Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Случаи из практики работы с авторской сказкой
Случай Надежды На консультацию пришла женщина. На вид ей было около сорока лет: шаркающая походка, опущенные плечи, потухший взгляд. Ее внешний вид говорил о том, что ей не интересно следить за собой. В процессе общения оказалось, что ей 26 лет и привела ее к психологу проблема взаимоотношений с мужем. По ее словам, он не только безразличен к ней, но и является «гирей, прикованной цепью к ноге, которую надо перетаскивать с место на место, испытывая при этом физическую и душевную боль». Женщина сформулировала свой запрос так: «Помогите изменить его!» Когда к психологу обращаются с подобным запросом, совершенно очевидно, что проблема состоит в индивидуальных особенностях клиента. Но что именно в этой женщине привело к такому положению в ее семье, необходимо исследовать дополнительно. Естественно, находясь в состоянии стресса и обвиняя во всем партнера, женщина не склонна адекватно рассуждать о собственных теневых структурах, создавших драматическую ситуацию. Она желает перевести внимание психолога на свои беды, переживания несправедливости по отношению к ней, недостатки партнера, поэтому будет активно сопротивляться призывам к рефлексии. В этом случае психологу необходимо действенное психодиагностическое средство, которое позволит прояснить ситуацию. При этом важно понимать, что использование стандартизированной методики может вызвать сопротивление и актуализировать защитные механизмы. Поэтому психологу нужно «усыпить бдительность» теневых структур клиента. В подобной ситуации наиболее полную информацию о внутреннем мире человека представит его сказка. Но сразу предложить Надежде написать сказку было бы не правильным. Ей нужно было время, чтобы актуализировался творческий ресурс, необходимый для сочинения сказки. Иными словами, с Надеждой необходимо было пройти стадию разогрева. О технологии разогрева мы говорили в первой главе, здесь же мы расскажем, как происходил разогрев с Надеждой. Разогрев производится с клиентом для решения следующих задач: 1. Снижение уровня психоэмоционального напряжени; 2. Актуализация способности к рефлекси; 3. Актуализация творческого ресурса, способности к сочинению сказок. Для решения этих задач психолог подбирает творческие задания, являющиеся в меру неожиданными для клиента. Например, рисунок, игра в песочнице, общение с куклой. Предлагая клиенту задание, психолог «подает» его под соусом «отвлечения от проблем». Это может выглядеть следующим образом: «Я представляю, как сложно все время находиться в состоянии напряжения. Вероятно, у вас накопилась огромная усталость. Вы все время думаете об этих неприятностях, и от этого ваше состояние становится еще более сложным. Вы знаете, мудрецы говорят, что для решения проблемы необходимо отстраниться от нее, посмотреть со стороны. Давайте попробуем сейчас это сделать. Например, так... (немного порисовать, выбрать куклу, погрузить руки в песок и пр.)». В качестве разогрева Надежде было предложено нарисовать «Мой мир» цветными карандашами. Она выбрала черный карандаш и нарисовала в центре листа маленькую букву «Я», заключенную в круг. Далее она дорисовала вокруг различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, овалы и соединила их между собой стрелками и штриховкой. Надежда рассказала, что геометрические фигуры обозначают конкретных членов семьи. При этом из ее глаз непроизвольно катились слезы, не мешая ей выражать свои чувства. Теперь, когда Надежда переключилась на творчество, отвлекшись от обид на супруга и жалости к себе, ей было предложено послушать сказку-притчу «Рассказ о песках» И. Шаха (текст этой сказки приведен на с. 38). Прослушав сказку, Надежда перестала плакать и задумалась. Было видно, что состояние ее существенно изменилось: расправились плечи, она непроизвольно поправляла прическу, в речи появились уверенные интонации. В этот момент она не пыталась вызвать к себе жалость и сочувствие, как в первые минуты встречи. Немного поразмыслив, она сказала: «Действительно, если я не приму решение изменить что-то в себе, то ничего не получится». Эти слова — важный показатель правильности выбранного пути разогрева. В процессе разогрева психологу необходимо подвести клиента к переформулированию запроса в том случае, если он был связан с изменением другого человека (у Надежды — «измените моего мужа»). Теперь она готова что-то менять в себе. Чтение сказки, мифа, легенды, притчи подключает человека к глубинным архетипам бессознательного и актуализирует его способность к сочинению. После короткого обсуждения сказки клиент уже готов к созданию собственной истории. Состояние Надежды стабилизировалось, и ей было предложено написать сказку самостоятельно, без участия психолога (в других случаях процесс создания первой сказки может происходить непосредственно на консультации). Первая сказка Надежды Улица Однажды одна девочка пошла гулять на улицу. Улица была очень широкой и большой, а девочка — маленькой и беспомощной. Она не умела ориентироваться на улице и не знала, куда ей идти. И вот она заблудилась. Ей было холодно и грустно, она хотела кушать. Наступал вечер. Кругом бежали прохожие и машины, а она шла одна-одинешенька. Девочка захотела вернуться домой, но она не знала, как называется улица, где находится ее дом. Девочка хотела обратиться за помощью к прохожим, но они казались ее такими большими и страшными, такими занятыми и строгими, спешащими по своим делам, что девочка сразу терялась и забывала, о чем она хотела у них спрашивать. Так она и шла, усталая и измученная. Боясь сама обратиться за помощью, она надеялась, что хоть кто-то заметит ее состояние и обратит на нее внимание, всматривалась внимательно в лица людей, заглядывала им в глаза. Но никому не была интересна несчастная маленькая девочка. Потом она устала идти и присела на скамейку, продолжая также всматриваться в лица. Так она уснула на скамейке и во сне умерла. Психологический анализ первой сказки Надежды Энергоинформационное поле сказки Соприкосновение с энергоинформационным полем сказки в первый момент вызвало оцепенение. Появилось ощущение тяжести. Все это яркие показатели выраженного внутреннего конфликта автора. Основная тема Это сказка о беспомощности, одиночестве и обреченности маленькой девочки, которая оказывается совершенно неприспособленной к самостоятельной жизни. Она не может строить адекватные взаимоотношения с другими, не может просить о помощи и сама ее оказывать и в результате погибает.
Сюжет сказки Сюжет сказки нельзя назвать оригинальным. Подобные мотивы нередко встречаются в литературе XIX века. Сказка написана в реально-драматическом жанре, что свидетельствует о значимости для автора в данный момент жизни реальных взаимоотношений с конкретными людьми. То есть в психологической работе с автором можно использовать анализ ее взаимоотношений с другими для осознания ею собственных внутренних процессов, актуализированных в ситуации коммуникации. Последовательность событий сказки можно представить в виде следующей схемы: 1. Маленькая девочка идет погулять. Может, для того, чтобы найти лучшее; или для того, чтобы узнать новое; или для того, чтобы прожить ситуацию самостоятельности. 2. На улице она оказывается дезориентированной, не справляется с ситуацией и теряет путь домой. Эти события очень похожи на начало многих сказок, в которых маленькая девочка отправляется в лес и теряется. Лес в сказках всегда создает контекст для личностного роста. Героиня или герой, попадая в сложные ситуации, задействуют собственные способности и возможности выживания; постепенно они достигают зрелости благодаря активным действиям. Таким образом, героине сказки Надежды жизнь дает шанс проявить активность и самостоятельность. Улица в этой сказке является символом социума. И «посыл» бессознательного автора можно прочитать так: «Я хотела быть самостоятельной, изведать новое, но в какой-то момент ощутила беспомощность, испугалась и потерялась в социуме. И назад дороги нет — детства не вернуть, а зрелые отношения строить не умею». 3. Далее, девочка не предпринимает попыток просить о помощи, так как окружающие кажутся ей опасными. У нее есть ощущение, что взрослые на улице должны ей помочь, должны сами. 4. В результате она выбирает смерть как уход от действительности. Сюжет этой сказки — символический сценарий действий автора. Она ищет у окружающих поддержки, но не найдя ее, самоустраняется из ситуаций взаимодействия, обижается, то есть актуализирует процессы саморазрушения. Однако в сюжете этой сказки есть и ресурсный момент, связанный с актом «выхода в социум». Это указывает на то, что первый шаг к символическому взрослению сделан, но пока других конструктивных действий не последовало. По сюжету сказки можно сделать вывод о перспективной задаче работы с автором: главное — помочь Надежде научиться строить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Линия главной героини Образ себя: маленькая беззащитная девочка. Этот образ не имеет конструктивной динамики в течение сказки. Образ цели: согласно финалу сказки — смерть. Это важное предупреждение психологу о том, что у автора сильно выражена тенденция к уходу от решений важных вопросов. В процессе консультирования может возникнуть ситуация, когда автор, демонстрируя позитивную динамику, вдруг возвращается в прежнее депрессивное состояние. Психологу необходимо построить работу таким образом, чтобы Надежда поняла данную свою особенность и научилась ее сознательно контролировать. Мотивы поступков героини: 1. Желание погулять, выйти из дома, узнать новое; 2. Стремление быть замеченной окружающими; 3. Стремление найти безопасное состояние. При наличии конструктивных в целом мотивов, героиня не имеет адекватных средств их реализации. Отношения с окружающим миром. Окружающий мир воспринимается как агрессивный, опасный, вызывающий страх, беспомощность, безысходность. Героиня не делает попыток изменить данную ситуацию. Символическое поле сказки В сказке нет ярких образов, что свидетельствует об актуализации проблем «поврежденного Эго». 6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание этой сказки заметно «невооруженным глазом». Основной внешний конфликт — конфликт с социумом. Основной внутренний конфликт — противоречие между тенденцией роста и тенденцией саморазрушения. Тенденция саморазрушения проявлена в инфантилизме, уходе от действительности, иллюзиях безопасности. Кроме того, у автора есть склонность избегать ответственности за собственную жизнь. Возможно, в процессе консультирования она будет ожидать от психолога конкретных действий, советов, рекомендаций, снимающих с нее ответственность. Ресурсное содержание сказки выражено слабо. В качестве ресурса может быть использован сам факт выхода из дома как символический шаг к взрослению. Психолог может использовать данное обстоятельство, постоянно делая акцент на том, что «первый шаг уже сделан — назад пути нет». |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |