счастье детей» пятерки по математике. И когда он вернулся домой весь счастливый, мама очень обрадовалась, а в школе с ним стали дружить.

В дальнейшей жизни он стал «счастливым человеком». И всегда ходил с гордо поднятой головой. И как я думаю, когда-нибудь это случится и со мной!

 

Настя, 12 лет

Бал в Новогоднюю ночь

В новогоднюю ночь Кикимаруся готовилась к балу. И вдруг к ней пришла Баба Яга и говорит: «Кикимаруся, свари мне зелье, чтоб я танцевать умела». А Кикимаруся ей говорит: «Так как близится Новогодняя ночь и я готовлюсь к балу, я помогу тебе, и будем танцевать вместе». Кикимаруся сварила зелье и Баба Яга начала танцевать. Через некоторое время все пошли на бал. И когда начали танцевать, зелье кончилось. Все засмеялись, а Баба Яга на всех обиделась и пошла домой. Но дома она задумала интрижку. Баба Яга наколдовала, чтобы под праздничным столом появилось 1000 мышек. По­том она пришла на бал и увидела, как все бегают по залу и кричат. И она рассмеялась. Но когда все присутствующие ее увидели, они попросили уб­рать этих мышей. Баба Яга подумала, что лучше будет все исправить. Всех мышей она превратила в цветы, а у гостей попросила прощения. И все ее простили, начали танцевать, и Баба Яга танцевала не хуже всех.

И тут часы пробили двенадцать раз. Все были счастливы, желали любви, терпенья, благополучия, здоровья и самого, самого наилучшего.

 

Георгий, 14 лет

Эта сказка будет про маленькую девочку, которая не послушалась роди­телей и пошла погулять на улицу. Девочку звали Саша Запупыркина. Родите­ли говорили: «Не выходи гулять на улицу, ты плохо знаешь город, друзей у тебя нету, как ты будешь гулять одна, ты заблудишься». И как бы родители ее не уговаривали, она пошла наперекор родителям.

И однажды она вышла на улицу и пошла гулять по городу. Она уходила все дальше и даже не задумывалась, как идти обратно.

Было около девяти часов вечера, а Саша все шла и шла. Но когда она задумалась, было очень поздно и темно. Саша расстроилась и расплакалась. Но очень хороший человек подошел к девочке и спросил, почему она плачет. Саша все рассказала этому доброму человеку. Тогда мужчина улыбнулся и попросил ее дать обещание, чтобы она никогда не обманывала родителей, и девочка дала ему обещание.

Мужчина дал девочке денег и посадил ее в автобус. После этого девочка никогда не обманывала родителей. Этот случай очень подействовал на де­вочку и исправил ее характер.

 

Алена, 15 лет

Жила-была девочка Алена. Ей было семь лет. И вот пришло ее время пой­ти в первый класс. Мама купила ей новое платье, рюкзак и книжки и отпра­вила в школу. Алена решила пойти в школу через лес. Шла, собирала ягодки и пела песенку. Ей навстречу шел ежик и попросил у нее ягодку. Алена пока­залась ему доброй маленькой девочкой, он не думал, что она пожалеет ему ягодку, но девочка очень резко и грубо ответила ему: «Поди по дорожке пря­мо да и сорви сколько хочешь ягод», — и пошла себе дальше. Ежика очень опечалил ее ответ, ему не было обидно, ему было жаль, что девочка не знает всех тех прекрасных чувств, которые существуют. У него появилось желание помочь девочке, научить ее.

Шла себе Алена дальше и увидела, что маленький птенчик упал из гнез­да. Он горько плакал и попросил ее, чтобы она отнесла его. к маме. На это девочка ответила: «Мне что, делать нечего, всяких тут по домам разносить» и пошла дальше. Тут встретила она хитрую ворону. Вороне очень понрави­лись поступки девочки. Она похвалила ее и сказала, что хочет дружить с ней и делать с ней вместе всякие дела. Девочке польстила похвала вороны, но остаться с вороной она не смогла, так как шла в школу. Ворона сказала девочке: «В школе учатся очень плохие дети, с ними дружить нельзя, давай я тебя всему научу и хорошие оценки поаавлю». Алена согласилась и пошла с вороной. Они пошли в правую сторону леса, где жили белочки, ворона и го­ворит девочке: «В дупле лежат запасы белочек, ты незаметно проберись туда и укради все запасы. Это будет твой первый урок, и ты получишь первую оценку». Алена ответила: «А вот мне мама рассказывала, что в школе совсем другие уроки, там учат писать, читать и считать». Ворона громко засмеялась и сказала: «Ты что, маму слушаешься, ты ведь уже большая девочка».

Девочка согласилась с вороной и украла все запасы. Когда белочки верну­лись и увидели, что все запасы украдены, они горько заплакали и говорили: «Как мы зиму проживем, что с нами будет?» В это время ворона и девочка сидели под деревом и смеялись.

Они еще сделали очень много подобных поступков.

И тут все звери решили собраться и перевоспитать Алену. Они решили так. Орел захватит в лапы ворону и закроет ее в клетке, а все звери проучат девочку.

И вот девочка осталась одна, без вороны. Она сама не знала, где нахо­дится, она заблудилась в лесу и не знала, что делать. Села на землю и начала плакать. Тут подошел еж, девочка его попросила: «Ежик, миленький, помоги мне выйти отсюда, я тебе сколько хочешь ягод нарву». Тут пришли все звери этого леса и начали беседу с девочкой.

Они объяснили ей, что, как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться, нужно уважать всех и помогать тем, кто в этом нуждается. Они очень долго объясняли девочке, что такое чувства и т. д. .

Девочка оказалась очень понимающей и умной. Она помогла зверям. Белочкам насобирала запасов, ежику насобирала ягод и грибов.

Девочка вернулась домой, рассказала все маме. На следующий день по­шла в школу, и все было хорошо.

Даша, 16 лет

Город детей

Очень давно в одной стране жили дети, покинутые своими родителями. Они жили одни уже очень давно и сильно скучали по своим родителям: Все, что требовалось для жизни, им привозили. У детей был свой город, и один раз в год они все же видели своих родителей.

Дети жили там как бы для перевоспитания. Если ребенок попадал в дом, то это означало, что он в чем-то провинился перед своими родителями. Ре­бенку, только что попавшему в этот дом, давалось наказание, — своих род­ных он мог увидеть только через полтора года. Это время давалось ему для осознания своих поступков.

Детей с каждым годом становилось все меньше и меньше, но некоторые, совсем непослушные дети, возвращались в дом и жили там.

Там жила девочка, которая очень сильно хотела к себе домой, но роди­тели отказывались забирать ее домой. Она хотела жить с мамой и папой в своем доме. Но ей все никак не удавалось попасть домой. Она пыталась сбе­гать уже несколько раз, но из города детей не убежишь. И она могла только утешать себя и ждать, когда ее заберут.

И вот настал тот единственный день в году, когда дети могли увидеть ро­дителей. В этот день забрали всех детей, и маленькую девочку тоже забрали.

Она была самым счастливым ребенком на свете. После этого она никогда не обижала своих родных.

Вот так одиночество помогает понять свои ошибки.

Собственно, все эти истории являются отражением процесса разви­тия, формирования «нравственного иммунитета», или самотерапии ав­тора. Они не нуждаются в комментариях и могут быть использованы в качестве психокоррекционных или психотерапевтических сказок в кон­тексте сказкотерапевтической работы с детьми и подростками. Для мно­гих маленьких клиентов дополнительный ресурс использования сказки заключается в том, что автором истории является их ровесник, а не взрослый.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...