Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Случаи из практики работы с авторской сказкой




Случай Надежды

На консультацию пришла женщина. На вид ей было около сорока лет: шаркающая походка, опущенные плечи, потухший взгляд. Ее внешний вид говорил о том, что ей не интересно следить за собой.

В процессе общения оказалось, что ей 26 лет и привела ее к психоло­гу проблема взаимоотношений с мужем. По ее словам, он не только без­различен к ней, но и является «гирей, прикованной цепью к ноге, кото­рую надо перетаскивать с место на место, испытывая при этом физиче­скую и душевную боль». Женщина сформулировала свой запрос так: «Помогите изменить его!»

Когда к психологу обращаются с подобным запросом, совершенно очевидно, что проблема состоит в индивидуальных особенностях клиен­та. Но что именно в этой женщине привело к такому положению в ее семье, необходимо исследовать дополнительно.

Естественно, находясь в состоянии стресса и обвиняя во всем парт­нера, женщина не склонна адекватно рассуждать о собственных тене­вых структурах, создавших драматическую ситуацию. Она желает пере­вести внимание психолога на свои беды, переживания несправедливо­сти по отношению к ней, недостатки партнера, поэтому будет активно сопротивляться призывам к рефлексии.

В этом случае психологу необходимо действенное психодиагности­ческое средство, которое позволит прояснить ситуацию. При этом важ­но понимать, что использование стандартизированной методики может вызвать сопротивление и актуализировать защитные механизмы. Поэто­му психологу нужно «усыпить бдительность» теневых структур клиента.

В подобной ситуации наиболее полную информацию о внутреннем мире человека представит его сказка. Но сразу предложить Надежде написать сказку было бы не правильным. Ей нужно было время, чтобы актуализировался творческий ресурс, необходимый для сочинения сказ­ки. Иными словами, с Надеждой необходимо было пройти стадию разо­грева. О технологии разогрева мы говорили в первой главе, здесь же мы расскажем, как происходил разогрев с Надеждой.

Разогрев производится с клиентом для решения следующих задач:

1. Снижение уровня психоэмоционального напряжени;

2. Актуализация способности к рефлекси;

3. Актуализация творческого ресурса, способности к сочинению сказок.

Для решения этих задач психолог подбирает творческие задания, являющиеся в меру неожиданными для клиента. Например, рисунок, игра в песочнице, общение с куклой. Предлагая клиенту задание, психо­лог «подает» его под соусом «отвлечения от проблем». Это может выгля­деть следующим образом: «Я представляю, как сложно все время нахо­диться в состоянии напряжения. Вероятно, у вас накопилась огромная усталость. Вы все время думаете об этих неприятностях, и от этого ваше состояние становится еще более сложным. Вы знаете, мудрецы говорят, что для решения проблемы необходимо отстраниться от нее, посмотреть со стороны. Давайте попробуем сейчас это сделать. Например, так... (не­много порисовать, выбрать куклу, погрузить руки в песок и пр.)».

В качестве разогрева Надежде было предложено нарисовать «Мой мир» цветными карандашами. Она выбрала черный карандаш и нарисо­вала в центре листа маленькую букву «Я», заключенную в круг. Далее она дорисовала вокруг различные геометрические фигуры: квадрат, тре­угольник, овалы и соединила их между собой стрелками и штриховкой. Надежда рассказала, что геометрические фигуры обозначают конкрет­ных членов семьи. При этом из ее глаз непроизвольно катились слезы, не мешая ей выражать свои чувства.

Теперь, когда Надежда переключилась на творчество, отвлекшись от обид на супруга и жалости к себе, ей было предложено послушать сказ­ку-притчу «Рассказ о песках» И. Шаха (текст этой сказки приведен на с. 38).

Прослушав сказку, Надежда перестала плакать и задумалась. Было видно, что состояние ее существенно изменилось: расправились плечи, она непроизвольно поправляла прическу, в речи появились уверенные интонации. В этот момент она не пыталась вызвать к себе жалость и сочувствие, как в первые минуты встречи. Немного поразмыслив, она сказала: «Действительно, если я не приму решение изменить что-то в себе, то ничего не получится».

Эти слова — важный показатель правильности выбранного пути ра­зогрева. В процессе разогрева психологу необходимо подвести клиента к переформулированию запроса в том случае, если он был связан с из­менением другого человека (у Надежды — «измените моего мужа»). Те­перь она готова что-то менять в себе.

Чтение сказки, мифа, легенды, притчи подключает человека к глу­бинным архетипам бессознательного и актуализирует его способность к сочинению. После короткого обсуждения сказки клиент уже готов к созданию собственной истории.

Состояние Надежды стабилизировалось, и ей было предложено на­писать сказку самостоятельно, без участия психолога (в других случаях процесс создания первой сказки может происходить непосредственно на консультации).

Первая сказка Надежды

Улица

Однажды одна девочка пошла гулять на улицу. Улица была очень широ­кой и большой, а девочка — маленькой и беспомощной. Она не умела ори­ентироваться на улице и не знала, куда ей идти. И вот она заблудилась.

Ей было холодно и грустно, она хотела кушать. Наступал вечер. Кругом бежали прохожие и машины, а она шла одна-одинешенька.

Девочка захотела вернуться домой, но она не знала, как называется ули­ца, где находится ее дом. Девочка хотела обратиться за помощью к прохо­жим, но они казались ее такими большими и страшными, такими занятыми и строгими, спешащими по своим делам, что девочка сразу терялась и забы­вала, о чем она хотела у них спрашивать.

Так она и шла, усталая и измученная. Боясь сама обратиться за помощью, она надеялась, что хоть кто-то заметит ее состояние и обратит на нее внима­ние, всматривалась внимательно в лица людей, заглядывала им в глаза. Но никому не была интересна несчастная маленькая девочка. Потом она устала идти и присела на скамейку, продолжая также всматриваться в лица.

Так она уснула на скамейке и во сне умерла.

Психологический анализ первой сказки Надежды

Энергоинформационное поле сказки

Соприкосновение с энергоинформационным полем сказки в первый момент вызвало оцепенение. Появилось ощущение тяжести. Все это яркие показатели выраженного внутреннего конфликта автора.

Основная тема

Это сказка о беспомощности, одиночестве и обреченности малень­кой девочки, которая оказывается совершенно неприспособленной к самостоятельной жизни. Она не может строить адекватные взаимоот­ношения с другими, не может просить о помощи и сама ее оказывать и в результате погибает.

Уровень основной темы Содержание информации
Ценностный Главные ценности сказки — самостоятельность, сотрудничество. К сожалению, чувственно-смысловое их проживание фрустриро-вано. Героине не удается конструктивно использовать собствен­ную самостоятельность и построить с другими людьми взаимоот­ношения сотрудничества. Также в сказке есть указание на цен­ность смерти как избавления от ответственности за собственную жизнь и неудачи. В этом случае, понимание смерти также лише­но духовной составляющей
Ментальный Основная мысль героини: «Кто-нибудь обратит на меня внимание? Поможет? Решит проблемы?» То есть автор имеет тенденцию перекладывать ответственность на других. Вероятно, она ожидала такого поведения и от мужа и, не получив ответа, встала на путь саморазрушения
Эмоцио­нальный В сказке прослеживается потребность в эмоциональном тепле, забо­те, внимании, с одной стороны, и переживания отвержения, безысходности, одиночества, с другой. Подобные чувства характерны для Эго-состояния инфантильного Ребенка
Витальный В сказке ощущается низкий уровень жизненной энергии, усталость, физический дискомфорт

Сюжет сказки

Сюжет сказки нельзя назвать оригинальным. Подобные мотивы не­редко встречаются в литературе XIX века. Сказка написана в реально-драматическом жанре, что свидетельствует о значимости для автора в данный момент жизни реальных взаимоотношений с конкретными людь­ми. То есть в психологической работе с автором можно использовать анализ ее взаимоотношений с другими для осознания ею собственных внутренних процессов, актуализированных в ситуации коммуникации.

Последовательность событий сказки можно представить в виде сле­дующей схемы:

1. Маленькая девочка идет погулять. Может, для того, чтобы найти лучшее; или для того, чтобы узнать новое; или для того, чтобы прожить ситуацию самостоятельности.

2. На улице она оказывается дезориентированной, не справляется с ситуацией и теряет путь домой.

Эти события очень похожи на начало многих сказок, в которых ма­ленькая девочка отправляется в лес и теряется. Лес в сказках всегда создает контекст для личностного роста. Героиня или герой, попадая в сложные ситуации, задействуют собственные способности и возможно­сти выживания; постепенно они достигают зрелости благодаря актив­ным действиям. Таким образом, героине сказки Надежды жизнь дает шанс проявить активность и самостоятельность.

Улица в этой сказке является символом социума. И «посыл» бессоз­нательного автора можно прочитать так: «Я хотела быть самостоятель­ной, изведать новое, но в какой-то момент ощутила беспомощность, испугалась и потерялась в социуме. И назад дороги нет — детства не вернуть, а зрелые отношения строить не умею».

3. Далее, девочка не предпринимает попыток просить о помощи, так как окружающие кажутся ей опасными. У нее есть ощущение, что взрос­лые на улице должны ей помочь, должны сами.

4. В результате она выбирает смерть как уход от действительности. Сюжет этой сказки — символический сценарий действий автора.

Она ищет у окружающих поддержки, но не найдя ее, самоустраняется из ситуаций взаимодействия, обижается, то есть актуализирует процес­сы саморазрушения.

Однако в сюжете этой сказки есть и ресурсный момент, связанный с актом «выхода в социум». Это указывает на то, что первый шаг к симво­лическому взрослению сделан, но пока других конструктивных дейст­вий не последовало.

По сюжету сказки можно сделать вывод о перспективной задаче ра­боты с автором: главное — помочь Надежде научиться строить кон­структивные взаимоотношения с окружающими.

Линия главной героини

Образ себя: маленькая беззащитная девочка. Этот образ не имеет конструктивной динамики в течение сказки.

Образ цели: согласно финалу сказки — смерть. Это важное преду­преждение психологу о том, что у автора сильно выражена тенденция к уходу от решений важных вопросов. В процессе консультирования мо­жет возникнуть ситуация, когда автор, демонстрируя позитивную дина­мику, вдруг возвращается в прежнее депрессивное состояние. Психоло­гу необходимо построить работу таким образом, чтобы Надежда поняла данную свою особенность и научилась ее сознательно контролировать.

Мотивы поступков героини:

1. Желание погулять, выйти из дома, узнать новое;

2. Стремление быть замеченной окружающими;

3. Стремление найти безопасное состояние.

При наличии конструктивных в целом мотивов, героиня не имеет адекватных средств их реализации.

Отношения с окружающим миром. Окружающий мир восприни­мается как агрессивный, опасный, вызывающий страх, беспомощность, безысходность. Героиня не делает попыток изменить данную ситуацию.

Символическое поле сказки

В сказке нет ярких образов, что свидетельствует об актуализации проблем «поврежденного Эго».

6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание этой сказки заметно «невооруженным гла­зом». Основной внешний конфликт — конфликт с социумом. Основной внутренний конфликт — противоречие между тенденцией роста и тен­денцией саморазрушения. Тенденция саморазрушения проявлена в ин­фантилизме, уходе от действительности, иллюзиях безопасности.

Кроме того, у автора есть склонность избегать ответственности за соб­ственную жизнь. Возможно, в процессе консультирования она будет ожидать от психолога конкретных действий, советов, рекомендаций, снимающих с нее ответственность.

Ресурсное содержание сказки выражено слабо. В качестве ресурса может быть использован сам факт выхода из дома как символический шаг к взрослению. Психолог может использовать данное обстоятель­ство, постоянно делая акцент на том, что «первый шаг уже сделан — назад пути нет».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...