Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции
Многие дети, являясь единственными в семье, мечтают иметь брата или сестру. С другой стороны, немало и тех, кто, имея брата или сестру, мечтают быть единственными в семье, чтобы вся любовь и забота родителей принадлежала лишь им. Обращения к психологу из-за конфликта между детьми нередки. И в народных сказках распространен сюжет конфликта, предательства по отношению к одной из сестер или братьев. Олег, 12 лет Однажды утром один мальчик и его братья вышли в поле и вспомнили, что вчера они вязали снопы, на поле было двенадцать снопов. Сноп, который был в кругу, стоял прямо, а другие одиннадцать были наклонены к нему. Сноп, который был в кругу, был этого мальчика. Но братья увидели это и невзлюбили его и сказали, что он нагнул их снопы к своему снопу. И как-то вечером братья пасли овец, отец и говорит мальчику: «Иди, отнеси братьям еду». Мальчик взял еду и понес ее своим братьям. Братья его были разных мам, но от одного отца. Всего их было одиннадцать, если не считать мальчика. Они увидели его, что он несет им еду, и схватили его за то, что отец дал ему красивую одежду, они поняли, что отец больше всех любит его. Они продали его и порвали его одежду и измазали ее в крови ягненка и сказали отцу, что его растерзал хищный зверь. В этой сказке актуализирован конфликт между братьями. Сюжет этой истории распространен в народных сказках; он связан с темой предательства и переживанием несправедливости. Тема несправедливости, конкурентных взаимоотношений с братьями актуализируется в авторских сказках в двух основных типах ситуации: 1) наличие реального конфликта с братом (сестрой), конкурентные взаимоотношение между ними; 2) наличие реального конфликта со сверстниками. Вероятно, для автора актуальны проблемы коммуникации со сверстниками, он ощущает себя изгоем в группе или пока неудачно претендует на роль лидера (в сказке к его снопу наклонены снопы остальных братьев). Такой сюжет может быть ассоциирован недавно прочитанной сказкой. Во многих народных сказках братья, увидев знаки, говорящие о том, что им придется служить младшему брату, делают попытку убить его. Обычно юноша выживает, достигает успеха и братья просят у него прощения. В сказке Олега достаточно указаний на ресурсы автора: добрый нрав, благоприятные взаимоотношения со взрослыми, лидерский потенциал. Трагический конец сказки, вероятно, связан с переживаниями автора. В контексте психологической работы важно сформировать у автора навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и разработать план приобретения авторитета в детской группе. Маша, 15 лет Жила-была маленькая девочка, и у нее была старшая сестра. Они не любили друг друга. Маленькую сестру любили больше, чем старшую. Старшая сестра все время била ее за это. Когда маленькой сестре подарили подарок лучше, чем старшей сестре, то старшая сестра отняла у нее подарок и оставила себе. Когда пришли родители, они увидели, как маленькая сестра плачет. Они спросили, что ты плачешь. Она рассказала им, и они пошли к старшей и начали разговаривать с ней. Поговорив со старшей сестрой, родители сказали ей: «Пойди, отдай своей сестре подарок». Старшая сестра поняла, что надо любить свою сестру, и то, что родная сестра у нее одна. Она пошла, отдала ей подарок, и они помирились. Они жили весело и счастливо. В психологии есть специальный термин — «комплекс старшей сестры». Он выражается в том, что старшая сестра должна: — нести ответственность за младшую; — отдавать всю лучшее младшей; — жертвовать своими играми ради заботы о младшей; — жертвовать вниманием родителей в пользу младшей; — с пониманием относиться к неожиданному внедрению младшей в ее личную жизнь и пр. Другими словами, старшая все время «должна». Поэтому «комплекс старшей сестры» всегда связан с жертвенностью. Неудивительно, что это обстоятельство влияет на психологический статус старшей сестры. Если в сказке проявилась «проблема старшей (реже — младшей) сестры», психологу придется очень тонко и виртуозно работать с ней. Дело в том, что психологической проработке придется подвергнуть параллельно две темы: — самоуважения, — формирования коммуникативных навыков сотрудничества с сестрой (и другими). Таким образом, в случае актуализированного сюжета «братьев-сестер» основной задачей психолога будет формирование взаимоотношений сотрудничества. Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей К сожалению, детям приходится сталкиваться с теневой природой родителей: немотивированной агрессией, холодностью, эгоизмом, отчужденностью. Понятно, что у каждого человека свои особенности и свои внутренние конфликты. Однако немотивированный выплеск родителем негативных эмоций, демонстрация ребенку отвержения или порочных ипостасей собственной природы проявляется в детской душе через ощущения незащищенности, боли, разочарования. Сюжет столкновения с теневой природой родителей имеет немало модификаций. Назовем и проиллюстрируем наиболее распространенные из них. 1. Проявление эгоизма родителей по отношению к ребенку в ситуации развода. В этой модификации сюжета о проявлении теневой природы взрослых можно заметить, что родители увлечены только собственными переживаниями, не подозревая о том, что лишают ребенка ощущения защищенности. При этом ребенок оказывается наедине с собственными переживаниями и мечтает о вмешательстве высших сил, благодаря которому родители останутся вместе. Например, так происходит в сказке Анны. Анна, 11 лет Про Новый год Давным-давно в замке жила маленькая принцесса и ее родители. Задень до Нового Года маленькая Кейти написала письмо Деду Морозу, что она хотела бы получить на Новый год. И она пошла на улицу и стала делать снеговика. Она слепила, сделала ему глаза, нос из морковки и веселый рот. На голову ему она надела ведро. А потом вся семья поехала за продуктами в город. И вот наступила ночь, ровно 12 часов ночи, и снеговик ожил и увидел в руке письмо. Там было написано Деду Морозу от маленькой Кейти. И он поспешил быстрей туда, куда надо было послать письмо. Но путь был нелегкий. Когда уже оставалось недолго до дома Деда Мороза, снеговик не увидел крутой спуск. Он упал и сломался. Долго ли он так лежал, никто не знает, только лесные жители решили собрать его. И оставалось уже совсем мало времени до начала боя курантов, но снеговик успел и отдал письмо Деду Морозу. А там было написано, что Кейти хотела, чтобы родители не расставались. Казалось, что это невыполнимо, но в Новый год все желания сбываются. И маленькая Кейти осталась с ними, и они жили очень долго и счастливо. А снеговик к лету уже растаял, но он знал, что его опять слепят и он снова станет разносить письма для таких маленьких ребят. Конец, а кто слушал — молодец. Итак, сказка Анны связана с переживанием автором развода родителей. В подобных ситуациях дети искренне желают сохранить взаимоотношения между родителями, игнорируя даже самые объективные показания к разводу. Поскольку сами они не имеют способов влияния на родителей (пожалуй, кроме болезни), дети мечтают о помощи высших сил, персонификацией которых является Дед Мороз. Героиня сказки лепит снеговика, делая его символическим посредником между своим желанием и Дедом Морозом. Попав к психологу, автор будет неосознанно ассоциировать с таким посредником фигуру специалиста, который поможет реализоваться ее сокровенному желанию. Подобная ситуация довольно опасна, так как у девочки уже есть конкретный образ результативности психологической работы — родители должны остаться вместе. Если для развода имеются объективные показания и желанию автора сказки не суждено реализоваться, это ставит психолога, да и всю семью, в довольно щекотливое положение. Ребенок получит опыт «разбитой мечты», а это может привести к озлоблению, замыканию в себе. И все это на фоне разворачивающихся противоречий подросткового возраста (напомним, что автору 11 лет). Если ребенок хочет, чтобы родители были вместе, это означает, прежде всего, что он не «воюет» в семейных баталиях на стороне одного из родителей. Он сохраняет любовь к обоим родителям. В связи с тем, что родители в предразводный период поглощены в основном собственными переживаниями, ребенок оказывается обделенным эмоциональным теплом и любовью. Безусловно, находясь в состоянии внутреннего конфликта, ни отец, ни мать не способны дарить любовь ребенку. Более того, нередко он становится для них дополнительной проблемой. Фактически ситуация развода родителей является для ребенка символической инициацией во взрослую жизнь. В этой ситуации есть все атрибуты «взрослого»: одиночество, предоставленность самому себе, ощущение незащищенности, побуждение к самостоятельным действиям и ответственности за них. Так эгоизм и внутренние противоречия родителей инициируют ребенка во взрослую жизнь. Конечно, этот факт вызывает сострадание. Но, с другой стороны, ситуация императивной инициации во взрослую жизнь является позитивной. Хотя бы потому, что появляется повод задуматься о том, что родители — живые люди, наделенные созидательными и разрушительными качествами. Поэтому главная задача психолога при работе с подобным сюжетом — помочь ребенку принять реальную ситуацию, принять родителей такими, какие они есть, и, возможно, даже оказать им поддержку. Логика консультирования автора подобной сказки может быть следующей. Кажется, это так легко — попросить Деда Мороза оставить родителей вместе. Но что будет дальше? Чтобы жить вместе, папе и маме нужно сильно измениться. Внутренние изменения людей не всегда подвластны даже самым добрым силам, даже таким, как Дед Мороз. Что же может помочь родителям измениться? Как ни странно — это Любовь. Когда люди ссорятся, острее всего они ощущают недостаток любви. Из-за этого в их сердцах поселяются боль и обида. Естественно, что в таком состоянии человеку сложно заботиться даже о собственном ребенке, дарить ему тепло и любовь. Конечно, встает вопрос: что же делать ребенку, когда его родители сами ощущают недостаток любви? В таких ситуациях ребенок взрослеет и благодаря этому у него появляется достаточно сил, чтобы оказать поддержку собственным родителям. Как оказать поддержку маме и папе? Иногда для этого достаточно просто сказать им о своей любви, обнять за плечи, заверить, что все будет хорошо, и выход из ситуации найдется. Оказывается, взрослым тоже нужна поддержка, чтобы в сердце вернулась любовь. Безусловно, если психолог находит в детской сказке указание на проявление эгоизма родителей в предразводной ситуации, их консультирование становится неотъемлемой частью терапевтического процесса. Основной задачей работы с родителями Анны станет формирование между ними цивилизованных взаимоотношений с акцентом на проявление заботы о дочери. Совместно с психологом супруги должны прийти к компромиссному пониманию заботы и конструктивно распределить родительские обязанности. 2. Переживание целенаправленной агрессии со стороны родителей. В данной модификации сюжета заметно влияние агрессивности одного из родителей на климат в семье и жизнь ребенка. Приведем один пример. Маргарита, 12 лет История жизни Когда-то далеко в горах жила маленькая озорная и добрая девочка. У нее было двое братьев: один старше ее, а другой младше. И бабушка с дедушкой, которых она очень любила. И, безусловно, мама с папой. Она хорошо училась, очень любила своих родных, заботилась о младшем брате. Отец ее был злой, а мама доброй. Одежду она носила очень простенькую, ту, которую сшивала ее мама. Когда возвращался отец, все боялись, что он придет и побьет их, потому что он пил и все время их бил. Но все равно, она оставалась такой же озорной и доброй. Однажды отец наказал эту девочку и ее старшего брата и заставил их стоять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали смеяться и радоваться. Сейчас она живет в другом городе, и ей уже сорок лет. У нее есть дочь, племянница и брат. А старший брат живет все там же. Злой порочный отец и добрая, беззащитная, кроткая мать — нередкий сюжет в сказках детей, относящихся к группе социального риска. В сказке Маргариты разворачивается ситуация тирании отца. Особенно настораживающим для психолога будет способ разрешения конфликта, описанный в сказке: «Однажды отец наказал эту девочку и ее старшего брата и заставил их стоять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали смеяться и радоваться». Похоже, девочка вытесняет реальные факты насилия, что совершенно естественно. Ребенок, подвергающийся насилию в семье, оказывается в эмоционально-ценностной ловушке: с одной стороны, он обижен и зол на родителя, с другой стороны, он чувствует любовь к нему, поэтому старается скрыть факт насилия. В сказках детей, имеющих неблагоприятный опыт развития и воспитания, часто проявляется тема насилия со стороны родителей. Бывает, что сюжет дополняется темой мести и наказания виновника. Но чаще всего родитель, совершающий насилие, оказывается прощенным или уходит от ответственности. Это заметно и в сказке Маргариты. Дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей, стремятся покинуть дом, быстрее стать взрослыми. Сказка Маргариты заканчивается тем, что героиня стала взрослой и живет в другом городе. Возможно, девочка при первой возможности, если не изменится ситуация в семье, уйдет из дома. Как можно построить психологическую работу с автором подобной сказки? Безусловно, ситуацию насилия в семье невозможно разрешить одними психологическими средствами, необходимо привлечение социальной службы, правозащитных организаций и органов внутренних дел. Психолог же может начать реабилитационную работу только после того, как ребенок будет «изъят» из ситуации постоянного насилия. Традиционно, работа будет проводиться в несколько этапов, в контексте решения следующих задач: 1) установление отношений доверия, стабилизация психоэмоционального состояния; 2) отреагирование подавленных эмоций (опыт показывает, что здесь эффективно работает песочная терапия); 3) коррекция актуализированных страхов; 4) формирование самоуважения, исследование ресурсных ипостасей личности ребенка, его способностей, возможностей; 5) формирование конструктивного символического образа будущего. Агрессия родителей не обязательно проявляется через откровенное насилие или жестокое обращение с детьми. В некоторых семьях принято поддерживать агрессивный фон взаимоотношений: ребенок часто слышит грубость, родители не стесняются в выражениях, особо не церемонятся в обращении, словом, проявляют «психологическую распущенность». Приведем пример. Кирилл, 15 лет В маленькой деревне жил маленький мальчик, которого никто не любил. Он ходил в школу. Там он находился в своей ауре, и никого и ничто не нужно ему было от жизни. Он был жадным. Однажды он пошел порыбачить. Сидя на берегу, он вдруг увидел, что что-то плещется в волнах реки. Он долго наблюдал за плеском волн. И вдруг задвигался поплавок, его потянуло вниз, мальчик резко потянул удочку. На крючке он увидел маленькое непонятное Животное. Оно, как и во всех сказках, попросило пощады, но мальчик побоялся его отпускать, все-таки это был редкий вид речного животного. Но тут животное предложило исполнить три любых его желания. Ну, парень сразу согласился. Животное сказало, что мальчик может приходить вечером, в темное время, чтобы найти его для исполнения желаний. Парень сказал: «Ладно!» Придя домой, он рассказал всю историю маме. Мама выпорола его за бред да еще за то, что вернулся на час позже. Откуда же идет эта злость у окружающих? Мама приказала пойти спать. Мальчик долго думал про животное. И тут он встал и решил пойти к животному. Он прибежал у берегу реки и начал кричать: «Животное! Где мое животное?!» Сказка Кирилла показывает, что происходит с внутренним миром ребенка, если он формируется в агрессивном семейном микроклимате: — ребенок ощущает отверженность, нелюбимость, — замыкается в себе, приобретает серьезные проблемы в коммуникации, — актуализируются его пороки («он был жадным»), — он начинает искать способ фантастического разрешения собственных проблем (в данной сказке — встреча с необычным животным), — он теряет веру, даже в собственные фантазии, и озлобляется сам. Безусловно, встреча с такой сказкой сразу мотивирует психолога познакомиться с родителями автора, в особенности с мамой. Прочтение родителям такой сказки обычно приводит к двум последствиям: — либо родители «хватаются за голову», осознают драматизм создавшегося положения и соглашаются на работу с психологом; — либо родители со скепсисом или агрессией воспринимают происходящее, давая психологу основания для понимания бесперспективности психологической работы с ними. В первом случае есть шанс изменить микроклимат в семье, оказав матери (или родителям) психологическую помощь. Во втором случае, необходимо целенаправленно работать только с ребенком. Этапы и задачи работы будут аналогичны сформулированным выше. 3. Переживание сиротства, отвержения родителями. В данной модификации сюжета о теневой природе родителей мы опять встречаемся с проявлением эгоизма взрослого по отношению к ребенку. Мудрость детской души отражается в теме прощения родителей, актуализированной в финале сказки. Содействие в проживании темы прощения является главной психологической задачей работы с авторами подобных сказок. Приведем пример. Юлия, 17 лет Жил когда-то маленький мальчик. У него не было никого рядом, кроме бабушки, потому что мама оставила его дома, когда он только начал учиться говорить, и ушла навсегда, не сказав ни слова. Мальчик очень любил свою бабушку и был зол на маму за то, что она бросила его. У мальчика была мечта: чтобы на Рождество в морозный зимний вечер в их с бабушкой теплом, большом, уютном доме за столом собралась его огромная, веселая, добрая семья. И все делились бы своими самыми яркими впечатлениями прошлого года. Он мечтал, чтобы вся семья вышла на улицу, играла в снежки и каталась с горки. Но для этого нужно было найти маму, которая последний раз писала, что живет в Москве. Мальчик вырос и отправился в город искать ее и нашел. Он преодолел множество препятствий на своем пути к ней: голод, тяжкую работу, отношение злых людей. Но самым главным испытанием была злость, накопленная в сердце, которую он преодолел и простил маме ее ошибку. На ошибки людей не нужно обижаться, надо помогать людям их не повторить еще раз. Сказка Юли является одновременно и терапевтической по отношению к детям с материнской депривацией — из детдомов или приютов. 4. Переживание противоречивых чувств по отношению к близкому. В данной модификации сюжета о теневой природе взрослых отражается опыт рефлексии взаимоотношений с близким человеком; проявляется гамма противоречивых чувств: от любви до ненависти, от злости до сочувствия. Приведем пример. Ирина, 16 лет |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |