Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проф. Д-р Дана Толлингерова — ее жизнь и научные труды




Драгомира Голоушова, Гана Канторкова

Дана Толлингерова родилась 11 ноября 1927 г. в Бышице под Прагой. В реальную гимназию поступила в 1938 году в Мельнике, а завершила среднее образование в классической гимназии в г. Млада-Болеслав. Ее незаурядные дарования ска­зались уже тогда в выборе двух самых тяжелых предметов на аттестат зрелости — латинский и греческий языки.

Высшее образование по психологии она завершила в 1953 году экзаменом на звание доктора философии на философском факультете Карпова университета в Праге.

Научная карьера Даны Толлингеровой началась с успешного для нее конкурса на место аспиранта психологических наук в Московском государственном университете в 1953 г., где она при­обретала специализацию в области истории психологии под науч­ным руководством Михаила Васильевича Соколова. Предметом ее диссертации стали чешско-русские научные связи на рубеже XVIII и XIX столетий. Свое внимание она нацелила на видного чешского физиолога XVIII ст. Иржи Прохазку. В своей диссертационной работе, которую защитила в 1957 году, она впервые оценила вклад этого ученого в развитие психологии, в особенности рефлексную теорию поведения человека. Выявила доселе неизвестные факты о влиянии этой теории в дореволюционной России, в частности, на возникновение русской физиологической школы. Учебниками физиологии Прохазки, переведенными на русский язык, и его модельными физиологическими микроскопическими препаратами, закупленными для нужд русских высших медицинских учебных заведений, пользовались почти 100 лет в Москве, Петербурге, Тарту и Казани. Еще в конце XIX столетия учил по учебнику физиологии Прохазки в Петербургском университете профессор Цион и по нему же учился и ученик Циона И.П. Павлов.

В течение своей учебы Д. Толлингерова встречалась не только со своим научным руководителем, но и с другими видными личностями, работавшими тогда на кафедре психологии фило­софского факультета МГУ. Это были А.Н. Леонтьев. П.Я. Галь­перин. С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Б.М. Теплов. А.А. Смирнов, которые также оказали значительное влияние на ее професси­ональный рост.

По окончании научной подготовки в Москве Дана Толлинге­рова работала с 1957 года старшим научным сотрудником и одновременно секретарем кафедры педагогики философского фа­культета Карпова университета. В это же время она одновре­менно начала работать и в качестве эксперта ЮНЕСКО, прошла и завершила кратковременные курсы последипломного обучения в университете в Женеве и в парижской Сорбонне.

В 1959 году, когда в Чехословакии была основана Академия Наук, Д. Толлингерова перешла работать в отдел психологии Педагогического института им. Я.А. Коменского. Здесь она ос­новала Лабораторию программированного обучения, деятель­ность которой получила в свое время широкий международный отклик, главным образом, благодаря конференциям “Интерпрограмма”. Эта лаборатория действовала до начала семидесятых годов, когда при реорганизации Педагогического института им. Я.А. Коменского она кончила свое существование. Д. Толлинге­рова переориентировалась на педагогико-дидактическую пробле­матику.

В 1973 году она перешла в министерство просвещения Чеш­ской республики и стала директором отдела попечения об учи­телях. Она же стояла у колыбели Центрального института по подготовке педагогических работников в Праге, принимала ак­тивное участие также в разработке системы повышения квали­фикации учителей. Эта деятельность давала ей возможность тесного контакта с учителями, а тем самым и глубоко вникнуть в проблемы их жизни и труда.

В 1977 году, покинув свой министерский пост, Д. Толлинге­рова перешла на философский факультет Университета им. Палацкого в г. Оломоуц. где основала и построила кафедру вузов­ской педагогики, возглавляя ее вплоть до 1990 года. В 1981 г. была назначена доцентом, а в 1987 профессором по научной дисциплине “педагогика”. Вместе со своими сотрудниками обес­печивала последипломное обучение преподавателей в области вузовской педагогики, которое постепенно прошли все препо­даватели высших учебных заведений Моравии.

Заслуживающую признания работу проводила Д. Толлинге­рова и в области подготовки специалистов к научной деятель­ности в качестве лектора, члена и председателя комиссии по защите кандидатский и докторских диссертаций. По специаль­ности “педагогика и педагогическая психология” она воспитала в течение 1965 — 1992 гг. целое поколение специалистов и научных работников. В настоящее время она пользуется при­знанием у более чем 50 бывших аспирантов, многие из которых занимают сегодня высокие посты в науке и управлении высшими учебными заведениями. В этой связи особенно удивительной была ее способность видеть и находить актуальные педагогиче­ские и психологические круги проблем, которые она постепенно превращала в индивидуальные исследовательские темы для от­дельных аспирантов. Все по сей день вспоминают ее аспиран­тские семинары, нетрадиционно построенные на эвристических и партиципационных методах обучения. Эти семинары провоци­ровали участников на творческую деятельность по специальности и вливали в них мужество к самостоятельным исследованиям в до сих пор неизученных областях на рубеже педагогики и пси­хологии. В своем научном труде и в ведении аспирантов Д. Толлингерова исходила из непредвзятого сравнения результатов научных исследований и развития обеих дисциплин и проявляла исключительную осведомленность о мировом педагогическом и психологическом мышлении.

В настоящее время Д. Толлингерова работает в Центре по изучению высшего образования в Праге как научный работник. занимающийся исследованием учения, организации учебы и уп­равления высшими учебными заведениями.

В научной работе Д. Толлингеровой переплетаются три круга проблем. Преобладающее большинство ее работ периода 1955— 1970 гг. посвящены проблематике психологии учения. В широких кругах специалистов известны ее труды о программированном обучении, понимаемом как одна из форм управления учением. Ее соображения об авторегуляции учения были у нас первой попыткой создать теорию психической регуляции школьного уче­ния.

С результатами работы этого периода непосредственно свя­зан повышенный научный интерес в 1970 — 1980 гг. к учебным задачам. Д. Толлингерова была первым чехословацким автором, начавшим в своих трудах систематически заниматься учебными задачами, и первой, кто осознал необходимость конструирования самостоятельной теории учебных задач. Этим она как бы про­должила свои предшествующие исследования, в которых дока­зала, что человеческим учением можно управлять не только с помощью обратной связи, но и путем оказания влияния на условия и цели учения.

В последнее время, начиная с 1980 г. по сей день, внимание Д. Толлингеровой сосредоточено на проблематике вузовской пе­дагогики и психологии.

Богатство мыслей Д. Толлингеровой изложено почти в 300 публикациях (книги, учебные тексты, журнальные статьи, отчеты. рецензии). Четвертая часть ее трудов была переведена на ино­странные языки. Особого внимания заслуживают ее предисловия к переводам монографий, которые всегда выходят за рамки книги и являются историческим отображением своего времени а тем самым и научного познания. В этой связи заслуживает упоминания также переводческая деятельность Д. Толлингеро-вой. В шестидесятых годах по ее инициативе в Государственном педагогическом издательстве начала выходить самостоятельная серия с целью приблизить чешскому читателю классиков русской и советской психологии.

Научно-педагогическая работа Д. Толлингеровой была по за­слугам оценена. Ей присуждена Премия Чехословацкой академии наук (1965), Золотая медаль Университета им. Палацкого (1987), почетное звание Заслуженный учитель (1987). Присужден ей был также ряд региональных наград высших учебных заведений за помощь при комплектовании их профессиональных кадров.

Д. Толлингерова является членом целого ряда отечественных и зарубежных научных обществ. Сотрудничает с отдельными органами Европейского сообщества, Совета Европы, Организа­ции экономического сотрудничества и развития, Среднеевропей­ской инициативы и ЮНЕСКО.

Своими обширными научными и педагогическими трудами Д. Толлингерова прочно вошла в историю чешской и словацкой педагогики. В настоящее время она принадлежит к числу спе­циалистов, снискавших признание не только в Чешской респуб­лике, но и далеко за ее пределами. Ее аспиранты, сотрудники и друзья, возвращаясь из заграничных поездок, подтверждают постоянный интерес к трудам Д. Толлингеровой и к ней самой как выдающейся личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 897.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...