Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции




Многие дети, являясь единственными в семье, мечтают иметь брата или сестру. С другой стороны, немало и тех, кто, имея брата или сестру, мечтают быть единственными в семье, чтобы вся любовь и забота роди­телей принадлежала лишь им.

Обращения к психологу из-за конфликта между детьми нередки. И в народных сказках распространен сюжет конфликта, предательства по отношению к одной из сестер или братьев.

Олег, 12 лет

Однажды утром один мальчик и его братья вышли в поле и вспомнили, что вчера они вязали снопы, на поле было двенадцать снопов. Сноп, кото­рый был в кругу, стоял прямо, а другие одиннадцать были наклонены к нему. Сноп, который был в кругу, был этого мальчика. Но братья увидели это и невзлюбили его и сказали, что он нагнул их снопы к своему снопу.

И как-то вечером братья пасли овец, отец и говорит мальчику: «Иди, от­неси братьям еду».

Мальчик взял еду и понес ее своим братьям. Братья его были разных мам, но от одного отца. Всего их было одиннадцать, если не считать мальчика.

Они увидели его, что он несет им еду, и схватили его за то, что отец дал ему красивую одежду, они поняли, что отец больше всех любит его. Они про­дали его и порвали его одежду и измазали ее в крови ягненка и сказали отцу, что его растерзал хищный зверь.

В этой сказке актуализирован конфликт между братьями. Сюжет этой истории распространен в народных сказках; он связан с темой пре­дательства и переживанием несправедливости. Тема несправедливости, конкурентных взаимоотношений с братьями актуализируется в авторс­ких сказках в двух основных типах ситуации:

1) наличие реального конфликта с братом (сестрой), конкурентные взаимоотношение между ними;

2) наличие реального конфликта со сверстниками.

Вероятно, для автора актуальны проблемы коммуникации со сверст­никами, он ощущает себя изгоем в группе или пока неудачно претенду­ет на роль лидера (в сказке к его снопу наклонены снопы остальных бра­тьев).

Такой сюжет может быть ассоциирован недавно прочитанной сказ­кой. Во многих народных сказках братья, увидев знаки, говорящие о том, что им придется служить младшему брату, делают попытку убить его. Обычно юноша выживает, достигает успеха и братья просят у него про­щения.

В сказке Олега достаточно указаний на ресурсы автора: добрый нрав, благоприятные взаимоотношения со взрослыми, лидерский потенциал. Трагический конец сказки, вероятно, связан с переживаниями автора. В контексте психологической работы важно сформировать у автора на­выки эффективного взаимодействия со сверстниками и разработать план приобретения авторитета в детской группе.

Маша, 15 лет

Жила-была маленькая девочка, и у нее была старшая сестра. Они не лю­били друг друга. Маленькую сестру любили больше, чем старшую. Старшая сестра все время била ее за это. Когда маленькой сестре подарили подарок лучше, чем старшей сестре, то старшая сестра отняла у нее подарок и остави­ла себе. Когда пришли родители, они увидели, как маленькая сестра плачет. Они спросили, что ты плачешь. Она рассказала им, и они пошли к старшей и начали разговаривать с ней. Поговорив со старшей сестрой, родители сказа­ли ей: «Пойди, отдай своей сестре подарок». Старшая сестра поняла, что надо любить свою сестру, и то, что родная сестра у нее одна. Она пошла, отдала ей подарок, и они помирились. Они жили весело и счастливо.

В психологии есть специальный термин — «комплекс старшей сест­ры». Он выражается в том, что старшая сестра должна:

— нести ответственность за младшую;

— отдавать всю лучшее младшей;

— жертвовать своими играми ради заботы о младшей;

— жертвовать вниманием родителей в пользу младшей;

— с пониманием относиться к неожиданному внедрению младшей в ее личную жизнь и пр.

Другими словами, старшая все время «должна». Поэтому «комплекс старшей сестры» всегда связан с жертвенностью. Неудивительно, что это обстоятельство влияет на психологический статус старшей сестры.

Если в сказке проявилась «проблема старшей (реже — младшей) се­стры», психологу придется очень тонко и виртуозно работать с ней. Дело в том, что психологической проработке придется подвергнуть парал­лельно две темы:

— самоуважения,

— формирования коммуникативных навыков сотрудничества с сест­рой (и другими).

Таким образом, в случае актуализированного сюжета «братьев-сес­тер» основной задачей психолога будет формирование взаимоотноше­ний сотрудничества.

Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей

К сожалению, детям приходится сталкиваться с теневой природой родителей: немотивированной агрессией, холодностью, эгоизмом, от­чужденностью. Понятно, что у каждого человека свои особенности и свои внутренние конфликты. Однако немотивированный выплеск роди­телем негативных эмоций, демонстрация ребенку отвержения или по­рочных ипостасей собственной природы проявляется в детской душе через ощущения незащищенности, боли, разочарования. Сюжет столк­новения с теневой природой родителей имеет немало модификаций. Назовем и проиллюстрируем наиболее распространенные из них.

1. Проявление эгоизма родителей по отношению к ребенку в си­туации развода. В этой модификации сюжета о проявлении теневой природы взрослых можно заметить, что родители увлечены только соб­ственными переживаниями, не подозревая о том, что лишают ребенка ощущения защищенности. При этом ребенок оказывается наедине с соб­ственными переживаниями и мечтает о вмешательстве высших сил, бла­годаря которому родители останутся вместе. Например, так происходит в сказке Анны.

Анна, 11 лет

Про Новый год

Давным-давно в замке жила маленькая принцесса и ее родители. Задень до Нового Года маленькая Кейти написала письмо Деду Морозу, что она хо­тела бы получить на Новый год.

И она пошла на улицу и стала делать снеговика. Она слепила, сделала ему глаза, нос из морковки и веселый рот. На голову ему она надела ведро.

А потом вся семья поехала за продуктами в город.

И вот наступила ночь, ровно 12 часов ночи, и снеговик ожил и увидел в руке письмо. Там было написано Деду Морозу от маленькой Кейти. И он по­спешил быстрей туда, куда надо было послать письмо. Но путь был нелег­кий. Когда уже оставалось недолго до дома Деда Мороза, снеговик не уви­дел крутой спуск. Он упал и сломался. Долго ли он так лежал, никто не знает, только лесные жители решили собрать его. И оставалось уже совсем мало времени до начала боя курантов, но снеговик успел и отдал письмо Деду Морозу.

А там было написано, что Кейти хотела, чтобы родители не расставались. Казалось, что это невыполнимо, но в Новый год все желания сбываются. И маленькая Кейти осталась с ними, и они жили очень долго и счастливо.

А снеговик к лету уже растаял, но он знал, что его опять слепят и он снова станет разносить письма для таких маленьких ребят.

Конец, а кто слушал — молодец.

Итак, сказка Анны связана с переживанием автором развода родите­лей. В подобных ситуациях дети искренне желают сохранить взаимоот­ношения между родителями, игнорируя даже самые объективные пока­зания к разводу. Поскольку сами они не имеют способов влияния на родителей (пожалуй, кроме болезни), дети мечтают о помощи высших сил, персонификацией которых является Дед Мороз.

Героиня сказки лепит снеговика, делая его символическим посред­ником между своим желанием и Дедом Морозом. Попав к психологу, автор будет неосознанно ассоциировать с таким посредником фигуру специалиста, который поможет реализоваться ее сокровенному жела­нию. Подобная ситуация довольно опасна, так как у девочки уже есть конкретный образ результативности психологической работы — роди­тели должны остаться вместе. Если для развода имеются объективные показания и желанию автора сказки не суждено реализоваться, это ста­вит психолога, да и всю семью, в довольно щекотливое положение. Ре­бенок получит опыт «разбитой мечты», а это может привести к озлобле­нию, замыканию в себе. И все это на фоне разворачивающихся противо­речий подросткового возраста (напомним, что автору 11 лет).

Если ребенок хочет, чтобы родители были вместе, это означает, прежде всего, что он не «воюет» в семейных баталиях на стороне одного из родителей. Он сохраняет любовь к обоим родителям. В связи с тем, что родители в предразводный период поглощены в основном собственными переживаниями, ребенок оказывается обделенным эмоциональ­ным теплом и любовью. Безусловно, находясь в состоянии внутреннего конфликта, ни отец, ни мать не способны дарить любовь ребенку. Более того, нередко он становится для них дополнительной проблемой.

Фактически ситуация развода родителей является для ребенка сим­волической инициацией во взрослую жизнь. В этой ситуации есть все атрибуты «взрослого»: одиночество, предоставленность самому себе, ощущение незащищенности, побуждение к самостоятельным действи­ям и ответственности за них. Так эгоизм и внутренние противоречия родителей инициируют ребенка во взрослую жизнь. Конечно, этот факт вызывает сострадание. Но, с другой стороны, ситуация императивной инициации во взрослую жизнь является позитивной. Хотя бы потому, что появляется повод задуматься о том, что родители — живые люди, наделенные созидательными и разрушительными качествами.

Поэтому главная задача психолога при работе с подобным сюже­том — помочь ребенку принять реальную ситуацию, принять родителей такими, какие они есть, и, возможно, даже оказать им поддержку. Логи­ка консультирования автора подобной сказки может быть следующей.

Кажется, это так легко — попросить Деда Мороза оставить роди­телей вместе. Но что будет дальше? Чтобы жить вместе, папе и маме нужно сильно измениться. Внутренние изменения людей не всегда под­властны даже самым добрым силам, даже таким, как Дед Мороз. Что же может помочь родителям измениться? Как ни странно — это Любовь. Когда люди ссорятся, острее всего они ощущают недостаток любви. Из-за этого в их сердцах поселяются боль и обида. Естественно, что в таком состоянии человеку сложно заботиться даже о собственном ре­бенке, дарить ему тепло и любовь. Конечно, встает вопрос: что же де­лать ребенку, когда его родители сами ощущают недостаток любви? В таких ситуациях ребенок взрослеет и благодаря этому у него появля­ется достаточно сил, чтобы оказать поддержку собственным родителям. Как оказать поддержку маме и папе? Иногда для этого достаточно про­сто сказать им о своей любви, обнять за плечи, заверить, что все будет хорошо, и выход из ситуации найдется. Оказывается, взрослым тоже нужна поддержка, чтобы в сердце вернулась любовь.

Безусловно, если психолог находит в детской сказке указание на про­явление эгоизма родителей в предразводной ситуации, их консультирование становится неотъемлемой частью терапевтического процесса. Основной задачей работы с родителями Анны станет формирование между ними цивилизованных взаимоотношений с акцентом на проявле­ние заботы о дочери. Совместно с психологом супруги должны прийти к компромиссному пониманию заботы и конструктивно распределить ро­дительские обязанности.

2. Переживание целенаправленной агрессии со стороны родите­лей. В данной модификации сюжета заметно влияние агрессивности одного из родителей на климат в семье и жизнь ребенка. Приведем один пример.

Маргарита, 12 лет

История жизни

Когда-то далеко в горах жила маленькая озорная и добрая девочка. У нее было двое братьев: один старше ее, а другой младше. И бабушка с дедушкой, которых она очень любила. И, безусловно, мама с папой. Она хо­рошо училась, очень любила своих родных, заботилась о младшем брате.

Отец ее был злой, а мама доброй. Одежду она носила очень простень­кую, ту, которую сшивала ее мама.

Когда возвращался отец, все боялись, что он придет и побьет их, потому что он пил и все время их бил. Но все равно, она оставалась такой же озор­ной и доброй.

Однажды отец наказал эту девочку и ее старшего брата и заставил их сто­ять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали смеяться и радоваться.

Сейчас она живет в другом городе, и ей уже сорок лет. У нее есть дочь, племянница и брат. А старший брат живет все там же.

Злой порочный отец и добрая, беззащитная, кроткая мать — неред­кий сюжет в сказках детей, относящихся к группе социального риска. В сказке Маргариты разворачивается ситуация тирании отца. Особен­но настораживающим для психолога будет способ разрешения конфлик­та, описанный в сказке: «Однажды отец наказал эту девочку и ее стар­шего брата и заставил их стоять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали сме­яться и радоваться». Похоже, девочка вытесняет реальные факты наси­лия, что совершенно естественно.

Ребенок, подвергающийся насилию в семье, оказывается в эмоцио­нально-ценностной ловушке: с одной стороны, он обижен и зол на роди­теля, с другой стороны, он чувствует любовь к нему, поэтому старается скрыть факт насилия.

В сказках детей, имеющих неблагоприятный опыт развития и воспи­тания, часто проявляется тема насилия со стороны родителей. Бывает, что сюжет дополняется темой мести и наказания виновника. Но чаще всего родитель, совершающий насилие, оказывается прощенным или уходит от ответственности. Это заметно и в сказке Маргариты.

Дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей, стремятся покинуть дом, быстрее стать взрослыми. Сказка Маргариты заканчива­ется тем, что героиня стала взрослой и живет в другом городе. Возмож­но, девочка при первой возможности, если не изменится ситуация в се­мье, уйдет из дома.

Как можно построить психологическую работу с автором подобной сказки? Безусловно, ситуацию насилия в семье невозможно разрешить одними психологическими средствами, необходимо привлечение соци­альной службы, правозащитных организаций и органов внутренних дел. Психолог же может начать реабилитационную работу только после то­го, как ребенок будет «изъят» из ситуации постоянного насилия. Тради­ционно, работа будет проводиться в несколько этапов, в контексте ре­шения следующих задач:

1) установление отношений доверия, стабилизация психоэмоцио­нального состояния;

2) отреагирование подавленных эмоций (опыт показывает, что здесь эффективно работает песочная терапия);

3) коррекция актуализированных страхов;

4) формирование самоуважения, исследование ресурсных ипостасей личности ребенка, его способностей, возможностей;

5) формирование конструктивного символического образа будущего.

Агрессия родителей не обязательно проявляется через откровенное насилие или жестокое обращение с детьми. В некоторых семьях приня­то поддерживать агрессивный фон взаимоотношений: ребенок часто слышит грубость, родители не стесняются в выражениях, особо не це­ремонятся в обращении, словом, проявляют «психологическую распу­щенность». Приведем пример.

Кирилл, 15 лет

В маленькой деревне жил маленький мальчик, которого никто не любил. Он ходил в школу. Там он находился в своей ауре, и никого и ничто не нужно ему было от жизни. Он был жадным.

Однажды он пошел порыбачить. Сидя на берегу, он вдруг увидел, что что-то плещется в волнах реки. Он долго наблюдал за плеском волн. И вдруг задвигался поплавок, его потянуло вниз, мальчик резко потянул удочку. На крючке он увидел маленькое непонятное Животное. Оно, как и во всех сказ­ках, попросило пощады, но мальчик побоялся его отпускать, все-таки это был редкий вид речного животного. Но тут животное предложило исполнить три любых его желания. Ну, парень сразу согласился.

Животное сказало, что мальчик может приходить вечером, в темное вре­мя, чтобы найти его для исполнения желаний. Парень сказал: «Ладно!»

Придя домой, он рассказал всю историю маме. Мама выпорола его за бред да еще за то, что вернулся на час позже. Откуда же идет эта злость у окружающих?

Мама приказала пойти спать. Мальчик долго думал про животное. И тут он встал и решил пойти к животному.

Он прибежал у берегу реки и начал кричать: «Животное! Где мое живот­ное?!»

Сказка Кирилла показывает, что происходит с внутренним миром ребенка, если он формируется в агрессивном семейном микроклимате:

— ребенок ощущает отверженность, нелюбимость,

— замыкается в себе, приобретает серьезные проблемы в коммуни­кации,

— актуализируются его пороки («он был жадным»),

— он начинает искать способ фантастического разрешения собст­венных проблем (в данной сказке — встреча с необычным животным),

— он теряет веру, даже в собственные фантазии, и озлобляется сам. Безусловно, встреча с такой сказкой сразу мотивирует психолога

познакомиться с родителями автора, в особенности с мамой.

Прочтение родителям такой сказки обычно приводит к двум послед­ствиям:

— либо родители «хватаются за голову», осознают драматизм со­здавшегося положения и соглашаются на работу с психологом;

— либо родители со скепсисом или агрессией воспринимают проис­ходящее, давая психологу основания для понимания бесперспективно­сти психологической работы с ними.

В первом случае есть шанс изменить микроклимат в семье, оказав матери (или родителям) психологическую помощь. Во втором случае, необходимо целенаправленно работать только с ребенком. Этапы и за­дачи работы будут аналогичны сформулированным выше.

3. Переживание сиротства, отвержения родителями. В данной модификации сюжета о теневой природе родителей мы опять встреча­емся с проявлением эгоизма взрослого по отношению к ребенку. Муд­рость детской души отражается в теме прощения родителей, актуализи­рованной в финале сказки. Содействие в проживании темы прощения является главной психологической задачей работы с авторами подоб­ных сказок. Приведем пример.

Юлия, 17 лет

Жил когда-то маленький мальчик. У него не было никого рядом, кроме бабушки, потому что мама оставила его дома, когда он только начал учиться говорить, и ушла навсегда, не сказав ни слова.

Мальчик очень любил свою бабушку и был зол на маму за то, что она бросила его. У мальчика была мечта: чтобы на Рождество в морозный зим­ний вечер в их с бабушкой теплом, большом, уютном доме за столом собра­лась его огромная, веселая, добрая семья. И все делились бы своими самы­ми яркими впечатлениями прошлого года. Он мечтал, чтобы вся семья вышла на улицу, играла в снежки и каталась с горки. Но для этого нужно было найти маму, которая последний раз писала, что живет в Москве. Мальчик вырос и отправился в город искать ее и нашел. Он преодолел множество препятствий на своем пути к ней: голод, тяжкую работу, отношение злых людей.

Но самым главным испытанием была злость, накопленная в сердце, ко­торую он преодолел и простил маме ее ошибку.

На ошибки людей не нужно обижаться, надо помогать людям их не по­вторить еще раз.

Сказка Юли является одновременно и терапевтической по отноше­нию к детям с материнской депривацией — из детдомов или приютов.

4. Переживание противоречивых чувств по отношению к близ­кому. В данной модификации сюжета о теневой природе взрослых отра­жается опыт рефлексии взаимоотношений с близким человеком; прояв­ляется гамма противоречивых чувств: от любви до ненависти, от злости до сочувствия.

Приведем пример.

Ирина, 16 лет










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...