Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проф. Д-р Дана Толлингерова — ее жизнь и научные труды ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Драгомира Голоушова, Гана Канторкова Дана Толлингерова родилась 11 ноября 1927 г. в Бышице под Прагой. В реальную гимназию поступила в 1938 году в Мельнике, а завершила среднее образование в классической гимназии в г. Млада-Болеслав. Ее незаурядные дарования сказались уже тогда в выборе двух самых тяжелых предметов на аттестат зрелости — латинский и греческий языки. Высшее образование по психологии она завершила в 1953 году экзаменом на звание доктора философии на философском факультете Карпова университета в Праге. Научная карьера Даны Толлингеровой началась с успешного для нее конкурса на место аспиранта психологических наук в Московском государственном университете в 1953 г., где она приобретала специализацию в области истории психологии под научным руководством Михаила Васильевича Соколова. Предметом ее диссертации стали чешско-русские научные связи на рубеже XVIII и XIX столетий. Свое внимание она нацелила на видного чешского физиолога XVIII ст. Иржи Прохазку. В своей диссертационной работе, которую защитила в 1957 году, она впервые оценила вклад этого ученого в развитие психологии, в особенности рефлексную теорию поведения человека. Выявила доселе неизвестные факты о влиянии этой теории в дореволюционной России, в частности, на возникновение русской физиологической школы. Учебниками физиологии Прохазки, переведенными на русский язык, и его модельными физиологическими микроскопическими препаратами, закупленными для нужд русских высших медицинских учебных заведений, пользовались почти 100 лет в Москве, Петербурге, Тарту и Казани. Еще в конце XIX столетия учил по учебнику физиологии Прохазки в Петербургском университете профессор Цион и по нему же учился и ученик Циона И.П. Павлов. В течение своей учебы Д. Толлингерова встречалась не только со своим научным руководителем, но и с другими видными личностями, работавшими тогда на кафедре психологии философского факультета МГУ. Это были А.Н. Леонтьев. П.Я. Гальперин. С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Б.М. Теплов. А.А. Смирнов, которые также оказали значительное влияние на ее профессиональный рост. По окончании научной подготовки в Москве Дана Толлингерова работала с 1957 года старшим научным сотрудником и одновременно секретарем кафедры педагогики философского факультета Карпова университета. В это же время она одновременно начала работать и в качестве эксперта ЮНЕСКО, прошла и завершила кратковременные курсы последипломного обучения в университете в Женеве и в парижской Сорбонне. В 1959 году, когда в Чехословакии была основана Академия Наук, Д. Толлингерова перешла работать в отдел психологии Педагогического института им. Я.А. Коменского. Здесь она основала Лабораторию программированного обучения, деятельность которой получила в свое время широкий международный отклик, главным образом, благодаря конференциям “Интерпрограмма”. Эта лаборатория действовала до начала семидесятых годов, когда при реорганизации Педагогического института им. Я.А. Коменского она кончила свое существование. Д. Толлингерова переориентировалась на педагогико-дидактическую проблематику. В 1973 году она перешла в министерство просвещения Чешской республики и стала директором отдела попечения об учителях. Она же стояла у колыбели Центрального института по подготовке педагогических работников в Праге, принимала активное участие также в разработке системы повышения квалификации учителей. Эта деятельность давала ей возможность тесного контакта с учителями, а тем самым и глубоко вникнуть в проблемы их жизни и труда. В 1977 году, покинув свой министерский пост, Д. Толлингерова перешла на философский факультет Университета им. Палацкого в г. Оломоуц. где основала и построила кафедру вузовской педагогики, возглавляя ее вплоть до 1990 года. В 1981 г. была назначена доцентом, а в 1987 профессором по научной дисциплине “педагогика”. Вместе со своими сотрудниками обеспечивала последипломное обучение преподавателей в области вузовской педагогики, которое постепенно прошли все преподаватели высших учебных заведений Моравии. Заслуживающую признания работу проводила Д. Толлингерова и в области подготовки специалистов к научной деятельности в качестве лектора, члена и председателя комиссии по защите кандидатский и докторских диссертаций. По специальности “педагогика и педагогическая психология” она воспитала в течение 1965 — 1992 гг. целое поколение специалистов и научных работников. В настоящее время она пользуется признанием у более чем 50 бывших аспирантов, многие из которых занимают сегодня высокие посты в науке и управлении высшими учебными заведениями. В этой связи особенно удивительной была ее способность видеть и находить актуальные педагогические и психологические круги проблем, которые она постепенно превращала в индивидуальные исследовательские темы для отдельных аспирантов. Все по сей день вспоминают ее аспирантские семинары, нетрадиционно построенные на эвристических и партиципационных методах обучения. Эти семинары провоцировали участников на творческую деятельность по специальности и вливали в них мужество к самостоятельным исследованиям в до сих пор неизученных областях на рубеже педагогики и психологии. В своем научном труде и в ведении аспирантов Д. Толлингерова исходила из непредвзятого сравнения результатов научных исследований и развития обеих дисциплин и проявляла исключительную осведомленность о мировом педагогическом и психологическом мышлении. В настоящее время Д. Толлингерова работает в Центре по изучению высшего образования в Праге как научный работник. занимающийся исследованием учения, организации учебы и управления высшими учебными заведениями. В научной работе Д. Толлингеровой переплетаются три круга проблем. Преобладающее большинство ее работ периода 1955— 1970 гг. посвящены проблематике психологии учения. В широких кругах специалистов известны ее труды о программированном обучении, понимаемом как одна из форм управления учением. Ее соображения об авторегуляции учения были у нас первой попыткой создать теорию психической регуляции школьного учения. С результатами работы этого периода непосредственно связан повышенный научный интерес в 1970 — 1980 гг. к учебным задачам. Д. Толлингерова была первым чехословацким автором, начавшим в своих трудах систематически заниматься учебными задачами, и первой, кто осознал необходимость конструирования самостоятельной теории учебных задач. Этим она как бы продолжила свои предшествующие исследования, в которых доказала, что человеческим учением можно управлять не только с помощью обратной связи, но и путем оказания влияния на условия и цели учения. В последнее время, начиная с 1980 г. по сей день, внимание Д. Толлингеровой сосредоточено на проблематике вузовской педагогики и психологии. Богатство мыслей Д. Толлингеровой изложено почти в 300 публикациях (книги, учебные тексты, журнальные статьи, отчеты. рецензии). Четвертая часть ее трудов была переведена на иностранные языки. Особого внимания заслуживают ее предисловия к переводам монографий, которые всегда выходят за рамки книги и являются историческим отображением своего времени а тем самым и научного познания. В этой связи заслуживает упоминания также переводческая деятельность Д. Толлингеро-вой. В шестидесятых годах по ее инициативе в Государственном педагогическом издательстве начала выходить самостоятельная серия с целью приблизить чешскому читателю классиков русской и советской психологии. Научно-педагогическая работа Д. Толлингеровой была по заслугам оценена. Ей присуждена Премия Чехословацкой академии наук (1965), Золотая медаль Университета им. Палацкого (1987), почетное звание Заслуженный учитель (1987). Присужден ей был также ряд региональных наград высших учебных заведений за помощь при комплектовании их профессиональных кадров. Д. Толлингерова является членом целого ряда отечественных и зарубежных научных обществ. Сотрудничает с отдельными органами Европейского сообщества, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития, Среднеевропейской инициативы и ЮНЕСКО. Своими обширными научными и педагогическими трудами Д. Толлингерова прочно вошла в историю чешской и словацкой педагогики. В настоящее время она принадлежит к числу специалистов, снискавших признание не только в Чешской республике, но и далеко за ее пределами. Ее аспиранты, сотрудники и друзья, возвращаясь из заграничных поездок, подтверждают постоянный интерес к трудам Д. Толлингеровой и к ней самой как выдающейся личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 897. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |