Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье
Тема детско-родительских отношений и взаимоотношений в семье проявляется в различных вариантах в каждой второй сказке. В предыдущих главах, разбирая темы любви и жизненных ценностей, мы не раз касались темы семьи. И это естественно, ибо семья — величайшая ценность вне зависимости от возраста. Качество и характер взаимоотношений с близкими, отраженные в сказках, во многом зависят от возраста автора. В детских сказках образ родителей связан с благами, благополучием, чувством защищенности. Стремление к самостоятельности, достигающее пика в подростковом возрасте, вносит в отношения с родителями конфликтные нотки, но интересно, что почти в 85 % исследованных нами сказок в финале подтверждалась правота родителей. В сказках взрослых, в особенности пожилых людей, заметно желание восстановить в семье мир, гармонию, проявить лучшие стороны личности по отношению к близким людям. С другой стороны, прослеживается тревога, связанная с одиночеством и потерей близких отношений с детьми. Часто встречается тема обиды, связанная со взрослыми детьми. У сказок о взаимоотношениях в семье много вариаций. Есть истории с явным конфликтным содержанием, которое отражено в следующих переживаниях: 1. Переживание конфликта в семье и стремление предотвратить разрыв родителей; 2. Переживание ограничительного давления со стороны родителей и борьба с ним; 3. Переживание страха потери родителей у детей и переживание одиночества и потери детей у родителей; 4. Переживания, связанные с актуализацией теневой природы одного из родителей; 5. Переживания, связанные с деструктивными отношениями между братьями или сестрами или членами семьи старшего поколения; 6. Переживания, связанные со «старением» семейных отношений, «семейной обыденностью» или неурядицами. Конфликтное содержание сказок о взаимоотношениях в семье обусловлено реалиями жизни. Самые запутанные сюжеты и комбинации возникают именно во взаимоотношениях с близкими. Но, сочиняя сказку, автор неосознанно ищет выход из создавшегося положения, подключая ресурсы собственной созидательной природы. Ресурсные переживания связаны с взаимопониманием, поддержкой, ощущениями любви и заботы, семейного единства. В сказках взрослых нередко проявляется ресурс приобщения к общечеловеческим ценностям. Приведем пример. Н. И., 59лет Жили-были... Нет, не старик со старухой, а обыкновенные муж с женой. И жили они, поживали и добро наживали. И дети у них были. И дом свой. И дача. И на Канары ездили... И все бы хорошо, да поселилась в их доме Скука. Стали они ворчать, раздражаться, завидовать всем. Что делать? Решили пойти по свету, найти то, что потеряли. А что? Они и сами не знали. Идут они, идут. А навстречу Терпение. Мудрые слова им говорит, успокаивает. Решили его с собой взять. Стали меньше ворчать друг на друга. Любую работу без раздражения делать. Но что-то все не так... Встретилась им на пути Мудрость. Рассказали они ей про свою беду. Долго она объясняла, что да как. Многое стало понятней в причинах бед, и пригласили они и ее в путь. Жить-то стало легче: и причины определят, и цель наметят, и способ выберут. Но Скука-то тут как тут. И пошли они дальше... А навстречу Любовь. И все озарилось вокруг. Дети кинулись к ним в объятья, засветились глаза родителей. Улыбнулись Терпение и Мудрость. Все теперь в мире людей радовало их. Но что-то все же не так... И тут выглянуло солнце. О, как красив был мир вокруг! Природа раскрыла для людей новый смысл бытия, раскрыла мир Гармонии и Красоты жизни. «Чудо!» — воскликнули все. И в этот же миг Женщина вновь стала Матерью. Малыш был прекрасен. «Назовем его Счастье!» — прошептал просветленный Отец. И они пошли дальше. Рядом были Терпение, Мудрость, Любовь. А сверху, заливая их теплом и светом, улыбалось им Солнце. Счастье! Эта сказка является примером самотерапии автора. Именно приобщение к общечеловеческим ценностям и изменение себя позволяют семье обрести утраченные взаимопонимание и гармонию, фактически начать новую жизнь. Тема взаимоотношений в семье, ярко проявленная в сказке, — это указание на актуальность для автора именно этой проблематики. Поэтому «мишень» психологической работы устанавливается сразу. Имея определенные трудности в общении с близкими, человек стремится найти выход, прийти к внутренней стабильности. Дети для этого используют фантазии: они описывают счастливое разрешение проблем, которое происходит благодаря вмешательству высших сил (Деда Мороза, Волшебников и пр.). Взрослые нередко либо делают акцент на внутренних изменениях героев, либо, как и дети, фантазируют о счастливом стечении обстоятельств. Безусловно, если в сказке разрешение конфликта происходит за счет внутренних изменений, озарений героев, это важное проявление ресурсного содержания. Если конфликт в сказке разрешается за счет вмешательства высших сил (или других внешних обстоятельств), это будет указывать на проявление инфантильных тенденций автора, на его склонность к избеганию ответственности за самого себя и ситуацию. Даже на этом основании можно сформулировать задачи психологической работы. Итак, при актуализации семейной темы главной задачей психологической работы становится содействие гармонизации взаимоотношений между ее членами. В любом случае, психолог будет целенаправленно формировать отношения взаимного принятия, заботы и доверия, в процессе чего и будут происходить внутренние изменения у автора и его близких. Семейная тема в авторских сказках имеет множество модификаций в сюжетах, и мы обсудим наиболее распространенные из них. Сюжет первый: «послушание—ослушание», или Детское непослушание и его последствия Фабула таких сказок построена на активном противодействии героя воле родителей. Герой не слушает родительских просьб, указаний, предупреждений и живет сообразно собственным желаниям и представлениям. Последующие события убеждают героя в справедливости и правоте родителей. Осознавая это, герой меняет свое поведение (хотя бы на когнитивном уровне). Приведем примеры. Валя, 8 лет История божьей коровки Жила-была божья коровка. У нее были дети, тоже божьи коровки. И однажды они пошли гулять далеко-далеко. За поля, за луга и, наконец, остановились. Мама говорит: «Пойдем-ка домой». Дети отвечают: «Нет». А мама отвечает: «Скоро дождь пойдет, и нас смоет прямо вон в ту долину, которая очень далеко от нашего дома, которая в пяти милях от дома». И вдруг полил дождь! И как мама сказала, их смыло прямо в ту долину! В эту минуту вернулся отец и очень рассердился! И полетел за женой. А в это время прилетели птицы. А отец позвал своего друга волка. Волк подвез их прямо в дом. И они жили хорошо и счастливо. Комментарии к сказке Вали. Эта сказка — яркий пример проявления детьми непослушания с последующим осознанием правоты родителей. Также по этой истории можно составить представление об образах мамы и папы в восприятии ребенка. Образ матери связан с переживанием новых впечатлений, исследованием незнакомых территорий, а также с предупреждением об опасности. Причем дети могут проигнорировать предупреждение матери об опасности и вместе с ней попасть в беду, из которой их вызволит авторитетный, уважаемый даже волком отец. Татьяна, 12 лет Жила в одном старинном поселке маленькая девочка, она никогда не слушалась старших. Однажды девочке захотелось погулять в лесу, но мама запретила ей ходить в лес одной. Девочка, конечно, ослушалась маму и убежала в лес. Она ходила по лесу, все дальше и дальше. И вдруг она очутилась в темном густом лесу. Ей было страшно, и она заплакала. И вот она слышит, как кто-то играет на каком-то тонком инструменте. Она пошла на звук инструмента. И вышла к домику. Он был очень низкий и только в одном окошке горел маленький огонек. Девочка подошла к нему, постучалась, никто не ответил, она вошла. Комната была светлая, и в углу, около окна в креслице сидела старушка. Девочка поздоровалась. Бабушка попросила ее подойти и рассказать, как она сюда попала. Девочка все рассказала, все как было, и попросила помощи. Бабушка сказала, что поможет ей: «Но пообещай мне, что будешь слушаться взрослых». Девочка согласилась. Бабушка взмахнула рукой, и девочка очутилась дома. «Доченька, сходи за водой», — сказала мама. «Да, мамочка», — ответила дочка. И впредь девочка всегда слушалась взрослых. Комментарий к сказке Татьяны. Центральный конфликт в сказке — сопротивление воле родителей с последующим наказанием проступка. Подобный сюжет довольно часто встречается в детских историях. Данная сказка — показатель процесса формирования «нравственного иммунитета» в аспекте «законопослушания», способности следовать определенным правилам человеческого общежития. Следующая сказка также является иллюстрацией данного процесса. Дима, 12 лет Захотели в театр Маша и Юра. Но родители были очень заняты работой и им отказали. Но дети не собирались сдаваться и стали придумывать разные уговоры. Но родители не сдавались. Они настаивали на своем, и раздавались одни и те же фразы: «у меня дела», «в другой раз», «сходим на выходных». Но детям не хотелось ни завтра, ни в другой раз, им хотелось сегодня. Они задумали план, как сбежать из дома. Они взяли все свои деньги и ушли, сказав родителям, что пошли во дворик погулять с друзьями. Они пошли с друзьями, но они заблудились и пошли искать дорогу домой. И тут, как в сказке, идут родители. И дети пообещали больше не уходить. Сказки, приведенные здесь в качестве примера, являются отражением процесса неосознанной психологической коррекции авторами самих себя. Сочиняя сказку, ребята фактически гармонизировали архаический сюжет «послушания—ослушания» в пространстве своего внутреннего мира. Архаический сюжет «послушания—ослушания» связан с переживаниями принадлежности к роду. Подобный сюжет встречается во многих сказках и мифах (например, «Колобок» или «Гуси-лебеди»). Причем, чем древнее история, тем жестче звучит мотив наказания за ослушание родителей. Приведем пример, который может показаться жестоким. Однако он хорошо иллюстрирует эволюцию сюжета «послушания—ослушания». В одном древнем индейском мифе рассказывается о женщине, которая, поджидая мужа с охоты, варила обед. Рядом бегал ее маленький сын и все время норовил «сунуть нос» в котел. Мать многократно предупреждала сына об опасности ожога. Тогда непослушный мальчуган сказал, что отправится в лес погулять. Мать предупредила его об опасности быть съеденным дикими зверями. Когда же с охоты вернулся ее усталый супруг, женщина стала кормить его похлебкой, которая оказалась необыкновенно вкусной. Через некоторое время сытый и довольный муж заметил, что нигде нет их сына. Женщина ответила, что похлебка была вкусна именно оттого, что в ней был сварен сын. Причем обезумевшему от горя супругу она объяснила свой поступок именно непослушанием сына: «Подумай, он такой непослушный и глупый, что сегодня, несмотря на мои предупреждения, либо обварился бы в котле, либо был бы растерзан дикими зверями. Так или иначе мы бы его все равно потеряли. В виде похлебки он хотя бы принес нам пользу. Не печалься, у нас с тобой будет еще много детей, умных и послушных!» Это очень древняя история, и в те времена никто не занимался защитой прав ребенка. Послушание родителям — это то единственное, что давало возможность ребенку выжить. В сказке «Колобок» ослушание и чрезмерная самостоятельность также приводят к гибели героя. Один из смыслов сказки «Колобок» выражен в идее о том, что стремление ребенка следовать собственному желанию «посмотреть мир» может быть небезопасным и вообще плохо закончиться. Кстати, некоторые дети, отвечая на вопрос о том, чему нас учит сказка о Колобке, говорят: «Слушаться родителей». Ребенок, бессознательно идентифицируя себя с Колобком, рассматривает его путешествие как преодоление родительского запрета «не ходи далеко от дома» и в финале сказки получает объяснение ограничениям свободы, обычно налагаемым родителями. Поскольку Колобок «погибает», ребенок понимает, почему дальние самостоятельные передвижения опасны. Благодаря таким сказкам у ребенка постепенно формируется «мотив послушания». С чем он связан и чем обоснован? Для современного ребенка формула «надо слушаться старших» без дополнительного обсуждения «не работает». Необходимо разобраться, почему родители вводят определенные ограничения свободы. Часто родительские запреты связаны с предвосхищением драматических событий, обусловленных «неправильным» поведением ребенка. Не каждая мать или отец могут доступно объяснить ребенку причины запрета, проанализировать варианты последствий поведения. Поэтому, чтобы оградить ребенка от опасности, они, используя свой авторитет и влияние, вводят директивный запрет на определенный образ действий или поведение ребенка в целом. Итак, ограничения, рекомендации, запреты, предостережения родителей связаны прежде всего с заботой о безопасности ребенка. Послушание родителям чрезвычайно важно в ранний период развития, ибо связано с обучением основам жизни. В животном мире послушание детенышей родителям также необходимо на раннем этапе развития: оно является условием ориентации в окружающем мире. Но проходит время, детеныш подрастает и начинает самостоятельную жизнь. Так и на раннем этапе жизни ребенка послушание родителям — залог его выживания и развития. В дальнейшем послушание заменяется сотрудничеством и взаимным уважением. Проблема возникает тогда, когда родители или сам молодой человек начинают «эксплуатировать» мотив послушания. Например, довольно странно, когда родители выстраивают отношения, основанные на указаниях и запретах, с подростком, который уже может рассчитывать на партнерство с родителями или хотя бы на грамотное обоснование запретов. В таком случае он, как правило, начинает протестовать, пока не преодолеет ограничение или не убедится в его правильности. В качестве примера приведем даже не сказку, а пьесу. Люда, 15 лет Пьеса Действующие лица: Автор Девочка Настя Парень Мама Папа Подруга Автор. Однажды вечером я задумалась об одной девочке и мальчике. Они встречались долгое время, но со временем девочка совсем перестала думать о школе, о родителях, потому что у нее начались проблемы с ее парнем. Проблемы были связаны, главным образом, с родителями из-за молодого человека. Девочка. Мама, сегодня мне надо быть в 19 часов у кинотеатра «Москва»! Ты меня отпустишь? Мама. Зачем тебе надо быть там? Ведь у тебя много дел. Девочка. Мама, пожалуйста, отпусти меня, мне просто очень нужно встретиться со своим молодым человеком. Мама. Нет. Ты можешь отменить эту встречу, просто позвонить и сказать, что у тебя дела! Папа. Конечно, ты можешь позвонить и отменить встречу, встретиться завтра. Девочка. Я так и знала! Что вы меня никуда не отпустите. Можно, я сделаю то, что надо, и пойду на встречу? Мама, папа (хором). Нет! Ты еще не должна так рано думать о мальчиках, тебе всего 15 лет. Девочка. Мама, Папа, но если я встречаюсь с молодым человеком, ведь это ничему не помеха. Мама. Ты ни о чем не думаешь, у тебя в голове только одни встречи. Автор. Девочка с заплаканными глазами отправилась к себе в комнату и стала звонить своему молодому человеку. Девочка набрала номер. Девочка. Прости! Но я не могу сегодня с тобой встретиться. У меня много дел. Мальчик. Но что, ты не можешь отменить свои дела? Ведь мыс тобой так долго не видели друг друга. Девочка. Нет! Я не могу, мне не разрешают родители. Мальчик. Ну, что ж, тогда до встречи. Девочка. Но мы можем встретиться в другой раз? Мальчик. Если у меня будет свободное время, я тебе позвоню. Автор. Девочка поругалась с родителями и отправилась заниматься своими делами. Девочка в комнате набирает номер телефона своей подруги. Аня. Привет, Настя, почему у тебя такой грустный голос? Настя. Я поругалась с родителями. Аня. А что случилось? Автор. Настя рассказала о своей проблеме подруге и после разговора с ней начала заниматься. Прошло несколько дней Мама. Настя, почему я никогда не вижу, что ты делаешь уроки? Настя. Я не хочу с тобой разговаривать. Вы меня не понимаете. Мама. Мы тебя во всем понимаем. Настя. Нет. Автор. Прошло некоторое время, и Настя стала задумываться, почему ей не звонит ее молодой человек. И она решила позвонить ему сама. Настя. Привет! Мы можем сегодня с тобой встретиться? Парень. Нет! Нам надо с тобой расстаться. Настя. Почему? Автор. Настин молодой человек рассказал, почему им нужно расстаться. Настя очень сильно расстроилась и пошла к родителям. Настя. Мама из-за вас я потеряла своего молодого человека. Мама. Почему? Автор. Настя сказала маме, что для нее очень много значил ее молодой человек, а теперь все кончилось. Прошло несколько дней, и Настя по дороге встретила красивого парня и стала с ним встречаться. Потом она поняла, что родители ни в чем не виноваты. Он, наверное, сам хотел с ней расстаться. Настя взялась за ум, и у нее теперь все хорошо: и с родителями, и в школе, и с ее молодым человеком. Эта пьеса также может являться актом самотерапии автора. «Расписав» конфликтную ситуацию в лицах, Люда получает возможность увидеть перспективу событий и убедиться в правильности родительского запрета. Родители оказываются более дальновидными людьми, и это естественно, ведь у них значительно больше жизненного опыта. Описывая в сказке свои взаимоотношения с родителями, подросток начинает лучше в них разбираться: видеть детали ситуации и осознавать причины родительских ограничений. Анализируя сюжет «послушания—ослушания», сравнивая сказки современных детей и подростков со старинными историями, можно заметить, как эволюционирует этот сюжет. В древних сказках герои слушают родителей главным образом из-за страха наказания с их стороны. В современных сказках герои приходят к послушанию на основании уважения к дальновидности, прозорливости и жизненному опыту родителей. В этом случае послушание становится условием и выживания ребенка, и его развития. Надя, 16 лет В одной деревне жили бабуля с внучкой. Бабуля была очень больна и даже не вставала с кровати. А внучка была до чего же лентяйкой, непослушной да глупой. Как-то раз бабуля ей сказала: «Внученька, а внученька, сходи в городок, купи хлеба». Она говорит: «Не хочу, я устала». И все-таки пошла Настенька в городок через лес. А бабушка ей сказала: «Не ходи через лес, а иди через деревню». Внучка ее не послушала, пошла по лесу, заодно ягод поесть хотела. И вдруг навстречу ей идет косолапый медведь. Внучка испугалась и упала в обморок. Открывает глаза и видит перед собой будку. Медведя в будке не было, и она убежала. Хорошо, что не было медведя, так бы застряла она там надолго. Внучка поняла, что бабулю надо слушаться. Теперь она бабулю слушает и помогает ей — взялась за ум. Во многих сказках с сюжетом «послушание—ослушание» содержится идея о том, что понимание правомерности и целесообразности родительских рекомендаций приходит к герою после того, как он переживет стресс. Запреты и предостережения родителей связаны со стремлением уберечь ребенка от неприятностей. Однако тенденция к самостоятельным действиям, которая в подростковый период становится доминирующей, мотивирует молодого человека учиться на собственных ошибках. Сюжет «послушание—ослушание» становится очень значимым, начиная с подросткового возраста: «нравственный иммунитет» еще недостаточно сформирован, а стремление к самостоятельности велико. Сюжет «послушание—ослушание» в сказках взрослых приобретает оттенки морализирования, направленного по отношению к детям. Приведем пример. Татьяна С. Сказка о блудной дочери Жили-были муж да жена, и была у них любимая дочка. Раз позвали подружки поехать ее с ними отдыхать. Долго уговаривали родители свое дитя остаться с ними, но она упросила их, и они отступились. Много интересного она увидела в другой стране, со многими людьми встречалась. Вернулась домой, и родители не узнали свою послушную дочь. И внешне изменилась: выкрасила волосы, накрасила ногти, глаза, а главное — перестала слушаться родителей. Она ушла из родительского дома. Много трудностей выпало на долю непослушной дочери. Многие ее обманывали, обижали, и она стала лгать, хитрить, изворачиваться. Но все это время она помнила о родителях, об их любви к ней, заботе и добрых советах. И в одно прекрасное время она решила изменить свою жизнь, вернуться в родной дом. Встретила ее мать с такой искренней радостью, что у нее отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни дышать. Но любимого батюшку она не застала в живых. Пошла на кладбище и низко поклонилась на его могиле. Сказка ложь, да в ней намек, добрым девушкам урок. В этой сказке отразилось беспокойство матери за дочь, стремление уберечь ее от печалей и теневых реалий жизни. Для многих родителей их взрослые дети так и остаются маленькими детьми. Однако наступает момент, когда молодому человеку или девушке необходимо приобретать свой опыт, совершать собственные ошибки и нести ответственность за свои поступки. Оберегая выросшего ребенка в соответствии с собственными представлениями о заботе и защите, родители фактически потворствуют процветанию инфантильных тенденций. Желание иметь «послушного» ребенка на протяжении всей жизни, связано с неосознанным стремлением к контролю и непринятием изменений. И этот момент чаще всего является источником конфликтов между взрослыми детьми и их родителями. Указание на такого рода стремление есть и в сказке Татьяны. Это может стать предметом для психологической работы с ней. С другой стороны, ресурс любви и принятия «заблудившегося» ребенка позволяет психологу гармонизировать отношения родителей с взрослеющими детьми. Часто страх оказаться брошенными, одинокими заставляет взрослых родителей вспомнить о том, что дети их должны быть послушными, внимательными, заботливыми. Приведем пример. Т.Н., 60 лет В одном прекрасном городе на свете жила одна женщина. Не отличалась она ни большим умом, ни особой красотой, но она умела очень сильно любить. Сначала всем на свете для нее были ее старенькая мама и маленькая дочка, которую растили они вдвоем с бабушкой, не щадя себя. Из всех сил женщина старалась, чтобы семья не бедствовала, чтобы дочка развивалась духовно, а бабушке было уютно в их маленькой семье. Они жили скромно, но это было счастливое время. Но оно шло, и что должно было случиться — случилось: мама этой женщины умерла; а дочка выросла и создала свою семью. И то и другое женщина перенесла очень непросто. Она страдала, но тихо, все-таки у нее хватило разума понять, что она должна, наконец, окончательно перерезать ту невидимую пуповину, которая очень еще привязывала ее к дочери. Они жили втроем в маленьком пространстве своей квартиры, но женщина тогда не понимала, что это и есть счастье — вот так смотреть, как становится хозяйкой и очень мудрой женой ее дочка. А потом случилось очень большое, но очень трудное счастье — появился белоголовый мальчишка, который затмил женщине все остальное. Это длилось семь лет. И вдруг ее взрослые дети решили круто изменить свою жизнь и попытать счастья в заморских краях. Для женщины это был неожиданный, очень болезненный удар. Она-то мечтала старость свою прожить рядом с детьми, смотреть, как взрослеет ее любимый малыш, знать, что всегда во время болезни ей кто-то поможет, поддержит, как выражаются, всегда подаст стакан воды. Все вдруг рухнуло. Она столько плакала и убивалась, что серьезно заболела, чуть не отдала Богу душу. Но и это ее не отрезвило и ничему не научило. Она поднялась на ноги, но все равно стенать продолжала, доходя в отчаянии почти до безумия. Все в ней сопротивлялось: почему это случилось со мной? Как я дожила до такого? Неужели я это заслужила? И вдруг, в самые отчаянные минуты ее жизни, кто-то мягко, но очень крепко взял ее за плечи и довольно сильно, но не больно встряхнул. Перед ней стояла прекрасная милая женщина. — Кто вы? — с болью и надеждой спросила женщина. — Я пришла, чтобы помочь тебе снова обрести себя. Хочу стать твоим Учителем. Я не могла больше смотреть на то, как ты разрушаешь себя. О том, как началось исцеление женщины, как оно продолжается и еще и сейчас, — это уже другая сказка, очень трудная и длинная. Но она должна закончиться очень хорошо. В этой истории отразились боль матери и страх одиночества. Действительно, дети вырастают и «послушание» уже перестает быть адекватным уровню их развития. Получается, что родители обречены на одиночество. Однако это не так. Освобожденные от бремени «руководства жизнью» взрослых детей, родители, уже будучи пожилыми людьми, могут посвятить время своему росту. Заботясь о собственном внутреннем мире, не растрачивая силы на бесплодные переживания, родители могут сосредоточить в себе энергию мудрости и покоя. Именно в этом больше всего нуждаются их взрослые дети, устав от боев за место под солнцем. Ощущая силу покоя и мудрости, исходящую от родителей, получая от них тонкие недирективные советы, взрослые дети вновь становятся «послушными». Они с умиротворением слушают и впитывают мудрость рода, носителем которой являются пожилые родители, заботящиеся о своем внутреннем мире. В. А. Волшебная сказка Вот уже приближается праздник, он близко, очень близко. В доме будет семейный праздник. Как хочется мне, хотя бы на несколько минут стать доброй феей. Создать в доме спокойствие и благополучие. Излечиться и не думать, забыть о болезни мужа. Праздновать без проблем. Поднимая тост с сыном, с мужем, не думать о плохом. Хочется верить в чудеса волшебной сказки. Делиться добром с близкими, родными, дорогими моему сердцу. Я верю в чудо, оно обязательно произойдет. А моя волшебная сказка станет явью. Для того чтобы ребенок был «послушным», родителям необходимо постоянно заботиться о своем внутреннем мире, создавая положительные мысли, храня тайну и мудрость рода. Эти идеи отражены в сказке В. А. Итак, «послушание» связано с умением слушать и слышать — тонкое предупреждение об опасности, мудрый совет, своевременный запрет. В этом случае «послушание» определяет процесс познания законов жизни, сопричастность родовой информации, передаваемой от родителей к детям. Однако будем помнить, что «слушаться» можно только тех, кому доверяешь и уважаешь. Это, безусловно, накладывает на родителей особую ответственность. Ослушание же является, с этой точки зрения, проявлением незрелости, нечувствительности к знаниям о жизни, недальновидности. За это и сказочный герой, и реальный ребенок несут заслуженное наказание. Нередко ослушание связано с ощущением давления со стороны родителей. В этом случае психолог может обсудить с родителями автора сказки тему «послушания—ослушания» и найти гармоничные и эффективные способы убеждения их ребенка. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |