Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье




Тема детско-родительских отношений и взаимоотношений в семье проявляется в различных вариантах в каждой второй сказке. В предыду­щих главах, разбирая темы любви и жизненных ценностей, мы не раз касались темы семьи. И это естественно, ибо семья — величайшая цен­ность вне зависимости от возраста.

Качество и характер взаимоотношений с близкими, отраженные в сказках, во многом зависят от возраста автора. В детских сказках образ родителей связан с благами, благополучием, чувством защищенности. Стремление к самостоятельности, достигающее пика в подростковом возрасте, вносит в отношения с родителями конфликтные нотки, но инте­ресно, что почти в 85 % исследованных нами сказок в финале под­тверждалась правота родителей.

В сказках взрослых, в особенности пожилых людей, заметно жела­ние восстановить в семье мир, гармонию, проявить лучшие стороны лич­ности по отношению к близким людям. С другой стороны, прослежива­ется тревога, связанная с одиночеством и потерей близких отношений с детьми. Часто встречается тема обиды, связанная со взрослыми детьми.

У сказок о взаимоотношениях в семье много вариаций. Есть истории с явным конфликтным содержанием, которое отражено в следующих переживаниях:

1. Переживание конфликта в семье и стремление предотвратить раз­рыв родителей;

2. Переживание ограничительного давления со стороны родителей и борьба с ним;

3. Переживание страха потери родителей у детей и переживание оди­ночества и потери детей у родителей;

4. Переживания, связанные с актуализацией теневой природы одно­го из родителей;

5. Переживания, связанные с деструктивными отношениями между братьями или сестрами или членами семьи старшего поколения;

6. Переживания, связанные со «старением» семейных отношений, «семейной обыденностью» или неурядицами.

Конфликтное содержание сказок о взаимоотношениях в семье обус­ловлено реалиями жизни. Самые запутанные сюжеты и комбинации воз­никают именно во взаимоотношениях с близкими. Но, сочиняя сказку, автор неосознанно ищет выход из создавшегося положения, подключая ресурсы собственной созидательной природы. Ресурсные переживания связаны с взаимопониманием, поддержкой, ощущениями любви и забо­ты, семейного единства. В сказках взрослых нередко проявляется ре­сурс приобщения к общечеловеческим ценностям.

Приведем пример.

Н. И., 59лет

Жили-были... Нет, не старик со старухой, а обыкновенные муж с женой. И жили они, поживали и добро наживали. И дети у них были. И дом свой. И дача. И на Канары ездили...

И все бы хорошо, да поселилась в их доме Скука. Стали они ворчать, раз­дражаться, завидовать всем. Что делать? Решили пойти по свету, найти то, что потеряли. А что? Они и сами не знали.

Идут они, идут. А навстречу Терпение. Мудрые слова им говорит, успо­каивает. Решили его с собой взять. Стали меньше ворчать друг на друга. Лю­бую работу без раздражения делать. Но что-то все не так...

Встретилась им на пути Мудрость. Рассказали они ей про свою беду. Дол­го она объясняла, что да как. Многое стало понятней в причинах бед, и при­гласили они и ее в путь. Жить-то стало легче: и причины определят, и цель наметят, и способ выберут. Но Скука-то тут как тут. И пошли они дальше...

А навстречу Любовь. И все озарилось вокруг. Дети кинулись к ним в объятья, засветились глаза родителей. Улыбнулись Терпение и Мудрость. Все теперь в мире людей радовало их. Но что-то все же не так...

И тут выглянуло солнце. О, как красив был мир вокруг! Природа раскры­ла для людей новый смысл бытия, раскрыла мир Гармонии и Красоты жизни.

«Чудо!» — воскликнули все. И в этот же миг Женщина вновь стала Мате­рью. Малыш был прекрасен. «Назовем его Счастье!» — прошептал просвет­ленный Отец.

И они пошли дальше. Рядом были Терпение, Мудрость, Любовь. А свер­ху, заливая их теплом и светом, улыбалось им Солнце. Счастье!

Эта сказка является примером самотерапии автора. Именно приоб­щение к общечеловеческим ценностям и изменение себя позволяют се­мье обрести утраченные взаимопонимание и гармонию, фактически на­чать новую жизнь.

Тема взаимоотношений в семье, ярко проявленная в сказке, — это указание на актуальность для автора именно этой проблематики. По­этому «мишень» психологической работы устанавливается сразу.

Имея определенные трудности в общении с близкими, человек стре­мится найти выход, прийти к внутренней стабильности. Дети для этого используют фантазии: они описывают счастливое разрешение проблем, которое происходит благодаря вмешательству высших сил (Деда Моро­за, Волшебников и пр.). Взрослые нередко либо делают акцент на внут­ренних изменениях героев, либо, как и дети, фантазируют о счастливом стечении обстоятельств.

Безусловно, если в сказке разрешение конфликта происходит за счет внутренних изменений, озарений героев, это важное проявление ре­сурсного содержания. Если конфликт в сказке разрешается за счет вме­шательства высших сил (или других внешних обстоятельств), это будет указывать на проявление инфантильных тенденций автора, на его склон­ность к избеганию ответственности за самого себя и ситуацию. Даже на этом основании можно сформулировать задачи психологической работы.

Итак, при актуализации семейной темы главной задачей психологи­ческой работы становится содействие гармонизации взаимоотношений между ее членами. В любом случае, психолог будет целенаправленно формировать отношения взаимного принятия, заботы и доверия, в про­цессе чего и будут происходить внутренние изменения у автора и его близких.

Семейная тема в авторских сказках имеет множество модификаций в сюжетах, и мы обсудим наиболее распространенные из них.

Сюжет первый: «послушание—ослушание», или Детское непослушание и его последствия

Фабула таких сказок построена на активном противодействии героя воле родителей. Герой не слушает родительских просьб, указаний, пре­дупреждений и живет сообразно собственным желаниям и представле­ниям. Последующие события убеждают героя в справедливости и пра­воте родителей. Осознавая это, герой меняет свое поведение (хотя бы на когнитивном уровне).

Приведем примеры.

Валя, 8 лет

История божьей коровки

Жила-была божья коровка. У нее были дети, тоже божьи коровки. И од­нажды они пошли гулять далеко-далеко. За поля, за луга и, наконец, остано­вились.

Мама говорит: «Пойдем-ка домой». Дети отвечают: «Нет». А мама отве­чает: «Скоро дождь пойдет, и нас смоет прямо вон в ту долину, которая очень далеко от нашего дома, которая в пяти милях от дома».

И вдруг полил дождь! И как мама сказала, их смыло прямо в ту долину! В эту минуту вернулся отец и очень рассердился! И полетел за женой.

А в это время прилетели птицы. А отец позвал своего друга волка. Волк подвез их прямо в дом. И они жили хорошо и счастливо.

Комментарии к сказке Вали. Эта сказка — яркий пример проявления детьми непослушания с последующим осознанием правоты родителей. Также по этой истории можно составить представление об образах мамы и папы в восприятии ребенка.

Образ матери связан с переживанием новых впечатлений, исследо­ванием незнакомых территорий, а также с предупреждением об опасно­сти. Причем дети могут проигнорировать предупреждение матери об опасности и вместе с ней попасть в беду, из которой их вызволит авто­ритетный, уважаемый даже волком отец.

Татьяна, 12 лет

Жила в одном старинном поселке маленькая девочка, она никогда не слу­шалась старших.

Однажды девочке захотелось погулять в лесу, но мама запретила ей хо­дить в лес одной. Девочка, конечно, ослушалась маму и убежала в лес.

Она ходила по лесу, все дальше и дальше. И вдруг она очутилась в тем­ном густом лесу. Ей было страшно, и она заплакала.

И вот она слышит, как кто-то играет на каком-то тонком инструменте. Она пошла на звук инструмента. И вышла к домику. Он был очень низкий и толь­ко в одном окошке горел маленький огонек. Девочка подошла к нему, посту­чалась, никто не ответил, она вошла. Комната была светлая, и в углу, около окна в креслице сидела старушка. Девочка поздоровалась. Бабушка попро­сила ее подойти и рассказать, как она сюда попала.

Девочка все рассказала, все как было, и попросила помощи. Бабушка сказала, что поможет ей: «Но пообещай мне, что будешь слушаться взрос­лых». Девочка согласилась. Бабушка взмахнула рукой, и девочка очутилась дома.

«Доченька, сходи за водой», — сказала мама. «Да, мамочка», — ответи­ла дочка.

И впредь девочка всегда слушалась взрослых.

Комментарий к сказке Татьяны. Центральный конф­ликт в сказке — сопротивление воле родителей с последующим наказа­нием проступка. Подобный сюжет довольно часто встречается в детских историях. Данная сказка — показатель процесса формирования «нрав­ственного иммунитета» в аспекте «законопослушания», способности следовать определенным правилам человеческого общежития.

Следующая сказка также является иллюстрацией данного процесса.

Дима, 12 лет

Захотели в театр Маша и Юра. Но родители были очень заняты работой и им отказали. Но дети не собирались сдаваться и стали придумывать разные уговоры. Но родители не сдавались. Они настаивали на своем, и раздава­лись одни и те же фразы: «у меня дела», «в другой раз», «сходим на выход­ных».

Но детям не хотелось ни завтра, ни в другой раз, им хотелось сегодня. Они задумали план, как сбежать из дома. Они взяли все свои деньги и ушли, сказав родителям, что пошли во дворик погулять с друзьями. Они пошли с друзьями, но они заблудились и пошли искать дорогу домой. И тут, как в сказке, идут родители. И дети пообещали больше не уходить.

Сказки, приведенные здесь в качестве примера, являются отражени­ем процесса неосознанной психологической коррекции авторами самих себя. Сочиняя сказку, ребята фактически гармонизировали архаичес­кий сюжет «послушания—ослушания» в пространстве своего внутрен­него мира.

Архаический сюжет «послушания—ослушания» связан с пережива­ниями принадлежности к роду. Подобный сюжет встречается во многих сказках и мифах (например, «Колобок» или «Гуси-лебеди»). Причем, чем древнее история, тем жестче звучит мотив наказания за ослушание ро­дителей. Приведем пример, который может показаться жестоким. Од­нако он хорошо иллюстрирует эволюцию сюжета «послушания—ослу­шания».

В одном древнем индейском мифе рассказывается о женщине, кото­рая, поджидая мужа с охоты, варила обед. Рядом бегал ее маленький сын и все время норовил «сунуть нос» в котел. Мать многократно пре­дупреждала сына об опасности ожога. Тогда непослушный мальчуган сказал, что отправится в лес погулять. Мать предупредила его об опас­ности быть съеденным дикими зверями. Когда же с охоты вернулся ее усталый супруг, женщина стала кормить его похлебкой, которая оказа­лась необыкновенно вкусной. Через некоторое время сытый и доволь­ный муж заметил, что нигде нет их сына. Женщина ответила, что по­хлебка была вкусна именно оттого, что в ней был сварен сын. Причем обезумевшему от горя супругу она объяснила свой поступок именно непослушанием сына: «Подумай, он такой непослушный и глупый, что сегодня, несмотря на мои предупреждения, либо обварился бы в котле, либо был бы растерзан дикими зверями. Так или иначе мы бы его все равно потеряли. В виде похлебки он хотя бы принес нам пользу. Не пе­чалься, у нас с тобой будет еще много детей, умных и послушных!» Это очень древняя история, и в те времена никто не занимался защитой прав ребенка. Послушание родителям — это то единственное, что давало воз­можность ребенку выжить.

В сказке «Колобок» ослушание и чрезмерная самостоятельность так­же приводят к гибели героя. Один из смыслов сказки «Колобок» выра­жен в идее о том, что стремление ребенка следовать собственному же­ланию «посмотреть мир» может быть небезопасным и вообще плохо закончиться. Кстати, некоторые дети, отвечая на вопрос о том, чему нас учит сказка о Колобке, говорят: «Слушаться родителей». Ребенок, бес­сознательно идентифицируя себя с Колобком, рассматривает его путе­шествие как преодоление родительского запрета «не ходи далеко от дома» и в финале сказки получает объяснение ограничениям свободы, обычно налагаемым родителями. Поскольку Колобок «погибает», ребе­нок понимает, почему дальние самостоятельные передвижения опасны.

Благодаря таким сказкам у ребенка постепенно формируется «мотив послушания». С чем он связан и чем обоснован? Для современного ре­бенка формула «надо слушаться старших» без дополнительного обсуж­дения «не работает». Необходимо разобраться, почему родители вводят определенные ограничения свободы.

Часто родительские запреты связаны с предвосхищением драмати­ческих событий, обусловленных «неправильным» поведением ребенка. Не каждая мать или отец могут доступно объяснить ребенку причины запрета, проанализировать варианты последствий поведения. Поэтому, чтобы оградить ребенка от опасности, они, используя свой авторитет и влияние, вводят директивный запрет на определенный образ действий или поведение ребенка в целом. Итак, ограничения, рекомендации, за­преты, предостережения родителей связаны прежде всего с заботой о безопасности ребенка.

Послушание родителям чрезвычайно важно в ранний период разви­тия, ибо связано с обучением основам жизни. В животном мире послу­шание детенышей родителям также необходимо на раннем этапе разви­тия: оно является условием ориентации в окружающем мире. Но прохо­дит время, детеныш подрастает и начинает самостоятельную жизнь. Так и на раннем этапе жизни ребенка послушание родителям — залог его выживания и развития. В дальнейшем послушание заменяется сотруд­ничеством и взаимным уважением. Проблема возникает тогда, когда родители или сам молодой человек начинают «эксплуатировать» мотив послушания. Например, довольно странно, когда родители выстраива­ют отношения, основанные на указаниях и запретах, с подростком, ко­торый уже может рассчитывать на партнерство с родителями или хотя бы на грамотное обоснование запретов. В таком случае он, как правило, начинает протестовать, пока не преодолеет ограничение или не убедит­ся в его правильности.

В качестве примера приведем даже не сказку, а пьесу.

Люда, 15 лет

Пьеса

Действующие лица: Автор Девочка Настя

Парень Мама Папа Подруга

Автор. Однажды вечером я задумалась об одной девочке и мальчике. Они встречались долгое время, но со временем девочка совсем перестала думать о школе, о родителях, потому что у нее начались проблемы с ее пар­нем. Проблемы были связаны, главным образом, с родителями из-за моло­дого человека.

Девочка. Мама, сегодня мне надо быть в 19 часов у кинотеатра «Мос­ква»! Ты меня отпустишь?

Мама. Зачем тебе надо быть там? Ведь у тебя много дел.

Девочка. Мама, пожалуйста, отпусти меня, мне просто очень нужно встретиться со своим молодым человеком.

Мама. Нет. Ты можешь отменить эту встречу, просто позвонить и ска­зать, что у тебя дела!

Папа. Конечно, ты можешь позвонить и отменить встречу, встретиться завтра.

Девочка. Я так и знала! Что вы меня никуда не отпустите. Можно, я сделаю то, что надо, и пойду на встречу?

Мама, папа (хором). Нет! Ты еще не должна так рано думать о маль­чиках, тебе всего 15 лет.

Девочка. Мама, Папа, но если я встречаюсь с молодым человеком, ведь это ничему не помеха.

Мама. Ты ни о чем не думаешь, у тебя в голове только одни встречи.

Автор. Девочка с заплаканными глазами отправилась к себе в комнату и стала звонить своему молодому человеку. Девочка набрала номер.

Девочка. Прости! Но я не могу сегодня с тобой встретиться. У меня много дел.

Мальчик. Но что, ты не можешь отменить свои дела? Ведь мыс тобой так долго не видели друг друга.

Девочка. Нет! Я не могу, мне не разрешают родители.

Мальчик. Ну, что ж, тогда до встречи.

Девочка. Но мы можем встретиться в другой раз?

Мальчик. Если у меня будет свободное время, я тебе позвоню.

Автор. Девочка поругалась с родителями и отправилась заниматься своими делами.

Девочка в комнате набирает номер телефона своей подруги.

Аня. Привет, Настя, почему у тебя такой грустный голос?

Настя. Я поругалась с родителями.

Аня. А что случилось?

Автор. Настя рассказала о своей проблеме подруге и после разговора с ней начала заниматься.

Прошло несколько дней

Мама. Настя, почему я никогда не вижу, что ты делаешь уроки?

Настя. Я не хочу с тобой разговаривать. Вы меня не понимаете.

Мама. Мы тебя во всем понимаем.

Настя. Нет.

Автор. Прошло некоторое время, и Настя стала задумываться, почему ей не звонит ее молодой человек. И она решила позвонить ему сама.

Настя. Привет! Мы можем сегодня с тобой встретиться?

Парень. Нет! Нам надо с тобой расстаться.

Настя. Почему?

Автор. Настин молодой человек рассказал, почему им нужно расстать­ся. Настя очень сильно расстроилась и пошла к родителям.

Настя. Мама из-за вас я потеряла своего молодого человека.

Мама. Почему?

Автор. Настя сказала маме, что для нее очень много значил ее моло­дой человек, а теперь все кончилось. Прошло несколько дней, и Настя по дороге встретила красивого парня и стала с ним встречаться. Потом она по­няла, что родители ни в чем не виноваты. Он, наверное, сам хотел с ней рас­статься.

Настя взялась за ум, и у нее теперь все хорошо: и с родителями, и в школе, и с ее молодым человеком.

Эта пьеса также может являться актом самотерапии автора. «Распи­сав» конфликтную ситуацию в лицах, Люда получает возможность уви­деть перспективу событий и убедиться в правильности родительского запрета. Родители оказываются более дальновидными людьми, и это естественно, ведь у них значительно больше жизненного опыта.

Описывая в сказке свои взаимоотношения с родителями, подросток начинает лучше в них разбираться: видеть детали ситуации и осозна­вать причины родительских ограничений.

Анализируя сюжет «послушания—ослушания», сравнивая сказки современных детей и подростков со старинными историями, можно за­метить, как эволюционирует этот сюжет. В древних сказках герои слу­шают родителей главным образом из-за страха наказания с их стороны. В современных сказках герои приходят к послушанию на основании ува­жения к дальновидности, прозорливости и жизненному опыту родите­лей. В этом случае послушание становится условием и выживания ре­бенка, и его развития.

Надя, 16 лет

В одной деревне жили бабуля с внучкой. Бабуля была очень больна и даже не вставала с кровати. А внучка была до чего же лентяйкой, непослуш­ной да глупой.

Как-то раз бабуля ей сказала: «Внученька, а внученька, сходи в городок, купи хлеба». Она говорит: «Не хочу, я устала».

И все-таки пошла Настенька в городок через лес. А бабушка ей сказала: «Не ходи через лес, а иди через деревню». Внучка ее не послушала, пошла по лесу, заодно ягод поесть хотела. И вдруг навстречу ей идет косолапый мед­ведь. Внучка испугалась и упала в обморок. Открывает глаза и видит перед собой будку. Медведя в будке не было, и она убежала. Хорошо, что не было медведя, так бы застряла она там надолго.

Внучка поняла, что бабулю надо слушаться.

Теперь она бабулю слушает и помогает ей — взялась за ум.

Во многих сказках с сюжетом «послушание—ослушание» содержит­ся идея о том, что понимание правомерности и целесообразности роди­тельских рекомендаций приходит к герою после того, как он переживет стресс. Запреты и предостережения родителей связаны со стремлением уберечь ребенка от неприятностей. Однако тенденция к самостоятель­ным действиям, которая в подростковый период становится доминиру­ющей, мотивирует молодого человека учиться на собственных ошибках. Сюжет «послушание—ослушание» становится очень значимым, начи­ная с подросткового возраста: «нравственный иммунитет» еще недоста­точно сформирован, а стремление к самостоятельности велико.

Сюжет «послушание—ослушание» в сказках взрослых приобретает оттенки морализирования, направленного по отношению к детям. При­ведем пример.

Татьяна С.

Сказка о блудной дочери

Жили-были муж да жена, и была у них любимая дочка.

Раз позвали подружки поехать ее с ними отдыхать. Долго уговаривали родители свое дитя остаться с ними, но она упросила их, и они отступились.

Много интересного она увидела в другой стране, со многими людьми встречалась.

Вернулась домой, и родители не узнали свою послушную дочь. И внешне изменилась: выкрасила волосы, накрасила ногти, глаза, а главное — пере­стала слушаться родителей.

Она ушла из родительского дома. Много трудностей выпало на долю не­послушной дочери. Многие ее обманывали, обижали, и она стала лгать, хит­рить, изворачиваться. Но все это время она помнила о родителях, об их люб­ви к ней, заботе и добрых советах.

И в одно прекрасное время она решила изменить свою жизнь, вернуться в родной дом.

Встретила ее мать с такой искренней радостью, что у нее отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни дышать.

Но любимого батюшку она не застала в живых.

Пошла на кладбище и низко поклонилась на его могиле.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым девушкам урок.

В этой сказке отразилось беспокойство матери за дочь, стремление уберечь ее от печалей и теневых реалий жизни. Для многих родителей их взрослые дети так и остаются маленькими детьми. Однако наступает момент, когда молодому человеку или девушке необходимо приобретать свой опыт, совершать собственные ошибки и нести ответственность за свои поступки. Оберегая выросшего ребенка в соответствии с собствен­ными представлениями о заботе и защите, родители фактически потвор­ствуют процветанию инфантильных тенденций.

Желание иметь «послушного» ребенка на протяжении всей жизни, связано с неосознанным стремлением к контролю и непринятием изме­нений. И этот момент чаще всего является источником конфликтов меж­ду взрослыми детьми и их родителями. Указание на такого рода стрем­ление есть и в сказке Татьяны. Это может стать предметом для психоло­гической работы с ней. С другой стороны, ресурс любви и принятия «заблудившегося» ребенка позволяет психологу гармонизировать отно­шения родителей с взрослеющими детьми.

Часто страх оказаться брошенными, одинокими заставляет взрослых родителей вспомнить о том, что дети их должны быть послушными, вни­мательными, заботливыми. Приведем пример.

Т.Н., 60 лет

В одном прекрасном городе на свете жила одна женщина. Не отличалась она ни большим умом, ни особой красотой, но она умела очень сильно лю­бить.

Сначала всем на свете для нее были ее старенькая мама и маленькая доч­ка, которую растили они вдвоем с бабушкой, не щадя себя. Из всех сил жен­щина старалась, чтобы семья не бедствовала, чтобы дочка развивалась духовно, а бабушке было уютно в их маленькой семье. Они жили скромно, но это было счастливое время.

Но оно шло, и что должно было случиться — случилось: мама этой жен­щины умерла; а дочка выросла и создала свою семью. И то и другое женщи­на перенесла очень непросто. Она страдала, но тихо, все-таки у нее хватило разума понять, что она должна, наконец, окончательно перерезать ту неви­димую пуповину, которая очень еще привязывала ее к дочери.

Они жили втроем в маленьком пространстве своей квартиры, но женщи­на тогда не понимала, что это и есть счастье — вот так смотреть, как стано­вится хозяйкой и очень мудрой женой ее дочка.

А потом случилось очень большое, но очень трудное счастье — появился белоголовый мальчишка, который затмил женщине все остальное. Это дли­лось семь лет. И вдруг ее взрослые дети решили круто изменить свою жизнь и попытать счастья в заморских краях.

Для женщины это был неожиданный, очень болезненный удар. Она-то мечтала старость свою прожить рядом с детьми, смотреть, как взрослеет ее любимый малыш, знать, что всегда во время болезни ей кто-то поможет, поддержит, как выражаются, всегда подаст стакан воды.

Все вдруг рухнуло. Она столько плакала и убивалась, что серьезно забо­лела, чуть не отдала Богу душу. Но и это ее не отрезвило и ничему не научи­ло. Она поднялась на ноги, но все равно стенать продолжала, доходя в отча­янии почти до безумия. Все в ней сопротивлялось: почему это случилось со мной? Как я дожила до такого? Неужели я это заслужила?

И вдруг, в самые отчаянные минуты ее жизни, кто-то мягко, но очень крепко взял ее за плечи и довольно сильно, но не больно встряхнул. Перед ней стояла прекрасная милая женщина.

— Кто вы? — с болью и надеждой спросила женщина.

— Я пришла, чтобы помочь тебе снова обрести себя. Хочу стать твоим Учителем. Я не могла больше смотреть на то, как ты разрушаешь себя.

О том, как началось исцеление женщины, как оно продолжается и еще и сейчас, — это уже другая сказка, очень трудная и длинная. Но она должна закончиться очень хорошо.

В этой истории отразились боль матери и страх одиночества. Дейст­вительно, дети вырастают и «послушание» уже перестает быть адекват­ным уровню их развития. Получается, что родители обречены на одино­чество. Однако это не так. Освобожденные от бремени «руководства жизнью» взрослых детей, родители, уже будучи пожилыми людьми, мо­гут посвятить время своему росту. Заботясь о собственном внутреннем мире, не растрачивая силы на бесплодные переживания, родители мо­гут сосредоточить в себе энергию мудрости и покоя. Именно в этом больше всего нуждаются их взрослые дети, устав от боев за место под солн­цем. Ощущая силу покоя и мудрости, исходящую от родителей, получая от них тонкие недирективные советы, взрослые дети вновь становятся «послушными». Они с умиротворением слушают и впитывают мудрость рода, носителем которой являются пожилые родители, заботящиеся о своем внутреннем мире.

В. А.

Волшебная сказка

Вот уже приближается праздник, он близко, очень близко. В доме будет семейный праздник. Как хочется мне, хотя бы на несколько минут стать доб­рой феей. Создать в доме спокойствие и благополучие. Излечиться и не ду­мать, забыть о болезни мужа. Праздновать без проблем. Поднимая тост с сыном, с мужем, не думать о плохом. Хочется верить в чудеса волшебной сказки. Делиться добром с близкими, родными, дорогими моему сердцу. Я верю в чудо, оно обязательно произойдет. А моя волшебная сказка станет явью.

Для того чтобы ребенок был «послушным», родителям необходимо постоянно заботиться о своем внутреннем мире, создавая положитель­ные мысли, храня тайну и мудрость рода. Эти идеи отражены в сказке В. А.

Итак, «послушание» связано с умением слушать и слышать — тон­кое предупреждение об опасности, мудрый совет, своевременный за­прет. В этом случае «послушание» определяет процесс познания зако­нов жизни, сопричастность родовой информации, передаваемой от ро­дителей к детям. Однако будем помнить, что «слушаться» можно только тех, кому доверяешь и уважаешь. Это, безусловно, накладывает на ро­дителей особую ответственность.

Ослушание же является, с этой точки зрения, проявлением незрело­сти, нечувствительности к знаниям о жизни, недальновидности. За это и сказочный герой, и реальный ребенок несут заслуженное наказание. Нередко ослушание связано с ощущением давления со стороны родите­лей. В этом случае психолог может обсудить с родителями автора сказ­ки тему «послушания—ослушания» и найти гармоничные и эффектив­ные способы убеждения их ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...